Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»
Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104
При формировании ТС и ЕЭП,
а также при определении
В текущем десятилетии продолжилось усиление позиций Китая во внешнеэкономических связях стран СНГ. Его удельный вес в общем внешнеторговом обороте государств Содружества вырос в 2008 г. на 3 п.п. по сравнению с 2000 г., в том числе в импорте – почти на 9 п.п. Положение Китая как поставщика товаров укрепилось во всех без исключения странах СНГ, в первую очередь в государствах Центральной Азии – доля КНР в импорте Таджикистана поднялась в 2008 г. на 10 п.п. против 2000 г., Казахстана – на 9 п.п., Киргизии – на 12 п.п.
Примерно на 6-8 п.п. окрепли
позиции Китая в импорте
С 2000 г. по 2008 г. китайский экспорт в СНГ в абсолютном выражении вырос с 1 млрд. долл. до 31,5 млрд. долл.
Фактор активности Китая, кроме общего усиления конкуренции на рынках государств Содружества и изменения конфигурации их внешнеторговых связей, ведет к определенной примитивизации структуры внутрирегионального (между странами СНГ) обмена, который все более концентрируется на энергоносителях и других видах промышленного сырья, продукции первичного передела, сельскохозяйственном сырье и базовом продовольствии.
Крупномасштабные поставки
из КНР готовых промышленных товаров,
прежде всего потребительского назначения,
значительно ухудшают перспективы
налаживания широкого кооперационного
взаимодействия на постсоветском пространстве,
развития внутриотраслевой торговли в
секторе машин и оборудования,
других отраслях глубокой переработки.
В 2008 г. в экспорте Китая в СНГ
(включая РФ) почти 1/3 приходилась
на продукцию легкой промышленности,
около 30% – на машины, оборудование
и транспортные средства, порядка 20%
– на разнообразные готовые
Еще один аспект китайской
внешнеторговой политики в СНГ связан
с тем, что в наибольшей степени
ее последствия проявляются в
отношении стран ЕврАзЭС. Возникает
значительное отклонение торговых потоков
в пользу третьей страны – Китая,
снижается взаимная заинтересованность
участников ЕврАзЭС друг в друге
в качестве торговых партнеров и
происходит фактическое торможение
интеграционных процессов. Доля КНР
в товарообороте стран ЕврАзЭС
(включая РФ) повысилась в 2008 г. на 3,4
п.п. против 2000 г., в том числе в
импорте – на 9,5 п.п. (т.е. потребители
в ЕврАзЭС все более
Китай выступает основным
и жестким конкурентом России
в торгово-экономическом
Он последовательно превращает бывшие советские республики Центральной Азии в источник, в первую очередь, энергетических ресурсов, рынок сбыта товаров потребительского и производственного назначения, транзитный коридор. Среди сдерживающих китайскую экспансию факторов – исламский, проблемы в Синьцзяне, неразвитость современной инфраструктуры и отдаленность Центральной Азии от развитых прибрежных районов КНР.
КНР широко кредитует взаимную торговлю, предоставляет на сравнительно льготных условиях займы для реализации важных для центральноазиатских стран проектов, оказывает финансовую поддержку своим компаниям, инвестирующим в регион (в нефтегазовый сектор, транспортную инфраструктуру, гидроэнергетику), выступает инициатором усиления экономической составляющей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Противостоять усилению позиций КНР в Центральной Азии России достаточно трудно.
В отличие от ЕС и Китая,
позиции США во внешней торговле
стран СНГ в текущем
В то же время Соединенные Штаты обеспечили себе лидирующие позиции в нефтегазовом секторе ключевых энергоэкспортеров в СНГ – Азербайджана и Казахстана.
В энергетическом секторе первого они являются самым крупным инвестором. По оценкам американских экспертов, сделанным перед кризисом, общий объем инвестиций США в экономику Азербайджана должен был достичь 47 млрд. долл. к 2010 г. В 2008 г. из общего объема иностранных инвестиций в экономику Азербайджана почти 2/3 приходилось на вложения компаний Великобритании и США (еще около 1/4 – на инвестиции Японии, Турции и Норвегии, на все прочие страны – примерно 1/10). Россия была лишь на 9-ом месте в списке инвесторов.
Помимо инвестирования, с начала 1990-х гг. США выделили Азербайджану порядка 1 млрд. долл. в виде различных программ помощи, в том числе на развитие демократии.
В Казахстане доля США в
накопленных на середину 2009 г. прямых
иностранных инвестициях в
В последнее время заметно
усилилась активность США в Туркмении
и Узбекистане - двух других крупных
энергоэкспортерах в
Один из ключевых пунктов американской политики в регионе – всемерное содействие развитию и диверсификации энергетических ресурсов Центральной Азии.
Важными партнерами для ряда стран СНГ в процессе диверсификации ими внешнеэкономических связей уже к началу 2000-х гг. стали Турция и Иран. Роль первой как торгового партнера наиболее высока для Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Позиции Ирана наиболее сильны во внешней торговле Армении, Таджикистана и Туркмении. Турция выступает серьезным конкурентом России на рынках закавказских стран СНГ, стремится закрепить позиции транзитера и реэкспортера азербайджанских нефти и газа.
§4. Возможности укрепления позиций России в СНГ.
Обеспечить привлекательность
России как регионального лидера
постсоветских стран возможно, главным
образом, на основе роста российского
экономического и научно-технического
потенциала, повышения национальной
конкурентоспособности путем
Укрепление позиций России
в СНГ тесно связано с
Улучшению имиджа России на постсоветском пространстве будет способствовать недопущение повторения «газовых» и «нефтяных» войн, максимально возможный вывод конфликтных энергетических вопросов из сферы публичной дипломатии, настойчивая работа с партнерами на основе прагматического партнерства на уровне бизнес-структур. «Энергетические войны» вызвали рост антироссийских настроений в Белоруссии и Украине, нанесли определенный ущерб деловой репутации России как надежного поставщика энергоресурсов.
Импульс сотрудничеству со
странами СНГ, проявляющими заинтересованность
в сближении с Россией, может
придать осуществление
Во взаимоотношениях со странами СНГ с низким уровнем доходов необходимо понимать, что сотрудничество с ними должно содержать значительный грантовый элемент, и учитывать, что помощь таким странам в растущих размерах оказывается многими зарубежными государствами и международными организациями. Если не предложить им техническое содействие, содействие в гуманитарной и социальной сферах, то такая помощь придет из других источников, и статус России как ответственного, дееспособного партнера может оказаться под вопросом.
Важнейшее условие успешной
реинтеграции постсоветского пространства
– постепенный перенос центра
тяжести с интеграционных усилий
на макроуровне (уровне государств и
ведомств) на стимулирование интеграции
на микроуровне (уровне компаний). Для
этого необходимы не только жесткое
соблюдение странами-участницами
В числе таких мер: стимулирование
развития технологической кооперации
с родственными предприятиями стран
СНГ, в т.ч. в формате специальных
таможенных режимов, с помощью налоговых,
кредитных и иных рычагов; обеспечение
отечественных инвесторов средствами
кредитно-гарантийной
Одним из средств в усилиях
по укреплению позиций России могут
стать инициативы по осуществлению
крупных трехсторонних проектов
в экономике постсоветских
Серьезным инструментом является усиление присутствия России на культурном и информационном поле стран-партнеров по Содружеству, в том числе с помощью поддержки русского языка, сохраняющего свою функцию средства межнационального общения.
Одним из ключевых направлений российской политики в СНГ должен стать учет настроений общества и формирующихся новых элит. Требуют радикального улучшения имиджевая работа в СНГ, взаимодействие со странами Содружества в образовательной и научной сферах. В этой связи к трудовым мигрантам из СНГ необходимо подходить не только как к источнику необходимой для России рабочей силы, но также учитывать и то, что во многом через отношение России к рабочим из СНГ формируется отношение их этнической родины к нашей стране.
В торгово-политическом плане
укреплению позиций России в СНГ
может способствовать постепенное
выведение двустороннего
В частности, надблоковый
формат сотрудничества СНГ–ЕС (принципиально
реализуемый в случае создания многосторонней
зоны свободной торговли в СНГ) позволил
бы перевести интеграционные процессы
на общеевропейском пространстве из
конфликтной плоскости в
Во взаимоотношениях с Китаем перевод части вопросов взаимодействия на уровень СНГ мог бы скорректировать исключительно мощную двустороннюю экономическую дипломатию КНР на постсоветском пространстве, базирующуюся на крупномасштабных финансовых вливаниях.
При наличии в целом у России определенных, а на ряде направлений – значительных возможностей влияния на партнеров по СНГ более подробный анализ таких возможностей отражает определенную ограниченность многих из них и необходимость поиска новых подходов к работе с СНГ. Главными инструментами российской экономической политики на пространстве СНГ являются: финансово-экономические рычаги (льготное энергообеспечение, финансовое донорство, доступ на российский рынок, регулирование трудовой миграции, др.) и политическое взаимодействие.
В качестве рычага значение «энергетической карты» неуклонно снижается и будет снижаться в дальнейшем в условиях достижения/приближения региональных цен к мировым и набирающих силу процессов диверсификации источников энергоснабжения (по мере развития минерально-сырьевой базы и энерготранспортной инфраструктуры стран СНГ).