Совершенствование внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

С переходом экономики на рыночные отношения и приватизации предприятий, коренным образом изменились теория, методология и методы внутрифирменного планирования, обусловленные многообразием форм собственности на средства производства. Подавляющая часть государственной собственности перешла в частную, акционерную коллективную и другие формы собственности. В этих условиях приватизированные предприятия получили полную хозяйственную самостоятельность на принципах самоокупаемости, самоуправления, самофинансирования, свободного предпринимательства. При этом значительно повышались самостоятельность и демократизация планирования, ценообразования и материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................3
1. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………………...6
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………..…….…6
1.2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ…….10
2 МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……................14
2.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ…………….………………....................14
2.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ……….…………………………………...19
2.3. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ………………………26
2.3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ……….................... 29
3. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………………………....32
3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ……………………………32
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ…………...35
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………………………37
3.4. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ………………………………....42
3.5. ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ…………………………………....47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……………...………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая фдотова.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

      Потребность в планировании современного субъекта хозяйствования вытекает из большого количества конкурентных предприятий, разнообразия возможных форм управления предприятием, наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками и подрядчиками, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

      Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей предприятия, в том  числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

      Планирование  включает в себя определение:

      · конечных и промежуточных целей;

      · задач, решение которых необходимо для достижения целей;

      · средств и способов их решения;

      · требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

      Основной  целью планирования является более  полное удовлетворение рыночных потребностей общества и получение максимально  возможной прибыли и рентабельности фирмы.

      С помощью  планирования предприятие имеет возможность эффективно решать такие основные задачи:

      - Изучение постоянно растущих материальных, духовных и социальных потребностей общества и наиболее полное удовлетворение их на базе имеющихся возможностей (ресурсов).

      - Укрепление материально – технической базы фирмы за счет обновления, реконструкции, модернизации устарелых средств производства, совершенствование технологии и организации производства.

      - Развитие предпринимательской деятельности, повышение объемов производства и прибыльности фирмы.

      - Повышение эффективности производства на основе роста производительности труда, повышения фондоотдачи и снижения материалоемкости продукции.

      - Повышение качества продукции и ее конкурентоспособности.

      - Развитие инновационной деятельности на основе внедрения в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта.

      - Повышение уровня социального развития работников предприятия, повышение заработной платы, улучшение условий труда, быта, экологической безопасности и других социальных благ, а также подготовка и переподготовка кадров.

      Все эти задачи должны постоянно находить отражение в планах фирмы и  успешно реализовываться.

      Внутрифирменное  планирование является основной функцией, базой для выработки целей  управления, организации управления производством, контроля, учета и регулирования его. Оно подразделяется на стратегическое или перспективное и текущее планирование.

        Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование направлено на определение общих, стратегических целей деятельности предприятия: освоение новых видов продукции, технологий, новых рынков сбыта, ресурсное обеспечение, обновление, реконструкция материально – технической базы и т.п.

      Стратегическое  планирование охватывает длительный период, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. В масштабах субъекта хозяйствования стратегическое планирование - это разработка, исходя из результатов финансового анализа состояния предприятия и прогноза изменений внешней и внутренней среды, стратегии деятельности на определенный период. Оно обычно рассчитано на длительный период, но в условиях высокой неопределенности, в которых приходится работать большинству предприятий, более приемлемо среднесрочное, а иногда и краткосрочное стратегическое планирование.

      Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития экономики крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений предприятия с учетом их потребностей и ресурсов.

      Текущее или тактическое планирование осуществляется сроком до одного года и направлено на разработку производственной программы хозяйственной деятельности предприятия по производству и реализации продукции и его социальному развитию.

      Реализация выработанной стратегии предприятия достигается путем разработки текущих планов, реализуемых через оперативное планирование. Текущее и оперативное планирование используют утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей.

      Оперативное планирование - это процесс разработки планов, обеспечивающих наилучшее использование всех ресурсов (как собственных, так и привлеченных) при осуществлении производства в запланированных объемах и в установленные сроки. Оно помогает регулировать текущее производство в целях равномерности и ритмичности работы предприятия, позволяет координировать деятельность различных подразделений предприятия, объединенных единой целью обеспечения финансовой стабильности предприятия посредством выполнения общей стратегии.

      Если  стратегическое планирование определяет наиболее важные пропорции и темпы расширенного воспроизводства, рассматривает возможные альтернативы разработки стратегии, которая обеспечивает стабильное финансовое положение предприятия в долгосрочном периоде, то оперативное планирование осуществляется на краткосрочные периоды и отличается конкретностью задач и путей их реализации.

      В условиях рыночных отношений, когда  объем производства продукции зависит от конъюнктуры рынка: спроса, предложения, цены, качества, конкурентоспособности продукции и т.п. – значительно изменились  функции планирования и методические подходы к разработке и обоснованию планов.

      К основным функциям планирования производственно  – хозяйственной деятельности относятся:

      1) Анализ конъюнктуры рынка и оценка производственного потенциала предприятия на предмет выявления способности выпускать продукцию, соответствующую уровню, качеству, конкурентоспособности  сложившимся на рынкеи пользующимся спросом.

      2) Разработка планов производства и продаж продукции и обоснование их ресурсами, производственными мощностями.

      3) Маркетинговое планирование формирования спроса и стимулированииясбыта, рекламы и материально-технического снабжения.

      4) Планирование инновационной деятельности по внедрению в производство новейших достижений науки, техники, технологии и их коммерциализация. Это позволит обновить ассортимент, повысить качество, конкурентоспособность выпускаемой продукции, повысить производительность труда, снизить непроизводительные потери, затраты, ресурсы и сверхнормативные  отходы сырья, материалов, что в совокупности обеспечит снижение себестоимости продукции и рост эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

      5) Планирование повышения эффективности производства, обеспечивающее рост объемов производства, продаж продукции и эффективное использование производственных ресурсов.

      6) Планирование труда и социального развития работников предприятия и защиты окружающей среды.

      7) Планирование финансов и инвестиций.

      8. Контроль хода выполнения плана,  его корректировка при появлении диспропорций, недостаточной мотивации и т.п.

      Эти функции могут быть в дальнейшем расширены и уточнены при расширении  производственно – хозяйственной, маркетинговой и других видов деятельности.  

  2.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 

     Принципы  внутрифирменного планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности.

     1) Пропорциональность планирования. Этот принцип исходит из экономического закона пропорционального развития экономики и отражает  связи между важнейшими элементами, стадиями, этапами, сферами производства и обращения. Эффективность производства обеспечивается главным образом за счет пропорции между сферами производства и потребления и между расходами и доходами государства и населения, региона и других производственных, хозяйственных систем. Между основными, вспомогательными и обслуживающими службами предприятия. Там где нарушаются пропорции, возникают диспропорции и, как следствие, сбои, простои производства, не выполнение плана со всеми вытекающими из этого последствиями.

     2) Принцип маркетингового равновесия спроса и предложения в рыночных условиях является определяющим. Этот принцип предусматривает ориентацию планов производства и сбыта исключительно на рынок потребителя, его потребности и платежеспособный спрос. Продукция, которая не пользуется спросом на рынке, не должна планироваться и производиться.

     3) Принцип реальности планов является основным при разработке и обосновании плана производства продукции. Любой план производства должен быть реальным в выполнении, то есть сбалансирован с потребным количеством  производственных ресурсов (трудовых, материально-технических, энергетических, транспортных и др.), а также с производственными мощностями.

     4) Принцип эффективности производства является решающим в современных рыночных условиях при ограниченности ресурсов, так как выбор рациональной организации производства, прогрессивной ресурсосберегающей технологии, экономных транспортных схем покупки и завоза сырья, материалов для изготовления продукции влияют на эффективность производства.

     Опираясь  на критерий эффективности производства, нужно выбрать такой вариант плана производства, инноваций и схем закупки сырья, материалов, которые бы обеспечили достижение высоких конечных результатов производственной деятельности при наименьших затратах ресурсов и рациональном использовании производственных мощностей.

       5) Принцип гибкости планирования в рыночных условиях. В современных рыночных условиях планы производства носят в основном директивный, обязательный характер по выпуску продукции, по количеству, качеству и срокам поставки. Учитывая рыночную ориентацию экономики на потребителя, его потребности, возможны изменения, корректировки плана производства и реализации продукции, обусловленные воздействием научно-технического прогресса, появлением на рынке новых товаров или изменением моды, стиля, потребительских свойств товара.  То есть при определенной стабильности плана он должен быть гибким, оперативным, реагирующим на изменения потребностей рынка, быстро перестраиваться на выпуск новой продукции.

     6) Принцип ответственности за качество плана и его реализацию.  План – это программа работы предприятия, на основе которого в процессе производства вкладываются большие инвестиции, трудовые, материально-технические и другие ресурсы. Поэтому ошибки в разработке планов производства, закупке сырья, материалов, оборудования и т.д. приведут к огромным убыткам или банкротству предприятия. В этой связи разработка, согласование и утверждение планов – ответственная работа, требующая внимательного, квалифицированного отношения к его составлению и реализации. Эта ответственность ложится не только на непосредственных исполнителей, но главным образом на руководство предприятия.

     7) Принцип комплексности планирования представляет собой необходимость обеспечения, разработки и увязки текущих и перспективных планов экономического, социального и научно – технического развития предприятия, позволяющих увязать цели и задачи планирования производства с необходимыми научно – техническими и организационными мероприятиями, обеспечивающими  реальное выполнение плана производства конкурентоспособной продукции и реализации ее на рынке. Обязательным условием комплексного  планирования производства является разработка плана социального развития и ресурсного обеспечения предприятия  трудовыми, материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами и соответствующим материальным стимулированием труда.

     8) Принцип стимулирования выполнения плана. С целью обеспечения своевременного, качественного, эффективного выполнения плана необходимо четко увязать плановые задания по объему, ассортименту и качеству выпускаемой продукции и эффективности производства с соответствующими материальными и моральными стимулами и интересами. Опыт показывает, что только при тесном сочетании личных и производственных интересов можно обеспечить выполнение плана по количеству, качеству и конкурентоспособности.

Информация о работе Совершенствование внутрифирменного планирования