Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:51, курсовая работа
С переходом экономики на рыночные отношения и приватизации предприятий, коренным образом изменились теория, методология и методы внутрифирменного планирования, обусловленные многообразием форм собственности на средства производства. Подавляющая часть государственной собственности перешла в частную, акционерную коллективную и другие формы собственности. В этих условиях приватизированные предприятия получили полную хозяйственную самостоятельность на принципах самоокупаемости, самоуправления, самофинансирования, свободного предпринимательства. При этом значительно повышались самостоятельность и демократизация планирования, ценообразования и материально-технического снабжения и сбыта продукции.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................3
1. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………………...6
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………..…….…6
1.2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ…….10
2 МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……................14
2.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ…………….………………....................14
2.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ……….…………………………………...19
2.3. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ………………………26
2.3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ……….................... 29
3. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………………………....32
3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ……………………………32
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ…………...35
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………………………37
3.4. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ………………………………....42
3.5. ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ…………………………………....47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……………...………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………
На основе этих принципов разрабатываются методы планирования и формируется система показателей.
Методы внутрифирменного планирования - это конкретные способы плановых расчетов. Процесс планирования финансовых показателей может осуществляться с помощью нескольких методов, к которым относятся: балансовый, нормативный, статистический, факторный метод, математические методы планирования.
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы (бюджеты), как: а) натуральный (материальный); б) стоимостный; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона - определения источников получения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.
Балансовый метод играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом общем виде бюджет предприятия представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность периода, на который рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и сроков планирования.
Статистический метод планирования характеризуется ориентаций на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.
Статистический метод применяется для анализа планов на основе статистических данных за ряд лет, выявления темпов роста, прироста, пропорций, закономерностей развития народного хозяйства.
Нормативный метод планирования заключается в расчете потребности хозяйствующего субъекта в ресурсах и определении источников финансирования этих ресурсов на основе установленных норм и технико-экономических нормативов (ставок налогов, тарифов, норм амортизационных отчислений, норм оборотных средств нормативов затрат труда, заработной платы, энергии, топлива в расчете на единицу продукции).
В экономике различают понятия «норматив» и «норма». Норматив - это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма - это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия.
Нормы и нормативы устанавливаются либо федеральными органами управления (например, нормы амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, командировочных расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).
Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы
Факторный метод основан на планировании темпов роста и прироста по основным факторам производства. К основным факторам производства относятся: труд, земля, капитал, предпринимательство, научно-технический прогресс. Темпы роста по этому методу определяются в зависимости от перечисленных факторов.
Существует факторный метод планирования по интенсивным и экстенсивным факторам, где применяется трудовой и фондовый метод определения планового объема производства (Впл) на основе интенсивных и экстенсивных факторов роста.
Трудовой метод планирования основан на трудовых показателях: производительности труда и численности персонала:
Впл = Чбаз Ппл + прирост Чпл Пн
где Чбаз – численность персонала в базисном периоде;
прирост Чпл - прирост численности в плановом периоде;
Ппл – производительность труда в плановом периоде;
Пн - производительность труда вновь введенной численности;
Чбаз Ппл – интенсивные факторы, прирост Чпл Пн – экстенсивные факторы.
Фондовый метод планирования основан на стоимости основных фондов в базисном периоде (Фбаз), прироста их в плановом периоде (прирост Фпл) и фондоотдаче в плановом периоде (Fпл):
Впл = Фбаз Fпл + прирост Фпл Fпл
где Фбаз Fпл - интенсивные факторы, прирост Фпл Fпл – экстенсивные факторы.
Математические методы планирования основаны на определении целевой функции, критериев оценки планов и ограничений по ресурсам. Затем с помощью ЭВМ план оптимизируется. Под оптимизацией планов понимается нахождение таких плановых значений и вариантов, при которых обеспечивается достижение максимальной целевой функции с минимальными затратами.
Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.
Программно – целевой метод прогнозирования. Этот метод основан на составлении комплексных целевых программ и применяется для решения крупных межотраслевых, межгосударственных многоцелевых проблем, носящих межотраслевой государственный характер, таких, как освоение новых видов продукции, технологии, внедрения НТП, повышение качества продукции, развитие туризма и т. д.
Сущность метода состоит в увязке в одном документе – дереве целей – целей, задач с ресурсами и средствами достижения целей. Состоит этот план-прогноз из двух документов: из дерева целей и целевой программы, где расшифровывается дерево целей. Этот метод наглядно раскрывает взаимосвязь совместной деятельности ряда предприятий, выполняющих общую цель, например, строительство БАМ. Существуют следующие виды комплексных целевых программм (КЦП):
- региональные (РКЦП) – по краям, областям, республикам;
-
межрегиональные (МКЦП) - развитие
экономики, туризма,
- государственные (ГКЦП) или федеральные (ФКЦП) – государственные, федеральные программы строительства, судостроения, развития оборонного комплекса и т. д.;
-
социальные (СКЦП) – по уровню
жизни, здравоохранению,
2.3.ОЦЕНКА
СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование
финансово-хозяйственной
Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).
Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов.
Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; при постановке целей предприятия, менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы.
В связи с этим, важное значение имеет структура бизнес-плана, которая должна логически связать все элементы внутрифирменного планирования, охватить все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, охарактеризовать состояние и перспективы развития компании, дать наглядное представление о финансовых результатах ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспектив.
Бизнес-план ООО «Альянс бункер» на 2009 год разработан в соответствии с целевыми показателями, утвержденным учредителем – ООО «Дальневосточный альянс». Бизнес-план построен на основе реальной информации, полученной из доступных источников и содержит ссылки на бухгалтерские документы, отчеты и заключения экспертов.
Бизнес план ООО «Альянс бункер» на 2009 год содержит следующие разделы:
- описание компании;
- описание услуг по бункеровке топливом, основные характеристики реализуемых нефтепродуктов;
- маркетинговый анализ;
- производство;
- план по персоналу;
- финансовый план.
1) Описание компании - содержит информацию о компании, ее полные реквизиты, информацию об учредителе и его реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, организационную структуру.
2) Описание услуги по бункеровке топливом, основные характеристики реализуемых нефтепродуктов. Включает также информацию об основных потребителях нефтепродуктов.
3) Маркетинговый анализ. В этом разделе приведен анализ рынка бункеровок топливом. Определены объемы рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов. Данный раздел содержит информацию об имеющихся на рынке нефтепродуктах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров. Приводится информация о стратегии рекламирования услуги по бункеровке топливом, затратах на маркетинг.
4) Производство. Данный раздел включает информацию о выбранной технологии хранения нефтепродуктов и бункеровки судов, мотивации ее выбора. Описание технологического процесса бункеровки судов на участке перевалки топлива, схему работы участка, расстановку оборудования. В данном разделе говорится о предполагаемой в 2009 году реконструкции участка. Однако, расчеты по обоснованию экономической целесообразности предусмотренной реконструкции и расчеты затрат на реконструкцию не приводятся.
Информация о работе Совершенствование внутрифирменного планирования