Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:51, курсовая работа
Цель: разработка мероприятий по повышению эффективности ассортиментной политики, на примере торгового предприятия «Универсам Монетка».
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Ассортиментная политика предприятия………………………………………………….5
1.1 Экономическая характеристика ассортиментной политики…....……...……..............5
1.2 Оптимизация и планирование ассортимента…………..…………….……….....…....12
1.3 Современные методики анализа ассортиментной политики, их достоинства и недостатки…………………………………………….………………………………..15
2 Исследование и оценка ассортиментной политики……….………………………...…31
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Купеческий»……..…………………………………………...........................….31
2.2 Анализ структуры ассортиментной политики ООО «Монетка»….………....…...36
2.3 Оценка ассортимента с использованием различных методов……………………....…....39
3 Поиск и разработка приёмов для повышения качества ассортиментной политики………………………..46
3.1 Разработка оптимальной ассортиментной политики ООО «Купеческий».................46
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента розничного торгового предприятия………………………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………………...…...52
Список использованных источников.…………..…..….………………………………..…55
Приложения……………………………………………………………..…………………..57
По данным проведённого анализа видно, что наиболее предсказуемы будут продажи готовых продуктов, а также напитков в последующие периоды. Ведь об этом свидетельствует коэффициент вариации, который составляет 4,0 и 4,8% соответственно. Необходимо проследить разницу между фактической продажей за определенный интервал времени и средним арифметическим продаж за весь период. Таким образом, получается, что к более стабильным группам относятся кондитерские изделия, молочная продукция, промышленные товары и бакалея. Самые непредсказуемые продажи видны среди кормов для животных, отклонение которых составляет 29,8, а коэффициент вариации 19,1%.
Для того, чтобы повысить эффективность системы управления ассортиментом, долю высокоприбыльных товаров, а также выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров на складе совмещаем ABC и XYZ анализы.
Таблица 6 - Совмещенный XYZ – и АВС - анализ
Готовая продукция |
3907,8 |
3804,8 |
4027,1 |
4570,8 |
16310,4 |
14,2 |
14,2 |
А |
4,0% |
Х |
АХ |
Напитки |
3530,4 |
3941,2 |
4386,4 |
3688,1 |
15546,2 |
13,5 |
27,7 |
А |
4,8% |
Х |
АХ |
Кондитерские изделия |
2914,3 |
2623,8 |
2828,1 |
3426,5 |
11792,7 |
10,2 |
37,9 |
А |
6,5% |
Х |
АХ |
Молоко,молочная продукция |
2682,1 |
2647,5 |
2584,2 |
3042,4 |
10956,2 |
9,5 |
47,4 |
А |
6,7% |
Х |
АХ |
Промышленные товары |
1978,2 |
2191,9 |
2337,1 |
2344,3 |
8851,4 |
7,7 |
55,1 |
В |
6,9% |
Х |
ВХ |
Бакалея |
1941,4 |
1917,8 |
2114,8 |
2267,1 |
8241,0 |
7,2 |
62,3 |
В |
7,2% |
Х |
ВХ |
Овощи,фрукты |
2257,1 |
2153,3 |
1589,8 |
2203,1 |
8203,3 |
7,1 |
69,4 |
В |
8,3% |
Х |
ВХ |
Заморозка штучная |
1802,9 |
1759,0 |
1656,1 |
1846,8 |
7064,9 |
6,1 |
75,6 |
В |
8,6% |
Х |
ВХ |
Консервация |
1761,9 |
1651,7 |
1586,3 |
1981,4 |
6981,3 |
6,1 |
81,6 |
С |
9,2% |
Х |
СХ |
Заморозка весовая |
1511,4 |
1515,8 |
1475,8 |
1667,9 |
6170,8 |
5,4 |
87,0 |
С |
10,0% |
Y |
СY |
Хлеб |
1018,5 |
992,9 |
1170,8 |
1235,6 |
4417,8 |
3,8 |
90,8 |
С |
12,2% |
Y |
СY |
Пищевые жиры |
840,7 |
803,2 |
915,5 |
1128,6 |
3688,0 |
3,2 |
94,0 |
С |
12,3% |
Y |
СY |
Снэки |
503,0 |
552,7 |
692,6 |
636,1 |
2384,3 |
2,1 |
96,1 |
С |
13,1% |
Y |
СY |
Яйцо |
477,2 |
391,5 |
316,8 |
410,1 |
1595,7 |
1,4 |
97,5 |
С |
13,7% |
Y |
СY |
Детское питание |
292,3 |
390,0 |
421,1 |
431,2 |
1534,6 |
1,3 |
98,8 |
С |
14,3% |
Y |
СY |
Диетическое питание |
185,6 |
176,2 |
142,5 |
201,2 |
705,5 |
0,6 |
99,4 |
С |
14,3% |
Y |
СY |
Корма для животных |
121,4 |
149,7 |
189,8 |
200,2 |
661,1 |
0,6 |
100,0 |
С |
19,1% |
Y |
СY |
Проанализировав таблицу можно говорить о том что в данном магазине ассортимент достаточно стабилен (столбцы Х заполнены), но группа СY слишком велика, а так называемых устойчивых середняков нет ВY нет. Предприятию следует часть ассортимента из группы СY попытаться перевести в более важную группу ВY, т.е. стимулировать оборот по ним.
По результатам данной таблицы можно дать рекомендации по закупочной политике.
АХ- высокий оборот и стабильность спроса. Мы можем прогнозировать продажи товаров этой группы. Важно иметь запаса на складе, но он не обязательно должен быть избыточным. Вероятно, по товарам этой группы нужно предусмотреть резервного поставщика, на случай если основной поставщик сорвет сроки поставки.
ВХ - средний оборот и стабильность спроса. Можно прогнозировать продажи товара и нежелательно, чтобы товар отсутствовал в продаже.
СХ - товар-балласт, который, тем не менее пользуется устойчивым спросом. Его можно попытаться перевести в группу В, если он так нужен покупателям.
СY - товар условно «малоценный» и имеющий колебания в продажах. Политика в отношении этого товара сходна с предыдущей группой.
Согласно таблице 4, большую долю в обороте, и прибыль приносят такие товарные группы как:
Готовая продукция, напитки, кондитерские изделия, молоко, яйца.
Исходя из этого, широта и глубина ассортимента данных товарных групп должна быть наиболее развита. Согласно приложению А, видно, что готовая продукция имеет коэффициент широты 9,41; кондитерские изделия 12,94; молоко и яйца 2,35; напитки алкогольные и безалкогольные 10,8. Поэтому для увеличения оборота и прибыли нам необходимо увеличить глубину ассортимента данных товарных групп за счёт высвобождения торговых площадей от групп товаров с наименьшей долей товарного оборота. Данные группы товаров – это замороженные изделия и консервация, которые занимают 10,57 и 11,76 процентов ассортимента соответственно.
За счёт этого увеличивается
доля товаров, с высокой продаваемостью
и уменьшится доля товаров с низкой
ценой и невысокой
3 ПОИСК И РАЗРАБОТКА ПРИЁМОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Разработка оптимальной ассортиментной политики ООО «Монетка»
По результатам исследований проведенных во второй главе мы видим что, группа напитки приносит 14% прибыли, но при этом 13,5% общего объема оборота. Причина недостаточного объема продаж, может состоять в том, что по группе напитки ведётся неверный учет.
Таблица 7 - Динамика продаж напитков за 2011 год
Категория |
Прибыль |
Оборот |
Пиво |
1877,6 |
9283,5 |
Соки |
573,0 |
3414,0 |
Г/вода |
367,3 |
2145,7 |
Напитки |
140,9 |
702,9 |
Итого |
2958,8 |
15546,2 |
Группа напитки в ассортиментной матрице представлена следующими категориями: напитки, газированная вода, пиво, соки. Матрица должна иметь более развернутый вид. Так же в связи с расширением ассортимента магазина необходимо выделить дополнительные категории такие, как холодные чаи и энергетические напитки.
При исследовании как осуществляется ассортиментная политика на предприятии выяснилось, что по группе пиво не ведется никаких исследований, a только автоматически осуществляется заказ.
Категория пиво требует постоянного внимания, особенно в преддверии летнего сезона.
Для многих магазинов широта ассортимента зачастую является не преимуществом, а проблемой: можно легко потеряться в многообразии товара, не суметь разработать стратегию продвижения приоритетных позиций. Для того чтобы справляться с этими затруднениями магазину стоит разделит весь ассортимент пива на четко сконструированные блоки:
а) импортное пиво, доступное по цене (способное продаваться даже в небольших супермаркетах и торговых павильонах);
б) хорошо знакомые потребителю, прочно устоявшиеся на рынке брэнды (самые продаваемые в своем сегменте);
в) хорошо известные в Европе марки, которые только начинают выходить на региональные рынки.
Если придерживаться такой ассортиментной политики магазин сможет привлечь, как тех, кто только знакомиться с рынком пива, так и знатоков и гурманов.
При работе с категорией газированные воды стоит выделить 2 подкатегории: минеральные воды и сладкие газированные воды.
При формировании ассортимента минеральных вод магазину следует уделить особое внимание на: натуральность вод, лечебные качества, форму упаковки и известность марки.
Наиболее известные бренды минеральной воды в Нижнем Тагиле: Обуховская, Ессентуки, Нарзан, Бон Аква и Аква Минерале.
Так как магазин находится в спальном районе, где часто бывает отключение воды, и начался дачный сезон, будут особенно пользоваться спросом пятилитровые бутыли с водой.
Магазину следует расширить ассортимент минеральных вод класса премиум в стекле.
Так же в течение лета нужно поддерживать широкий ассортимент кваса, что не так актуально в другие времена года.
Категория соки представлена в широком ассортименте. Но существует ряд вопросов, которые предприятию надо рассмотреть. При учете, соки, предназначенные для детей относят к детскому питанию. Если все соки объединить в одну категорию это упростит учет и позволит более эффективно осуществлять ассортиментную политику. Рядом с кассами находится несколько стеллажей с мягкими игрушками. Сейчас экономически оправдано, будет занять один стеллаж под разрекламированные соки.
Так же ми отметили, что в магазине нет охлажденных соков. Поэтому предприятию стоит разместить в зале открытый холодильный шкаф, в котором представить широкий ассортимент охлажденных соков в небольших упаковках.
Так же мы рекомендуем
выделить в отдельную категорию
различные молочные коктейли. Т.к. по
своим характеристикам они
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента розничного предприятия
Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников торговли, прошедшие глубокую подготовку или повышение квалификации в области современного маркетинга, менеджмента, организации и технологии коммерческой работы. Во главе торгового предприятия должны стоять квалифицированные специалисты, хорошо знающие коммерческую работу.
Для того чтобы поднять торговлю на новую, более высокую степень, прежде всего, важно выделить главные перспективные вопросы ее развития. Среди них следует назвать и укрепление и совершенствование хозяйственных связей торговли с производством, с тем, чтобы обеспечить соответствие ассортимента и качества производимых товаров платежеспособному спросу населения, разработку с участием работников торговли долговременных программ увеличения объема производства и улучшения ассортимента и качества товаров народного потребления, разработку комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности и культуры торгового обслуживания населения [2].
Большое внимание в универсаме должно быть уделено выбору поставщиков. Для этого надо изучать объем их производства и возможности его увеличения, ассортимент и качества выпускаемых товаров.
За счет ритмичной поставки в магазине будет постоянно поддерживаться устойчивый ассортимент товаров, что даст возможность удовлетворять покупательский спрос. В условиях рынка это дает покупателям быть уверенным, что эти товары в наличие есть.
В универсаме созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, a также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутри - магазинного перемещения и продажи товаров. Если выявится завышение фактических запасов товаров надо принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин.
Для совершенствования хозяйственных связей универсама, коммерческим работникам магазина необходимо посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) c целью ознакомления c производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, a также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, выставках просмотрах новых образцов изделий, оптовых ярмарках.
Так же они постоянно должны следить за рекламными объявлениями в газетах и журналах, специальной прессе, за биржевыми сведениями, проспектами, каталогами.
Работникам магазина необходимо систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т.д. У универсама есть опасность поглощения другими предприятиями-конкурентами. В данном микрорайоне открылись продовольственные магазины «Пикник», «Продукты», которые работают с аналогичным ассортиментом товаров. «Пикник» работает круглосуточно, а «Продукты» до 22:00 ч. До рождения этих магазинов универсам получал высокую прибыль. На данный момент покупатели рассеялись по трем объектам. Многие подсобные помещения в универсаме пустуют, для привлечения покупателей необходимо создать в магазине мини-пекарню, где будут выпекаться различные булочки. Для этого необходимо приобрести оборудование, основанное на совершенствовании технологии производства, заключить договор с Хлебообъединением на получение полуфабрикатов теста.
В универсаме предусматривается систематический контроль за соблюдением обязательного перечня товаров, своевременное внесение предложений по его изменению. Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений, разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров.
Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ООО «Монетка»)