Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

По всей вероятности, современная  ситуация позволяет прийти к определенному  консенсусу в мировом общественном мнении в отношении принятия кодекса  поведения ТНК. Тем более что  совместные предприятия, быстро появляющиеся в Восточной Европе, СНГ, Балтийских странах, и имеют много черт, сближающих их с ТНК (хотя, к сожалению, об их эффективности, сравнимой с операциями ТНК, приходится лишь мечтать).

 

§ 3. Экономические  преимущества ТНК.

Можно выделить шесть основных целей, которых стремится достигнуть руководство при создании ТНК:

1. Стремление проникнуть  на иностранные рынки.

2. Стремление усилить  свои позиции в конкурентной  борьбе, особенно на международном  рынке. 

3. Стремление расширить  масштабы производства.

4. Стремление снизить  издержки за счет более дешевого  ресурса в зарубежной стране.

5. Стремление получать  более высокие прибыли в странах  с более низким уровнем налогообложения. 

6. Стремление с наименьшими  потерями или даже с прибылью  пережить кризисные явления. 

Все вышеперечисленные цели вполне законны. Так как плоха  та компания, которая не стремится  расширить свое производство и получать более высокую прибыль с минимальными издержками.

Естественно, что цели создания ТНК должны быть оправданы с экономической  точки зрения. Поэтому важным в  этом вопросе является показать, в  чем преимущества транснациональных  корпораций при достижении поставленных задач.

Первое, о чем здесь  следует упомянуть, это то, что  ТНК восполняет ограниченность внутреннего рынка за счет зарубежных стран. Ведь не секрет, что любой рынок имеет свою емкость. И больше того, что купят, ты продать не сможешь. Поэтому компаниям приходится искать новые сбытовые пути. А ими часто становятся именно рынки зарубежных стран. Но выйти на них может не каждый. Может ли, например, небольшая фирма легко проникнуть на международный рынок и занять там достойное место? Если она не обладает каким-либо уникальным ресурсом, то это ей будет сделать очень трудно. Противоположная ситуация наблюдается в случае ТНК. Как правило, крупные компании имеют хорошо известную торговую марку и продукцию, которая пользуется спросом у потребителей (это очевидно, так как в противном случае компания просто не выжила бы в конкурентной борьбе). Кроме этого, крупная корпорация обладает значительными финансовыми ресурсами, что позволяет ей проводить маркетинговые исследования перед выходом на новый рынок. И таким образом компания, вступая на мировую арену бизнеса, ориентируется на определенный рыночный сегмент, который сможет обеспечить организации необходимый объем продаж и уровень прибыли.

Отсюда возникает второе преимущество ТНК - это относительная легкость проникновения на рынок. Возникает вопрос: почему легкость относительная? Этот момент связан с деятельностью правительства принимающей страны. Некоторые страны могут проводить протекционистскую политику в отношении своих компаний. Она предполагает принятие мер по сдерживанию процесса проникновения иностранных компаний на местный рынок. Однако в противоположность этому, то же правительство может всеми возможными средствами оказывать значительную помощь при экспансии конкретной корпорации на зарубежные рынки. Такую политику, например, ведут США. Сам же тезис о легкости проникновения компании на иностранный рынок связан с достижением корпорацией конкурентных преимуществ там, где она собирается или уже ведет свою деятельность.

Поэтому третьим преимуществом  ТНК можно назвать выгодные условия в конкурентной борьбе. Как известно, конкуренция может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция подразумевает снижение цены до тех пор, пока она не обеспечит фирме конкурентных преимуществ. Неценовая же конкуренция подразумевает улучшение качеств товара, проведение рекламной кампании и других действий, связанных с продвижением товара на рынок.

Если говорить о ТНК, то она способна вести как ценовую, так и неценовую конкурентную борьбу. Какими средствами это достигается? Во-первых, ТНК экономят значительные средства на масштабах производства, так как общеизвестно, что с увеличением объемов производства снижаются постоянные издержки на единицу продукции. А следовательно, снижается и себестоимость продукции. Что в свою очередь позволяет компании манипулировать ценой на свою продукцию в более широких границах, чем фирме с небольшим объемом производства. Это уже четвертое экономическое преимущество ТНК. Возможность ведения неценовой конкурентной борьбы связана опять же со значительными финансовыми ресурсами, которые находятся в распоряжении организации. Отсюда возможность больше средств вкладывать в НИОКР, маркетинг. Например, компания General Motors тратит на разработку новой продукции и научные исследования около восьми миллиардов долларов в год. А российская компания «ЛУКойл» содержит четыре НИИ. Разве может себе такое позволить какая-нибудь небольшая организация. Вот пятое преимущество ТНК.

Другим преимуществом  транснациональных корпораций является то, что они используют ресурсы других стран. Из курса экономической теории известно, что любая компания действует на рынке в условиях ограниченности ресурсов. А расширение производства подразумевает и использование дополнительных производственных факторов. Поэтому фирмам постоянно приходится изыскивать их источники. В результате чего значительную часть производства корпорации переносят в зарубежные страны, где какой-либо необходимый ресурс вообще не используется или используется частично. Таким ресурсом может быть что угодно: рабочая сила, полезные ископаемые, производственные мощности. Например, главный экономист той же General Motors при оценке российского рынка говорит в первую очередь об уровне образования и профессиональной подготовке людей и наличии всех природных ресурсов, необходимых для компании при расширении деятельности в России. Российская же нефтяная компания «Лукойл» из-за недостатка собственных перерабатывающих мощностей вынуждена значительную часть нефти отправлять в зарубежные страны, где корпорацией покупаются для этой цели местные нефтеперерабатывающие заводы. Кроме этого, при организации производства в зарубежной стране компания обходит таможенные барьеры, установленные государством для уменьшения потока импортных товаров. Однако рынок в данной стране может быть настолько привлекательным, что упускать его было бы неразумно. Но, в то же время, прямой экспорт будет очень дорогим. Поэтому корпорации стремятся организовать производство тех или иных товаров непосредственно на территории иностранного государства. Это позволяет уменьшить стоимость конечной продукции за счет экономии на транспортных расходах и уплате таможенных пошлин. Вот еще одно экономическое преимущество ТНК.

Следующим положительным  моментом в деятельности ТНК является то, что она способна быстро перемещать производственные ресурсы между своими филиалами туда, где они используются наиболее эффективно. Смысл такого перемещения в сокращении издержек производства и более рациональном использовании того или иного фактора производства.

Конечно, необходимо отметить, что любое перемещение, будь то какой-либо ресурс или же комплектующие, идет по определенной цене. Но что отличает ТНК от других организационных структур? Это существование так называемых трансфертных цен внутри компании. Трансфертные цены - это цены, используемые при обмене товарами в рамках международных и транснациональных монополий и предприятий, особенно в условиях научно-технической и производственной кооперации. Они могут в несколько раз отличаться от существующих рыночных цен. Но действуют трансфертные цены только во внутрифирменном обмене, и информация о их размере не разглашается. Компания стремится сосредоточить свои финансовые ресурсы в тех странах, где наиболее мягкое налоговое законодательство в отношении подоходного налога. Или же она хочет уйти от высоких таможенных пошлин. Это достигается как раз с помощью трансфертных цен. Таким образом, трансфертные цены выгодны корпорациям, так как позволяют им уклоняться от уплаты части налогов и сборов.

И, наконец, последнее преимущество ТНК, о котором хотелось упомянуть - это ее устойчивость во время кризисов. Здесь опять же определяющую роль играет масштаб производства, благодаря которому компания может манипулировать не только ценой на продукцию, но и объемом ее выпуска. Кроме того, крупная корпорация может даже позволить себе работать с определенными убытками на краткосрочном временном интервале, что непозволительно для небольшой компании.

Таким образом, именно транснациональные  корпорации в силу существования  у них вышеперечисленных экономических  преимуществ являются ведущей организационной  структурой на мировом рынке и  контролируют значительную часть международной  торговли.

 

§ 4.Транснациональные компании на рынке международного туризма.

В туризме выход компании за национальные границы во многом предопределен своеобразием туристского  продукта. Он представляет собой набор  услуг и некоторых товаров, приобретаемых  туристом. Часть их соотносится со страной происхождения туриста, другая - со странами и регионами, лежащими на пути его следования и пересекаемыми  транзитом, третья - со страной назначения.

Товары и услуги, приобретаемые  туристами, являются комплементарными, т.е. взаимодополняющими. Их следует  использовать совместно, чтобы достичь  необходимого результата. Поставщик  знает, что спрос на его продукт  означает спрос и на остальные  туристские товары и услуги.

Поэтому, во-первых, каждый производитель, руководствуясь мотивом максимизации прибыли, стремится распространить свою деятельность на другие сферы  туризма.

Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких элементов, прежде всего перевозки и размещения, приносит компании дополнительные выгоды, в частности экономию на маркетинге.

В-третьих, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах туристских потоков, получают конкурентные преимущества благодаря хорошим знаниям туристского  спроса и тенденций на рынках путешествий  в этих странах и пользуются ими  при реализации продуктов принимающих  туристских центров. (Приложение 1)

Предприятия индустрии туризма  расширяют спектр своей деятельности, часто не ставя перед собой  прямой цели увеличить собственные  доли на существующем рынке путешествий. Усилия компаний направлены на стимулирование дальнейшего развития туризма в  целом в расчете, что оно приведет к появлению дополнительных возможностей в исходных сферах их деятельности. На практике это означает новые паевые вложения в акции зарубежных фирм, заключение неинвестиционных соглашений по управлению, особенно популярных в  туризме в последнее время.

Инициатива интернационализации  производства в туризме исходит  в значительной степени от стран-поставщиков  туристов, которым она приносит наибольшие выгоды.

Большинство ТНК в туризме  базируются в странах так называемой "Триады": США - Западная Европа (Франция, Великобритания) - Япония, а с недавнего  времени и в Сянгане (Гонконге). География штаб-квартир ТНК подтверждает тот факт, что интернационализация  туристского бизнеса берет начало в странах, генерирующих туристские потоки и осуществляющих зарубежное инвестирование.

В международном туризме  процессы транснационализации традиционно  рассматриваются на примере сектора  размещения. В индустрии гостеприимства особенности ТНК проявляются  наиболее отчетливо. Транснациональные  компании принимают вид гостиничных  цепей, превратившихся в заметное явление  международной жизни.

Гостиничная цепь представляет собой группу отелей (два и более), имеющих общие руководство, концепцию  продвижения продукта и торговую марку. Формы присоединения отелей к цепи различны. Это может быть покупка предприятий размещения гостиничной компанией, заключение с ними франшизных договоров или  контрактов на управление. Наиболее консолидированными и мощными считаются интегрированные  гостиничные цепи, состоящие из предприятий - полноправных корпоративных членов. Однако всемирному признанию и широкому распространению гостиничные цепи обязаны франчайзингу.

Франшиза, по существу, означает прокат торговой марки. Корпорация, в  частности гостиничная, предоставляет  предпринимателю право вести  собственное дело под ее вывеской, но по единым стандартам. Она оказывает  содействие франшизополучателю в осуществлении  этой деятельности и контролирует ее в целях сохранения своей репутации.

Отбор потенциальных франшизополучателей - процесс сложный. Каждая гостиничная  компания руководствуется при этом собственными критериями. Часто в  качестве обязательных условий для  заключения франшизного договора выдвигаются  минимальный размер предприятия (50-150 мест), наличие ресторана, бара, собственной  прачечной, бассейна, помещений для  проведения совещаний, конференций. В  американской гостиничной цепи "Холидей  Инн Уорлдуайд" решающим является соответствие характеристик здания отеля установленным корпорацией  стандартам. Однажды пройдя такой  тест, франшизополучатель может рассчитывать на высокие прибыли. По данным обследования, проведенного Нью-Йоркским университетом, 3/4 деловых туристов и 2/3 туристов, отправляющихся на отдых, выбирают отель, исходя из торговой марки. Подсчитано, что доход с  одного номера в гостиничной цепи в 7 раз выше, чем в независимом  отеле. (Приложение 2)

Кроме фирменной символики, головная организация передает предпринимателю  апробированную методику ведения бизнеса, включая ноу-хау, она оказывает  ему консультационную поддержку  и помощь в обучении персонала, а  также берет на себя проведение рекламных  кампаний. Гостиничные корпорации подключают своих членов к компьютерным системам бронирования мест. В свою очередь  франшизополучатель обязуется предоставлять  клиентам набор услуг определенного  качества, соответствующего торговой марке. Он платит корпорации разовый  вступительный взнос и сверх  того регулярно производит дополнительные отчисления.

Франчайзинг сочетает финансовую и техническую мощь крупной фирмы, мастерство, талант и предприимчивость оператора с гибкостью и маневренностью мелкого предприятия. Этим объясняется  его успешное развитие.

В последнее время классическая модель франчайзинга претерпевает изменения. Раньше, 20 лет назад, гостиничные  франшизные компании представляли собой  небольшие закрытые фирмы, в которых  франшизодатели внимательно относились к франшизополучателям. С тех  пор франшизный бизнес значительно  расширился, появились крупные компании-посредники между владельцами торговых марок  и собственниками отелей. Франшизодатели часто наделяют эти компании эксклюзивными  правами на освоение какой-либо территории: подбор франшизополучателей, управление ими, выдача лицензий на занятие определенными  видами деятельности. В результате, франшизодатели и франшизополучатели все больше отдалялись друг от друга, а отношения между ними становились  жестче. К чему приводит подобная практика, видно на примере индустрии быстрого питания в США. Разногласия между  участниками франчайзинговой системы  принимают острые формы и периодически перерастают в судебные разбирательства, которые, как правило, проходят без  привлечения франшизодателя.

Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства