Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ООО «Монетка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель: разработка мероприятий по повышению эффективности ассортиментной политики, на примере торгового предприятия «Универсам Монетка».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Ассортиментная политика предприятия………………………………………………….5
1.1 Экономическая характеристика ассортиментной политики…....……...……..............5
1.2 Оптимизация и планирование ассортимента…………..…………….……….....…....12
1.3 Современные методики анализа ассортиментной политики, их достоинства и недостатки…………………………………………….………………………………..15
2 Исследование и оценка ассортиментной политики……….………………………...…31
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Купеческий»……..…………………………………………...........................….31
2.2 Анализ структуры ассортиментной политики ООО «Монетка»….………....…...36
2.3 Оценка ассортимента с использованием различных методов……………………....…....39
3 Поиск и разработка приёмов для повышения качества ассортиментной политики………………………..46
3.1 Разработка оптимальной ассортиментной политики ООО «Купеческий».................46
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента розничного торгового предприятия………………………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………………...…...52
Список использованных источников.…………..…..….………………………………..…55
Приложения……………………………………………………………..…………………..57

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_Assortiment.doc

— 952.50 Кб (Скачать документ)

В идеале, процесс управления структурой ассортимента должен быть регламентирован. Нужно создавать специальные документы, регламентирующие работу по оптимизации ассортимента.

Рекомендуется при формировании ассортимента использовать ключевую идею категорийного менеджмента, которая состоит в выделении товарных категорий в структуре ассортимента с последующим делением каждой из них по отдельности. Ассортимент товаров в этом случае делиться не на товарные группы, а на категории, сформированные по признаку покупательских привычек или предпочтений.

Для учета и формирования ассортимента необходимо использовать более подробную матрицу представленную в Приложении Г.

Довольно эффективным  методом выявления «черных дыр» в ассортименте может стать «сканирование» ассортимента конкурирующих организаций особенно в динамике.

Для этого можно использовать Интернет-сайты конкурентов или  представляться потенциальным покупателем  и собирать прайс-листы компаний.

Так же актуально будет  простое проведение переписи ассортимента и цен конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в курсовой работе был рассмотрен процесс формирования ассортиментной политики с теоретической и практической (на примере «Универсам Монетка») точек зрения.

Результаты анализа позволили охарактеризовать ассортиментную политику в целом как удовлетворительную: в течение трёх лет  эффективность хозяйственной деятельности возрастает, хотя и медленными темпами, т.к. показатели возрастают в нужной последовательности:

Тп(110,4%)>Тв(106,7%)>Тто(103,2%)>Ти(102 %)

В ходе анализа выявлены следующие тенденции:

  1. на протяжении трех  лет сохраняется положительная тенденция роста оборота так, темп роста  в 2011 году по сравнению с 2009 составил 125,01%, что было обеспечено ростом цен. За счет роста цен среднегодовые темпы роста составили 6,56%.
  2. Необходимо отметить, что на торговом предприятии осуществляется эффективная ценовая политика, т.к. сумма валового дохода от реализации возросла на 6,7% и на 1355 т.р. Так же увеличился уровень валового дохода на 3,4%.
  3. Издержки обращения выросли на 202,3 т.р. и на 2%. Но темпы роста издержек, меньше темпов роста оборота – это хорошая тенденция. Так же увеличились расходы на оплату труда на 446,3 и на 6,2%. Но увеличение численности не было экономически оправдано, т.к. производительность труда выросла на 0,3%, т.е. более медленными темпами, чем оборот. Так же не было рационально увеличение расходов на оплату труда, т.к. рост расходов на оплату труда не должен был превышать 2,56%.
  4. Сумма прибыли выросла на 1246 т.р. и на 10,4%. Рентабельность же выросла на 6,9%, что свидетельствует о хорошей работе предприятия.
  5. Среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов уменьшилась. Фондоотдача выросла на 5,2%, что свидетельствует об эффективном использовании основных  фондов.

При изучении ассортиментной политики мы выявили, что оборот развивался неравномерно во временном разрезе и по структуре. Но провести детальный анализ структуры оборота проблематично, в связи с недостатками учетной политики предприятия. Рекомендуется усовершенствовать учетную систему на предприятии, программное обеспечение, составить ассортиментную матрицу, которая будет в полной мере отражать структур оборота и динамику продаж.

В связи неравномерным  развитием оборота во временном  плане, мы рекомендуем при планировании ассортимента большее внимание уделять  сезонным товарам и специфическим товарам к праздникам, так как доход население растет, и оно готово тратить средства на негосударственные праздники.

Проведя АВС - анализ мы выяснили, что 50% оборота образуют 4 группы товаров: готовая продукция, кондитерские товары, молочная продукция и напитки.

    A 50% прибыли формируют: напитки, кондитерские изделия и промышленные товары.

Результаты этого анализа  показатели, что предприятие имеет  упущения в ассортиментной политике. Недостаточное внимание уделяется  группам, приносящим большую прибыль.

Особое внимание стоит уделить группе напитки, т.к. eё развитие является резервом роста оборота.

Так же предприятие уделяет  мало внимания оказанию дополнительных услуг, что, несомненно, дало бы конкурентное преимущество и возможность оптимизации ассортимента.

Руководству следует  уделить особое внимание квалификации персонала, что в результате облегчит учет и формирование ассортимента.

Осуществляя в течение  трех лет эффективную хозяйственную деятельность «Универсам Монетка» добился конкурентного преимущества в районе своей деятельности. Его потенциальные внутренние сильные стороны:

1.    Функциональное превосходство. Магазин обеспечивает высокую ценность, лидируя в своей отрасли по цене и удобству. Разрабатывает систему снижения издержек. Он обслуживает потребителей, которым требуются надежные, качественные товары или услуги, но которым хочется получить их подешевле и без особых усилий.

2.    Тесная связь с потребителем. Магазин обеспечивает точное приспособление своих товаров или услуг к нуждам целевых потребителей, устанавливая с потребителями тесные взаимоотношения и собирая детальную информацию об их личных предпочтениях и привычках. Магазин обслуживает   потребителей,   и готов на все ради завоевания  долгосрочной приверженности потребителя и извлечения наибольших выгод из долгосрочных взаимоотношений с потребителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: учебно- практическое пособие/ В.В. Зотов.- М.: Эксмо, 2006.-240 с.- (Прицельный маркетинг).
  2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля.Термины и определения» от 11 августа 1999 г. №242-ст.
  3. Дурович А.П.Основы маркетинга: учеб. пособие.- М.: Новое знание, 2004. - 512с
  4. Ассортиментно-ценовая политика: сущность и содержание http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000683
  5. Степанов В. Ассортиментные излишества/В.Степанов //Современная торговля .-2007.-№12.- С.36-38.
  6. Асоортиментная политика фирмы http://www.kareta.com.ua
  7. Розмари Варлей. Управление розничными продажами.. Мерчендайзинг: Учеб.-М.: Изд-во Проспект, 2004.-272 с.
  8. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб.пособие/ Н.М. Мурахтанова, Е.Н. Еремина.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
  9. Болотова И. Ассортимент: в поисках оптимального варианта/ И. Болотова//Современная торговля.-2007.-№6.-С.54-56.
  10. Скриптунова И. Планирование ассортиментной политики/ И. Скриптунова // Управление сбытом.-2006.-№11.-С.23-26.
  11. Савинкин А. Как оптимизировать ассортимент/ А. Савинкин// Финансовый директор.- 2004.-№5.-С.31-35.
  12. Тарасова В.В. Оборот предприятия торговли: анализ и планирование: Учеб.пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та,2002.-100с.
  13. Афанасьев С.В.Метод треугольника в АВС анализе/С.В. Афанасьев// Маркетинг в России и за рубежом.-2007.-№2.-С.3-5.
  14. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы.-СПб.:Питер,2007.-176 с.
  15. Лайсонс К.  Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер.с 6-го англ.изд.- М: ИНФРА-М, 2005.798с. К. Лайсонс, М. Джиллингем.
  16. Управление ассортиментом, наиболее типичные ошибки http://www.retail.ru/biblio/category24.asp
  17. Управление товарным ассортиментом с помощью АВС и XYZ-анализа http://www.uman.ru/articles/logistics/utaf_abcxyz/index.html
  18. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации http://www.aup.ru/articles/marketing/4.htm  
  19. Товары разной стабильности(Секрет фирмы, журнал №4 (43), январь 2004 года) http://www.rombcons.ru/Statya5.htm  
  20. Управление запасами: АВС- или ХYZ-анализ? http://www.retail.ru/biblio/category.asp
  21. Савицкая  Г.В.Экономический анализ: Учеб./Г.В. Савицкая.- 9-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2004 – 640 с.- (Экономическое образование).
  22. Снигерева В. Розничный магазин. Управление Ассортиментом по товарным категориям.- СПб.: Питер, 2007.-416 с.
  23. Лебедева С.Н.Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие/ С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. ---е изд.-Мн.: Новое знание, 2002. -240с.
  24. Егоров В.Ф.  Организация торговли: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2006.- 352с.:ил.
  25. Елагин Ю.А.Организация коммерческой деятельности в торговле/ Ю.А.Елагин, Т.И. Николаева, Н.А. Николаева.: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004-156 с.

   ПРИЛОЖЕНИЕ А

Ассортиментная матрица

 

Группа товаров

Товарная категория

Коэф.широты,%

Подкатегория

Продукты

Бакалея

9,41

Б/П

     

Какао

     

Кофе

     

Крупа,мука,сахарный песок

     

Макаронные изделия

     

Пряности,специи,

     

Супы,кубики

     

Чай

 

 

Готова продукция

9,41

   

Колбаса копченая

     

Копчености и деликатесы

     

Птица готовая

     

Рыба х-к,г-к весовая

     

Салаты весовые

     

Салаты штучные

     

Сыры

 

Детское питание

1,17

 
 

Диетическое питание

1,17

 
 

Заморозка весовая

3,52

Охлажденная продукция

     

Птица сырая

     

Рыба с/м,морепродукты весовые

 

Заморозка штучная

7,05

Морепродукты с/м

     

мороженное

     

мясная заморозка

     

овощная заморозка

     

пельмени и вареники

     

Полуфабрикаты мясные

 

Кондитерские 

12,94

Ж/р,ж/к,леденцы

 

изделия

 

Карамель

     

Конфеты в коробках

     

Конфеты,батончики весовые

     

Мармелад,зефир

     

Печенье,крекеры

     

Пирожное,рулеты,кексы,коржи

     

Пряники,вафли

     

Сушки,баранки,сухари

     

Торты

     

Шоколад плиточный

 

Консервация

11,76

Икра

     

Консервация мясная

     

Консервация овощная

     

Консервация рыбная

     

Консервация фруктовая

     

Красная рыба

     

Мед

     

Молоко сгущеное

     

Пресервы

     

Соусы,кетчупы,том.пасты

 

Корма для животных

1,17

 
 

Молоко,молочная

2,35

Йогурты

 

продукция

 

Сырки

 

Напитки

3,52

Г/вода

     

Пиво

     

Соки

       
 

Овощи,фрукты

1,17

 
 

Пищевые жиры

4,70

Майонезы

     

Подсолнечное и растительные масла

     

Спреды,масло сливочное

     

Рыба живая

 

Снэки

1,17

Сухарики,семечки, рыба

 

Хлеб

1,17

Хлебобулочные изделия

 

Яйцо

1,17

 
 

Спиртные напитки

10,58

Вино виноградное и  плодовое

     

Водка

     

Коньяки

     

Ликеры

     

Настойки

     

Портвейны

     

Разливное вино

     

Слабоалкогольные напитки

     

Шампанские и игристые вина

Промышленные 

 

16,47

Бытовая химия

товары

   

Зубная паста

     

Игрушки

     

Кассовая зона

     

Одежда

     

Парфюмерия

     

Печатная продукция

     

Посуда

     

Прокладки,памперчы

     

Сезонная продукция

     

Семена

     

Сигареты


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Товарная группа

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

За год

В % к обороту

Бакалея

642,6

656

642,8

624,4

623,8

669,5

685,9

732,6

696,3

733,6

716,8

816,8

8241,0

6,8

Готова продукция

1337

1219,1

1351,7

1265,9

1287,7

1251,2

1353,5

1321,2

1352,3

1470,1

1428,2

1672,5

16310,4

13,4

Детское питание

94,6

94,4

103,3

116,3

142,3

131,4

149,9

128,5

142,7

140,8

137,6

152,8

1534,6

1,3

Диетическое питание

54

62,8

68,8

65,9

56,5

53,9

46,1

49,9

46,4

57,7

74,7

68,8

705,5

0,6

Заморозка весовая

511,9

492,2

507,2

490,1

515,5

510,1

529,1

484

462,7

481,5

512,9

673,5

6170,8

5,1

Заморозка штучная

621,6

579,5

601,8

571,5

586,3

601,2

612,8

527,9

515,4

586,1

584,9

675,8

7064,9

5,8

Кондитерские  изделия

1035,8

869,9

1008,5

787,5

893,8

942,5

915

931,2

981,9

1025,6

1065,8

1335,1

11792,7

9,7

Консервация

575,4

578,5

608,0

565,3

520,6

565,7

531,2

530

525,1

580,6

592,6

808,2

6981,3

5,7

Корма для животных

52,6

30,6

38,2

44,7

53,9

51,1

65

64

60,8

65,7

62,2

72,3

661,1

0,5

Молоко,молочная продукция

900,1

851,3

930,8

907,2

872,8

867,4

890,1

856,4

837,8

986,8

997,1

1058,5

10956,2

9

Напитки

1250,4

1045,6

1234,4

1209,2

1324,3

1407,7

1719,7

1504,9

1161,8

1221,6

1153,5

1313,1

15546,2

12,8

Овощи,фрукты

773,8

690,3

793,0

707,6

747,8

698

652,5

474,3

463,0

591

676,6

935,5

8203,3

6,7

Пищевые жиры

291,3

270,8

278,6

264

269,5

269,7

282,6

296,3

336,7

366

353,7

408,9

3688

3

Рыба живая

-

10,9

25,5

6,9

-

-

-

-

-

-

-

-

43,2

0,04

Снэки

169,3

159,1

174,5

155,7

181,5

215,5

233

241,3

218,3

223,6

197,2

215,3

2384,3

2

Спиртные напитки

1853,2

1467,9

1481,1

538,1

2,1

2,4

1,7

6,7

774,9

10

-0,08

-0,14

6137,8

5

Хлеб

349,3

325,8

343,3

335,9

328,3

328,7

356,4

413,9

400,6

421,9

403,2

410,4

4417,8

3,6

Яйцо

122,5

175,1

179,7

189,6

108,5

93,4

110,7

103,1

103

123,4

124,1

162,7

1595,7

1,3

Промышленные  товары

731,4

584,9

661,8

687,2

735,2

769,5

829,6

774,3

733,2

786,1

678,1

880,2

8851,4

7,3

Уцененные товары

14,4

96,5

61,7

35,7

4,6

5,4

13,3

4,2

1,5

5,4

6,4

14,9

264,0

0,2

Итого

11381,2

10261,2

11094,9

9568,8

9255

9434,3

9978,1

9444,5

9814,3

9877,4

9765,4

11675,1

121550,2

100

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ООО «Монетка»)