Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:51, курсовая работа
Цель: разработка мероприятий по повышению эффективности ассортиментной политики, на примере торгового предприятия «Универсам Монетка».
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Ассортиментная политика предприятия………………………………………………….5
1.1 Экономическая характеристика ассортиментной политики…....……...……..............5
1.2 Оптимизация и планирование ассортимента…………..…………….……….....…....12
1.3 Современные методики анализа ассортиментной политики, их достоинства и недостатки…………………………………………….………………………………..15
2 Исследование и оценка ассортиментной политики……….………………………...…31
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Купеческий»……..…………………………………………...........................….31
2.2 Анализ структуры ассортиментной политики ООО «Монетка»….………....…...36
2.3 Оценка ассортимента с использованием различных методов……………………....…....39
3 Поиск и разработка приёмов для повышения качества ассортиментной политики………………………..46
3.1 Разработка оптимальной ассортиментной политики ООО «Купеческий».................46
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента розничного торгового предприятия………………………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………………...…...52
Список использованных источников.…………..…..….………………………………..…55
Приложения……………………………………………………………..…………………..57
Для принятия решения об оптимизации ассортимента магазина используется сочетание ABC-анализа и XYZ-анализа.
XYZ-анализ — статистический
метод, позволяющий
ABC-анализ показывает нам вклад товара в результат магазина, а XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. Чем стабильнее спрос на товар, тем легче мы им управляем, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта. Таким образом, мы имеем дополнительный материал для принятия решений о пребывании товара в нашей ассортиментной матрице.
Рисунок 4-Кривая XYZ анализа
Категория X — товары характеризуются стабильностью продаж и как следствие — высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по, тем товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.
Категория Y — товары, имеющие колебания в спросе и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах (в пределах 25%). Категория Z — товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, доставляемая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.
Так же, как и в случае в ABC-анализом, это рекомендованные сочетания, и иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе X - 0-15%, группе Y - 15-40%, группе Z - от 40%.[17]
В реальной жизни на продажи и доходность товаров в магазине оказывает влияние огромное количество факторов: сезонность спроса, регулярность поставок, колебания цен на аналогичные товары у конкурента, наличие или отсутствие специальных мероприятий по продвижению и т. д. Все эти факторы будут вызывать колебания продаж и как следствие — высокие показатели коэффициента вариации.
Результаты XYZ-анализа будут достоверны, только если анализируется достаточно длительный период времени. Важно, чтобы период, взятый для анализа, в несколько раз превосходил оборачиваемость товара в днях. Например, если период оборачиваемости дорогого шампанского или эксклюзивных часов составляет 4 месяца, то для анализа нужно брать период не менее 12 месяцев.
Если же ассортимент обновляется часто, то нужно также использовать информацию о жизненном цикле товара и смотреть тенденцию развития всех новых позиций. Весьма вероятно, что в магазине модной одежды все товары поступают в продажу на один сезон и тогда в таком магазине у нас вообще не будет группы X.
В случае если мы имеем дело с сезонными коллекциями одежды и обуви, которые держатся в продаже максимум один сезон, то тогда этот анализ можно проводить по торговым маркам или по поставщикам.[18]
Также важно выяснять причины попадания товара в группу Z: было это вызвано действительно непредсказуемостью спроса или просто товар нерегулярно попадал в магазин. XYZ-анализ невозможен, если в ассортименте много новых товаров или поставки идут с перебоями. В таком случае необходимо вводить другой параметр для анализа, а именно запросы, или обращения, клиентов.
Использование совмещенного ABC- и XYZ-анализа позволит:
а) повысить эффективность управления товарными запасами и закупками товара;
б) выработать оптимальную закупочную политику в отношении каждого вида товаров;
г) выявить товары-«звезды» и товары-аутсайдеры и увидеть пути развития ассортимента;
д) грамотно распределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
В результате данного
совмещения мы получаем 9 групп
объектов анализа по двум
Таблица 1 – Совмещенный анализ по вкладу товара в оборот
АХ |
AY |
AZ |
(Значительный вклад в результат, продажи стабильны) |
(Значительный вклад в результат, продажи колеблются) |
(Значительный вклад в результат, продажи нестабильны) |
ВХ |
BY |
BZ |
(Средний вклад в результат, продажи стабильны) |
(Средний вклад в результат, продажи колеблются) |
(Средний вклад в результат, продажи нестабильны) |
СХ |
CY |
CZ |
(Малый вклад в результат, продажи стабильны) |
(Малый вклад в результат, продажи колеблются) |
(Малый вклад в результат, продажи нестабильны) |
Таблица 2- Закупочная политика по результатам совмещенного анализа
АХ |
AY |
AZ |
Невысокий страховой запас, возможно наличие резервного поставщика, теоретически можно Работать по системе JIT |
Запас с небольшим избытком, резервный поставщик, тщательный контроль остатков |
Иметь резервных поставщиков, отдать самому опытному менеджеру, постоянный контроль |
ВХ |
BY |
BZ |
Невысокий запас, поставки -JIT, резервный поставщик |
Запас с очень небольшим избытком, резервный поставщик, контроль остатков |
Частичная работа под заказ, контроль остатков, опытный менеджер, важно — резервные поставщики |
СХ |
CY |
CZ |
Фиксированный заказ, система JIT, партии с увеличенным интервалом |
Отдать новичку, поставка фиксированными, но чуть более частыми партиями, чуть больше страховой запас |
За новыми товарами — наблюдать, старые товары — выводить. Поставка под заказ, можно отдать новичку |
Такой анализ достаточно делать его раз в квартал, но если позволяют время и информационная система, то можно себе позволить ежемесячно делать такую сводную таблицу. Если компания стабильна, ассортимент устойчив, то можно делать такой анализ раз в полгода.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Краткая организационно-
Объектом нашего исследования является торговое предприятие «Универсам «Монетка», расположено в г. Екатеринбург, по адресу ул. Посадская, 45, является обществом с ограниченной ответственностью. Уставный фонд общества складывается только за счет вкладов учредителей.
Для обеспечения деятельности общества образован Уставный капитал. Общество создается на неограниченный срок деятельности и основано на частной форме собственности. Общество имеет расчетный счет по основной деятельности, вправе в уставном порядке открывать другие счета в российских и зарубежных банках.
Предметом деятельности Общества являются: торговая деятельность, в том числе розничная торговля товарами и услугами.
Торговое предприятие работает с 9:00 - 20:00 без перерыва и выходных
Общая площадь магазина составляет 657,90 м.кв., в том числе:
- площадь торгового зала – 470,0 кв.м.,
- площадь складских, служебных и бытовых помещений – 187,9 кв.м.
Здание «Универсама «Монетка» является встроенным, так как размещено на первом этаже жилого дома и занимает весь первый этаж и часть подвала.
Универсам выделяется
объемной, вдоль всего магазина,
вывеской с подсветкой. Вывеска
оформлена ярко желтым и
Организационная структура управления показана на рис.3
Рисунок 5 - Организационная структура управления торгового предприятия «Универсам «Монетка»
Рентабельная работа
магазина, повышения качества торгового
обслуживания населения,
Характеристика торгового предприятия ООО «Универсам «Монетка» включает экономические показатели деятельности и их зависимость от коммерческих связей.
Для того чтобы узнать насколько эффективно работает исследуемое нами предприятие необходимо провести анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица 3-Анализ основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия «Универсам Монетка»
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение +,- |
Отклонение в % |
Товарооборот, тыс.руб. |
97232 |
117734,6 |
121550 |
3815,7 |
103,2 |
В сопоставимых ценах тыс. руб. |
85051 |
106547,1 |
119167 |
12619,8 |
111,8 |
Товарооборот по закупочным ценам, тыс. руб. |
82286 |
97647,6 |
100108,3 |
2460,7 |
102,5 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
14946 |
20087 |
21442,0 |
1355 |
106,7 |
В % к товарообороту |
15,4 |
17,06 |
17,6 |
0,6 |
103,4 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
9846,2 |
10223 |
10425,3 |
202,3 |
102 |
В % к товарообороту |
10,13 |
8,68 |
8,58 |
-0,11 |
98,8 |
В том числе расходы на оплату труда, тыс. руб. |
6090,6 |
7149,3 |
7595,7 |
446,3 |
106,2 |
В % к товарообороту |
6,3 |
6,1 |
6,2 |
0,2 |
102,9 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
65 |
68 |
70 |
2 |
102,9 |
Выработка, тыс.руб/чел. |
1495,9 |
1731,4 |
1736,4 |
5,04 |
100,3 |
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
93,7 |
105,1 |
108,5 |
3,4 |
103,2 |
Прибыль, тыс. руб. |
5099,8 |
9864 |
11425,3 |
1511,3 |
115,32 |
Рентабельность, % |
5,27 |
8,38 |
9,02 |
0,64 |
108,2 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
382 |
372 |
365 |
-17 |
95,5 |
Фондоёмкость, % |
0,0034 |
0,0031 |
0,0030 |
-0,0004 |
113,3 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
12826 |
12104 |
11986 |
-118 |
99 |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что в целом за отчетный год предприятие работало эффективно.
Об успешной работе предприятия свидетельствует увеличение оборота на 3812,7 т.р. и на 3,2%.
В отчетном году наблюдается увеличение среднесписочной численности работников, что повлекло за собой рост производительности труда - на 240,5 тыс. руб. / чел. или на 6,2 %.
Так как темп изменения производительности труда как одного среднесписочного работника, так и работника ТОП выше темпа изменения среднесписочной численности работников, то можно отметить более эффективную работу персонала в отчетном году.
Валовая прибыль увеличилась на 6496 тыс. руб. или на 3,3% и составила в отчётном году 21442,0 тыс. руб.
За рассматриваемый период среднегодовая стоимость основных фондов уменьшилась на 17 тыс. руб. или на 21 %. В то же время наблюдается уменьшение такого показателя эффективности основных фондов, как фондоемкость. Это говорит об уменьшении использования основных фондов для получения 1 рубля оборота.
Сумма от издержек обращения в отчётном году увеличилась на 101 %, прибыль от продаж увеличилась 1246 тыс. руб.
Коэффициент рентабельности оборотных средств за анализируемый период повысился до 10,9 %. Это свидетельствует, что на единицу оборотных средств, приходится больший размер прибыли. Для предприятия это положительная тенденция.
В целом анализ основных
показателей деятельности предприятия
показал положительную
2.2 Анализ структуры ассортиментной политики ООО «Монетка»
Ассортиментную политику на торговом предприятии осуществляет заведующая совместно с товароведом и администратором зала. Они посещают семинары, лекции. Но так как сеть ещё недостаточно развита они не могут нанять специалиста.
На предприятии осуществляется анализ ассортимента: сезонность продаж, прибыль и оборот отслеживаются ежемесячно по поставщикам.
На предприятии работает программист. Он разработал программу автоматизированного учета и заказа. Т.е. когда на складе достигается критическая точка запаса какого-либо товара, программа автоматически делает минимальный заказ. Но так как техническая база в магазине устарела, программа сталкивается co многими трудностями и большую часть работы осуществляется вручную.
Так же при работе c ассортиментом возникает проблема неквалифицированности кадров. Кассиры зачастую не знают, к какой категории относиться тот или иной товар.
Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ООО «Монетка»)