Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ООО «Монетка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель: разработка мероприятий по повышению эффективности ассортиментной политики, на примере торгового предприятия «Универсам Монетка».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Ассортиментная политика предприятия………………………………………………….5
1.1 Экономическая характеристика ассортиментной политики…....……...……..............5
1.2 Оптимизация и планирование ассортимента…………..…………….……….....…....12
1.3 Современные методики анализа ассортиментной политики, их достоинства и недостатки…………………………………………….………………………………..15
2 Исследование и оценка ассортиментной политики……….………………………...…31
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Купеческий»……..…………………………………………...........................….31
2.2 Анализ структуры ассортиментной политики ООО «Монетка»….………....…...36
2.3 Оценка ассортимента с использованием различных методов……………………....…....39
3 Поиск и разработка приёмов для повышения качества ассортиментной политики………………………..46
3.1 Разработка оптимальной ассортиментной политики ООО «Купеческий».................46
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента розничного торгового предприятия………………………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………………...…...52
Список использованных источников.…………..…..….………………………………..…55
Приложения……………………………………………………………..…………………..57

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_Assortiment.doc

— 952.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Уральский государственный  экономический университет

(УрГЭУ)

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Организация коммерческой деятельности предприятий

(по отраслям  и сферам применения)»

 

Тема: Совершенствование ассортиментной политики предприятия

(на  примере ООО «Монетка»)

 

 

 

 

 

Департамент: Торговли, питания  и сервиса

Специальность: Коммерция (торговое дело)

Кафедра: Коммерции, логистики  и экономики торговли

Оценка:

Исполнитель:

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………3

 

1 Ассортиментная политика  предприятия………………………………………………….5

1.1  Экономическая характеристика ассортиментной политики…....……...……..............5

1.2  Оптимизация и планирование ассортимента…………..…………….……….....…....12

1.3  Современные методики анализа ассортиментной политики, их достоинства и недостатки…………………………………………….………………………………..15

 

2  Исследование и оценка ассортиментной политики……….………………………...…31

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия

      ООО «Купеческий»……..…………………………………………...........................….31

2.2 Анализ структуры ассортиментной политики ООО «Монетка»….………....…...36

2.3 Оценка ассортимента с использованием различных методов……………………....…....39

 

3 Поиск и разработка приёмов для повышения качества ассортиментной политики………………………..…………………………………………………..…..46

3.1 Разработка оптимальной ассортиментной политики ООО «Купеческий».................46

3.2 Рекомендации по  совершенствованию формирования ассортимента розничного торгового предприятия………………………………………………………………...48

 

Заключение……………………………………………………………………………...…...52

Список  использованных источников.…………..…..….………………………………..…55

Приложения……………………………………………………………..…………………..57

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы связана c тем, что в современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.

Процесс сбыта товаров  характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также  отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия c ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности  не будут упущены.

Цель: разработка мероприятий по повышению эффективности ассортиментной политики, на примере торгового предприятия «Универсам Монетка».

В соответствии с целью к задачам работы относятся:

  • изучить теоретические аспекты ассортиментной политики торгового предприятия и все её составляющие;
  • дать краткую организационно – экономическую характеристику предприятия ООО «Монетка»;
  • проанализировать существующую ассортиментную политику ООО «Монетка»;
  • оценить представленный ассортимент на основе различных методов
  • самостоятельно разработать оптимальную ассортиментную политику предприятия;
  • предложить рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Монетка».

Объект исследования – товарный ассортимент хозяйственного предприятия.

Предмет исследования – ассортиментная политика предприятия.

В работе были использованы материалы:

  • учебно-практической литературы (в том числе Снигирева В. Розничный магазин. Управление ассортимента по товарным категориям; Егоров В.Ф. Организации торговли: учебник для вузов);
  • периодических изданий («Современная торговля», «Коммерческий директор», «Секрет фирмы»)
  • Интернет-источников;

Источниками информации для анализа и прогнозирования (планирования) показателей хозяйственной деятельности предприятия в целом в данной работе послужат следующие документы:

  1. годовая отчетность «Универсам Монетка» 2009 – 2011 годы (ф.№1 «Бухгалтерский баланс», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках», ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»);
  2. статистическая отчетность «учет продаж по группам товаров».

 

 

 

1 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Экономическая характеристика  ассортиментной политики

 

 

Самые различные - и производственно-торговые, и торгово-закупочные - компании, так  или    иначе, выстраивают свою ассортиментную политику. Поскольку  нет и не может быть единообразных стандартов по управлению ассортиментом, каждый в принципе, волен сам определять содержание этой деятельности. Наша задача помочь исследуемому предприятию в этом.[1]

Ассортимент товаров - этo набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.[2]

Товарный ассортимент (товарная номенклатура) – совокупность всех товарных групп, предлагаемых компанией  рынку в целом или каждому  сегменту в отдельности.

Товарный ассортимент состоит из:

а) Товарная группа – совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров.

б) Товарная категория – совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы.

в) Товарная линия (линейка) – совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон.

Свойство ассортимента - отличительная особенность конкретного  набора товаров.  Существует семь специфических  свойств ассортимента.

Рисунок 1- Свойства торгового  ассортимента1

 

Согласно ГОСТУ, для  количественной и качественной характеристики одного или нескольких свойств ассортимента используют ряд показателей. Широта ассортимента - количество товарных (ассортиментных) групп или товарных линий. Длина ассортимента - общее количество товаров или брендов в ассортименте. Глубина ассортимента - общее количество торговых единиц. Согласованность ассортимента (гармоничность) - степень близости между разными товарными группами.[3]

Bce товарные позиции ассортимента образуют товарную номенклатуру (ассортиментную линию) предприятия. B зависимости от количества разновидностей говорят o неглубоком (плоском) или глубоком (насыщенном) ассортименте данного вида товара. Одновременное расширение и насыщение ассортимента приводит к его наращиванию.

Порог расширения ассортимента определяет ту его широту, когда ассортимент еще является гармоничным. Порог насыщения ассортимента определяет ту глубину каждого вида товара, когда потребитель еще может сконцентрировать свое внимание и выбрать нужную позицию из множества торговых марок, фасонов, цветов, размеров. Пороговые значения строго уникальны для каждого типа предприятия и для каждого вида товара. В то же время эти значения можно вычислить, чтобы чрезмерно не наращивать ассортимент и не тратить на это ресурсы предприятия.[4]

Ассортиментный перечень-часть  торгового ассортимента товаров, который  должен быть постоянно в продаже («ассортиментный минимум»)

Торговое предприятие, независимо от формы собственности, организационно- правовой формы, объемов  деятельности, обязано иметь утвержденный руководителем предприятия ассортиментный перечень товаров, который разрабатывается  магазином самостоятельно и утверждается местным органом исполнительной власти.

Ассортиментная матрица  – это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени c учетом требований ассортиментной политики вашей компании и особенностей формата и расположения магазина.

Ассортиментная матрица – документ, появляется после того, как будет проведена работа по выделению в ассортименте классов, групп, категорий, подкатегорий и других уровней классификатора. И после того, как ассортимент будет сбалансирован по ширине и глубине.  Ассортиментная матрица является результатом работы по формированию ассортимента.

Что бы построить грамотную  ассортиментную матрицу, нужно проделать  следующие шаги:

1) Определить формат магазина и его основную концепцию и позиционирование (что и как мы будем продавать). Требования к формату (площадь магазина, магазин самообслуживания или торговля через прилавок, минимаркет, супермаркет, дискаунтер или бутик, и т.п.). Какова специфика региона или города (город c развитой инфраструктурой, промышленный, город-порт или областной центр, столица региона или окраина). Каковы особенности местоположения (спальный район, в центре города, возле оживленной трассы, рядом рынок и т.п.).

2) Изучить покупательский спрос, провести сегментирование покупателей (кому мы будем это продавать, кто наш основной потребитель – возраст, уровень доходов, семейное положение, образование, как отдыхает, что покупает чаще всего, зачем совершает покупки в нашем магазине, что хочет получить, какие услуги ожидает от нас или конкурентов).

3) Сегмент - группа покупателей, которые будут одинаково реагировать на выгоды от посещения магазина, на предлагаемый товар и на побудительные стимулы маркетинга (цена, реклама, упаковка).

Целевой сегмент – это группа покупателей, покупающих чаще или больше всего и приносящих магазину наибольшую прибыль. Суть сегментирования как раз в том, что бы выделить самые интересные и прибыльные для нас группы клиентов и создать для них предложение, максимально отвечающее потребностям этих групп.

4) Изучить ассортимент конкурентов.

Принять решение о  товарах, которые будут продаваться  в магазине и об уровне цен на эти товары. На данном этапе уместно  начать подбор поставщиков, которые  могут удовлетворять нашим ожиданиям  в отношении цен, качества товара и регулярности поставок.

На основании покупательского  спроса выделить категории, группы и  классы товаров. Составить товарный классификатор, выделив эти три  уровня.

Каждый уровень выделяется на основании того, что это: свойства товара или бренды /коллекции /серии  или ценовые сегменты /стили или единицы учета.

В одном случае это  будет:

цена товара → торговая марка, производитель либо страна производства → свойства и характеристики товара →  вес, объем или вид упаковки.

В другом магазине эта же категория будет покупателем выбираться по признаку: свойства → торговая марка  → упаковка → цена.

Результатом такой работы и явится собственно ассортиментная матрица, содержащая в себе информацию о товаре и поставщиках. В матрице  могут присутствовать следующие данные:

а) бренды;

б) свойства товара (цвета, размеры, фактура, и т.п.) и расфасовка (банка, бутылка, ПЭТ, мягкая упаковка, без упаковки и т.п.);

в) поставщики и условия работы с ними (кредит, предоплата);

г) об упаковке товара (палетта, картон, коробки, мешки) и количестве единиц в упаковке вес изделия или вес упаковки (вес нетто/брутто);

д) имя менеджера, ведущего категорию;

е) входит ли в ассортиментный минимум таможенные и другие коды (например, код производителя или штрих - коды);

ж) магазину, какого формата соответствует (например «для магазинов формата «дисконт») к категории какой роли относится (и роль товара в самой категории);

и) к какой группе по АВС - и XYZ-анализу относится категория или товар (АХ, СХ и т.д.);

Ассортиментная политика – искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей. [3]

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ООО «Монетка»)