Совершенствование управления персоналом на примере СУПР ДОАО "Спецгазавтотранс"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ и разработка предложений по совершенствованию управлением персоналом организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Изучить теоретические аспекты управления персоналом;
Рассмотреть характеристику исследуемого объекта;
Изучить состояние управления персоналом в организации;
Разработать при необходимости предложения по совершенствованию управления персоналом организац

Содержание

1. Введение 3

2. Организационно-экономическая характеристика СУПР ДОАО «Спецгазавтотранс» 4

2.1 История создания 4

2.2 Виды выполняемых работ 6

2.3 Организация работ и структура управления 9

2.4 Финансово-аналитический анализ деятельности 10

3. Теоритические аспекты управления персоналом 15

3.1 Система управления персоналом организации 15

3.2 Зарубежный опыт управления персоналом организации 20

4. Анализ и совершенствование управления персоналом на предприятии. 23

4.1 Анализ служб управления персоналом по функциям 24

4.2 Анализ и совершенствование организационной структуры управления персоналом 29

4.3 Функционально-стоимостной анализ деятельности отдела кадров 30

5. Заключение 47

6. Список литературы 48

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовик_окончательный.docx

— 927.83 Кб (Скачать документ)

При определении  численности службы для полного  и качественного выполнения функции  по управлению персоналом, воспользуемся  рекомендациями Кибанова А.Я. [1, стр.37;] и Генкина [19]. В соответствии с ними при имеющейся численности работников СУПР (1200 человек) в службе управления персонала должно работать от 8 до 10 человек.

Организация единой службы по управлению персоналом позволит проводить активную кадровую политику на основе создания эффективной системы управления кадрами и социальными процессами, обеспечить условия для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков, рассмотреть вопросы повышения качества персонала, разработать совместно с экономической службой материальные и социальные стимулы, тесно увязывающие экономическую деятельность предприятия с вкладом каждого работника [3].

      1. Функционально-стоимостной  анализ деятельности 
        отдела кадров

Как было сказано  выше, роль отдела кадров в системе  управления организацией все более  возрастает. Таким образом, назревает  вопрос о необходимости совершенствования  той службы, которая имеется в  данный момент на предприятии. Для проведения такого рода мероприятий необходимо обоснование, которое обеспечивается функционально-стоимостным анализом (ФСА), где рассматриваются такие  задачи, как совершенствование технологий управления и организационной структуры; уточнение функций отдела и его  работников; повышение качества выполнения функций; рационализация взаимосвязей отдела с другими подразделениями; совершенствование информационного  обеспечения; снижение расходов на выполнение функций.

ФСА состоит  из нескольких этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский и этап внедрения. Подробно рассмотрим первые 3 этапа.

В основу анализа  положены разработки и рекомендации отечественных специалистов [1,6,7,8].

1. Подготовительный  этап.

На подготовительном этапе ФСА выявляются задачи анализа  и составляется рабочий план анализа.

Задачами  ФСА по совершенствованию трудовой деятельности отдела кадров организации  являются: повышение эффективности  трудовой деятельности руководителей, специалистов и работников; улучшение  использования трудовых и материальных ресурсов отделов и организации  в целом и в интересах оптимизации выполняемых функций отдела кадров. Конечной целью анализа является достижение наилучшего соотношения между эффективностью работы отдела и затратами на выполнение им своих функций.

В соответствии с определенными задачами ФСА  в организации был составлен  рабочий план проведения ФСА деятельности отдела – таблица 4.2.

Таблица 4.2 
Рабочий план

№ п/п Этап  ФСА Содержание  этапа Откуда  поступает информация Исполнитель Сроки исполнения
1 2 3 4 5 6
1. Подготовительный Определение задач  ФСА Экономический отдел, производственные подразделения, отдел  СП и ОТ ОК неделя
2. Информационный Систематизация  данных, характеризующих работу ОК и его функции и описание системы  деятельности ОК Экономический отдел, отдел СП и ОТ, отдел кадров ОК неделя
3. Аналитичес-кий Формулировка, анализ и классификация функций. Определение  степени значимости функций и  качества их выполнения. Выявление  излишних функций. Экономический отдел, отдел СП и ОТ, отдел кадров, производственные подразделения. Экспертная группа, ОК, отдел СП и ОТ месяц
4. Творческий Выявление путей  улучшения выполнения функций и  задач отдела кадров. Экспертная группа, экономический отдел, отдел СП и  ОТ. Экспертная группа. неделя
5. Исследовательский Отбор вариантов  мероприятий по улучшению организации  деятельности отдела из выявленных на творческом этапе. Экспертная группа, отдел СП и ОТ, ОК Экспертная группа. неделя
6. Рекомендательный Рекомендации по внедрению выбранных мероприятий  и расчет эффекта от их внедрения. Экспертная группа, экономический отдел, ОК Экспертная группа, экономический отдел. неделя
7. Внедрение Разработка последовательности действий по внедрению выбранных  мероприятий. ОК, экономический  отдел. ОК, экономический  отдел. неделя
 

На основе разработанного рабочего плана, в организации  был осуществлен анализ деятельности отдела кадров методом ФСА.

2. Информационный этап.

В изучаемой  организации главными функциями отдела кадров является учет, подбор и расстановка персонала. Из этих обязанностей выделяются следующие основные направления деятельности отдела кадров:

    • планирование потребности предприятия в специалистах и рабочих;
    • совместно с руководством подбор и оформление специалистов на руководящие и инженерно-технические должности;
    • текущее и перспективное планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
    • организация и контроль проведения аттестации работников;
    • подготовка установленной отчетности по кадрам;
    • организация учета и формирования личных дел, ведение и хранение трудовых книжек в соответствии с законодательством;
    • оформление пенсионных дел и учет военнообязанных.

В дальнейшем изучении основных функций можно выделить следующие вспомогательные обязанности:

    • изучение деятельности специалистов, контроль над расстановкой и рациональным использованием;
    • анализ, разработка и осуществление мероприятий по предупреждению текучести кадров;
    • прохождение производственной практики студентами и учащимися ПТУ.
    • подготовка материалов руководству для доклада на совещаниях;
    • осуществление контроля по работе с кадрами.

Отдел кадров СУПР является структурным подразделением и подчиняется в своей работе непосредственно директору СУПР. Возглавляет подразделение начальник  отдела кадров, который назначается  директором СУПР, в непосредственном его подчинении находится инспектор  по кадрам. Начальником отдела кадров назначается лицо, имеющее высшее образование, опыт работы с кадрами  и обладающее необходимыми знаниями особенностей производства и его  организации. Инспектором по кадрам назначается лицо, имеющее среднее  специальное образование без  предъявления требований к стажу  работы или общее среднее образование  и специальная подготовка по установленной  программе. Штаты отдела кадров утверждаются в установленном порядке с  учетом объема выполняемых работ. Отдел  кадров СУПР осуществляет свою работу по квартальным планам и руководствуется  действующим законодательством, приказами  и указаниями директора СУПР, распоряжениями вышестоящей организации, а также  положением о подразделении.

3. Аналитический этап.

На данном этапе производится построение функционально-стоимостной  диаграммы осуществления функций  отдела кадров – рис. 4.1. Это построение осуществляется на основе классификации функций, которая позволяет выявить и отделить основные функции от вспомогательных, т.к. среди последних излишние и несвойственные отделу функции – важный источник излишних затрат и, следовательно, резерв снижения стоимости выполнения совокупности управленческих функций.

Далее необходимо определить затраты на осуществление  функций отдела кадров с использованием специальной формы (табл. 4.3).

При расчете  затрат на выполнение функций учитывается  фонд заработной платы с начислениями единого налога и расходов на содержание и эксплуатацию вычислительной техники.

Стоимость технических средств, используемых для выполнения функций одинакова  для всех случаев и равна 24 000 руб. Срок службы компьютерной техники составляет 3 года. Таким образом годовые  амортизационные отчисления составят:  24 000 руб. : 3 = 8 000 руб.

Месячная  доля амортизационных отчислений равна:

8 000 руб. : 12 мес. = 667 руб. 
Значит 1 час работы техники = 667/170 =  3,93 р.

Месячный  фонд рабочего времени одного работника составляет 1703 часов. Доля амортизационных отчислений на выполнение функций представлена в табл. 4.4.  

 

Составление отчетов социальным службам

Как?

 

Оформление  пенсионных дел и учет военнообязанных

Организует  учет, формирова-ние личных дел, ведение трудовых книжек

Оформление  взысканий и поощрений

 

Готовит установлен-ную отчетность по кадрам

 

Организует  и контролирует проведение аттестации персонала

Подготовка  материалов руководству на совещание

Составление перспективных планов социального развития

Когда?

 
Планирование подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников

Изучение  деятельности специалистов, контроль за расстановкой и использованием

 
Предупреждение текучести кадров

 

Подбор и  оформле-ние персонала

Планиро-вание потреб-ности в специа-листах и рабочих

Задания руководства

 
Контроль по работе с кадрами

Организация. Прохождение производственной практики студентами и учащимися ПТУ

Зачем?

 

4255,99

4137,9

16551,6

3191,99

5517,2

51071,9

2758,6

8275,8

2758,6

57695,95

38463,97

230783,81

115391,9

Рис. 4.1. Функционально-стоимостная  диаграмма.

25535,95

 

Таблица 4.3 
Определение затрат на осуществление функций ОК

№ п/п Наименование функций  отдела Виды документов и данных, выходящих из отдела в  течение года по функциям Виды документов и данных, поступающих в отдел  для обработки и составления  документов Подразделения откуда поступают документы и исходные данные Подразделения куда направляются обработанные данные и  документы Технические средства для обработки Количество техсредств, их стоимость и амортизация Должностные лица, участвующие  в обработке данных, их оклад4 Периодичность обработки  документации Затраты труда на обработку данных (часы) Затраты на обработку  данных с учетом стоимости средств  и соц.страхованием (руб.)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Планирование потребности  в персонале Расчеты и рекомендации по потребности в персонале, заявки Заявки из подразделений Руководители отделов, строительных участков Директор СУПР Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК, 17000 руб. Ежегодно, 1 раз 40 5517,2
2. Подбор и оформление персонала Рекомендации, приказы, личные карточки учета Инструкции руководства, заявки подразделений, нормативные  акты Руководство СУПР Руководители подразделений, отделов Компьютер 1;

24000 руб.

Инспектор, 
13000 руб.
Ежемесячно, 2 раза 480 51071,9
3. Планирование переподготовки и повышение квалификации Направления, заявки, графики переподготовки Нормативные акты, требования Руководство СУПР, вышестоящие  организации Банк данных ОК, директор СУПР Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 р.

Ежегодно, 1 раз 20 2758,6
4. Проведение аттестации персонала Заключение аттестационной комиссии Списки персонала, учебные программы Вышестоящие организации Банк данных ОК Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.

Ежегодно, 1 раз 60 8275,8
5. Составление отчетности по кадрам Отчеты Табеля учета  персонала, нормативные документы Бухгалтерия, отдел  СПиОТ Отдел СПиОТ, директор СУПР, вышестоящие организации Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.,

инспектор по кадрам, 13000 руб.

Ежеквартально, 1раз 160 38463,97
6. Учет, формирование личных дел, ведение трудовых книжек Карточки личного  учета состава, трудовые книжки Нормативные документы, акты, приказы Министерство труда Банк данных ОК Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.,

инспектор по кадрам, 13000 р.

Ежемесячно, 4 раза 960 230783,81
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
7. Оформление пенсионных дел, учет военнообязанных Приказы Нормативные документы, приказы Министерство труда, райвоенкоматы Банк данных ОК, пенсионный фонд, райвоенкомат Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.,

инспектор по кадрам, 13000 руб.

Ежемесячно, 4 раза 480 115391,9
8. Составление планов социального развития Перспективные планы Постановления руководства Руководство СУПР, вышестоящие  организации Директор СУПР, вышестоящая  организация, подразделение Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.

Ежегодно, 1раз 20 2758,6
9. Подготовка материалов руководству на совещания Отчеты, докладные Табеля учета, табеля расчета заработной платы, баланс использования  рабочего времени Бухгалтерия, отдел  СПиОТ Директор СУПР, вышестоящие  организации Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.,

инспектор по кадрам, 13000 руб.

Ежеквартально, 1 раз 240 57695,95
10. Оформление взысканий  и поощрений Приказы Доклады, приказы, служебные  записки Директор СУПР Директор СУПР, подразделения, отделы Компьютер 1;

24000 руб.

Инспектор по кадрам, 
13000 руб.
Ежемесячно, 1 раз 240 25535,95
11. Организация, прохождение  производственной практики студентами и учащимися ПТУ Приказы о прохождении  производственной практики Направление Директор СУПР Университеты, училища Компьютер 1;

24000 руб.

Инспектор по кадрам, 
13000 руб.
Ежегодно, 2раза 40 4255,99
12. Контроль по работе с кадрами Служебные записки, докладные Аналитические данные, служебные записки Руководители подразделений Руководители подразделений, директор СУПР Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.

Ежеквартально, 1 раз 30 4137,9
13. Предупреждение  текучести кадров Анкеты, опросники Табеля учета  рабочего времени, табеля по заработной плате Бухгалтерия, отдел  СПиОТ Директор СУПР, руководители подразделений, отдел СПиОТ Компьютер 1;

24000 руб.

Начальник ОК,

17000 руб.

Ежемесячно, 1 раз 120 16551,6
14. Изучение деятельности специалистов, контроль за расстановкой и использованием Приказы, служебные  записки Аналитические данные, квалификационные справочники Министерство труда, руководители подразделений Отдел кадров Компьютер 1;

24000 руб.

Инспектор по кадрам, 
13000 руб.
Ежеквартально, 1 раз 30 3191,99

Информация о работе Совершенствование управления персоналом на примере СУПР ДОАО "Спецгазавтотранс"