Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

При формировании ТС и ЕЭП, а также при определении формата  долгосрочного взаимодействия с  Евросоюзом важно иметь в виду необходимость совместимости этих процессов с точки зрения нормативно-правовой базы. Нормативные акты, регулирующие интеграционное строительство на пространстве СНГ, должны быть оптимально приближены к действующим в рамках ЕС, которые, в свою очередь, в основном ориентированы  на общепризнанные международные нормы (ВТО и других международных экономических  организаций). Тем самым были бы созданы  благоприятные условия для обмена инвестициями и межрегиональной  кооперации на уровне предприятий.

В текущем десятилетии  продолжилось усиление позиций Китая  во внешнеэкономических связях стран  СНГ. Его удельный вес в общем  внешнеторговом обороте государств Содружества вырос в 2008 г. на 3 п.п. по сравнению с 2000 г., в том числе  в импорте – почти на 9 п.п. Положение  Китая как поставщика товаров  укрепилось во всех без исключения странах СНГ, в первую очередь  в государствах Центральной Азии – доля КНР в импорте Таджикистана поднялась в 2008 г. на 10 п.п. против 2000 г., Казахстана – на 9 п.п., Киргизии –  на 12 п.п.

Примерно на 6-8 п.п. окрепли  позиции Китая в импорте Армении, Молдавии, Украины.

С 2000 г. по 2008 г. китайский  экспорт в СНГ в абсолютном выражении вырос с 1 млрд. долл. до 31,5 млрд. долл.

Фактор активности Китая, кроме общего усиления конкуренции  на рынках государств Содружества и  изменения конфигурации их внешнеторговых связей, ведет к определенной примитивизации структуры внутрирегионального (между  странами СНГ) обмена, который все  более концентрируется на энергоносителях  и других видах промышленного  сырья, продукции первичного передела, сельскохозяйственном сырье и базовом  продовольствии.

Крупномасштабные поставки из КНР готовых промышленных товаров, прежде всего потребительского назначения, значительно ухудшают перспективы  налаживания широкого кооперационного  взаимодействия на постсоветском пространстве, развития внутриотраслевой торговли в  секторе машин и оборудования, других отраслях глубокой переработки. В 2008 г. в экспорте Китая в СНГ (включая РФ) почти 1/3 приходилась  на продукцию легкой промышленности, около 30% – на машины, оборудование и транспортные средства, порядка 20% – на разнообразные готовые промышленные изделия, в основном бытового назначения.

Еще один аспект китайской  внешнеторговой политики в СНГ связан с тем, что в наибольшей степени  ее последствия проявляются в  отношении стран ЕврАзЭС. Возникает  значительное отклонение торговых потоков  в пользу третьей страны – Китая, снижается взаимная заинтересованность участников ЕврАзЭС друг в друге  в качестве торговых партнеров и  происходит фактическое торможение интеграционных процессов. Доля КНР  в товарообороте стран ЕврАзЭС (включая РФ) повысилась в 2008 г. на 3,4 п.п. против 2000 г., в том числе в  импорте – на 9,5 п.п. (т.е. потребители  в ЕврАзЭС все более ориентируются  на поставки товаров из Китая, а не на закупки у партнеров по группировке).

Китай выступает основным и жестким конкурентом России в торгово-экономическом сотрудничестве с азиатскими участниками СНГ, прежде всего с Туркменией и Казахстаном.

Он последовательно превращает бывшие советские республики Центральной  Азии в источник, в первую очередь, энергетических ресурсов, рынок сбыта  товаров потребительского и производственного  назначения, транзитный коридор. Среди  сдерживающих китайскую экспансию  факторов – исламский, проблемы в  Синьцзяне, неразвитость современной  инфраструктуры и отдаленность Центральной  Азии от развитых прибрежных районов  КНР.

КНР широко кредитует взаимную торговлю, предоставляет на сравнительно льготных условиях займы для реализации важных для центральноазиатских  стран проектов, оказывает финансовую поддержку своим компаниям, инвестирующим  в регион (в нефтегазовый сектор, транспортную инфраструктуру, гидроэнергетику), выступает инициатором усиления экономической составляющей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Противостоять усилению позиций  КНР в Центральной Азии России достаточно трудно.

В отличие от ЕС и Китая, позиции США во внешней торговле стран СНГ в текущем десятилетии  в целом ослабевали. В 2008 г. роль США  как торгового партнера стран  СНГ формально несколько возросла, особенно по экспорту, но это было вызвано  двойным счетом поставок азербайджанской  нефти, вторым по величине покупателем  которой выступают Соединенные  Штаты. К причинам возникшей для  США ситуации можно отнести определенную «деполитизацию» внешнеторговых связей государств Содружества, ориентирующихся  на коммерческую выгоду, повышение  конкурентоспособности европейской  и китайской продукции на рынках СНГ за счет меньшего транспортного  плеча и совершенствования инфраструктуры взаимной торговли.

В то же время Соединенные  Штаты обеспечили себе лидирующие позиции  в нефтегазовом секторе ключевых энергоэкспортеров в СНГ –  Азербайджана и Казахстана.

В энергетическом секторе  первого они являются самым крупным  инвестором. По оценкам американских экспертов, сделанным перед кризисом, общий объем инвестиций США в  экономику Азербайджана должен был  достичь 47 млрд. долл. к 2010 г. В 2008 г. из общего объема иностранных инвестиций в  экономику Азербайджана почти 2/3 приходилось  на вложения компаний Великобритании и США (еще около 1/4 – на инвестиции Японии, Турции и Норвегии, на все  прочие страны – примерно 1/10). Россия была лишь на 9-ом месте в списке инвесторов.

Помимо инвестирования, с  начала 1990-х гг. США выделили Азербайджану порядка 1 млрд. долл. в виде различных  программ помощи, в том числе на развитие демократии.

В Казахстане доля США в  накопленных на середину 2009 г. прямых иностранных инвестициях в горнодобывающей  промышленности достигала 48%, портфельных  инвестициях в этом же секторе  – 78%. Соединенные Штаты начали активно  вкладывать средства в экономику  Казахстана сразу же после развала  СССР, тогда как Россия стала инвестировать  в Казахстан лишь с 2000 г. К моменту  первых российских вложений в Казахстан  США уже направили в эту  страну порядка 3,2 млрд. долл. прямых инвестиций.

В последнее время заметно  усилилась активность США в Туркмении  и Узбекистане - двух других крупных  энергоэкспортерах в Центральной  Азии. Новые акценты американской политики включают более тесную увязку интересов США в регионе с  задачами борьбы с терроризмом, с  ситуацией вокруг Афганистана и  Пакистана.

Один из ключевых пунктов  американской политики в регионе  – всемерное содействие развитию и диверсификации энергетических ресурсов Центральной Азии.

Важными партнерами для ряда стран СНГ в процессе диверсификации ими внешнеэкономических связей уже к началу 2000-х гг. стали  Турция и Иран. Роль первой как торгового  партнера наиболее высока для Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Туркмении и  Узбекистана.

Позиции Ирана наиболее сильны во внешней торговле Армении, Таджикистана и Туркмении. Турция выступает серьезным  конкурентом России на рынках закавказских стран СНГ, стремится закрепить  позиции транзитера и реэкспортера азербайджанских нефти и газа.

 

§4. Возможности укрепления позиций России в СНГ.

Обеспечить привлекательность  России как регионального лидера постсоветских стран возможно, главным  образом, на основе роста российского  экономического и научно-технического потенциала, повышения национальной конкурентоспособности путем практической реализации взятого курса на развитие обрабатывающей промышленности и активизацию  инновационной деятельности, преодоление  топливно-сырьевого характера российского  экспорта и более полного удовлетворения потребностей партнеров по Содружеству  в новых технологиях и современном  наукоемком оборудовании.

Укрепление позиций России в СНГ тесно связано с последовательным развитием равноправного и конструктивного  диалога с признанными мировым  сообществом независимыми государствами  бывшего СССР на всех уровнях государственной  власти и по всему комплексу вопросов, представляющих взаимный интерес.

Улучшению имиджа России на постсоветском пространстве будет  способствовать недопущение повторения «газовых» и «нефтяных» войн, максимально  возможный вывод конфликтных  энергетических вопросов из сферы публичной  дипломатии, настойчивая работа с  партнерами на основе прагматического  партнерства на уровне бизнес-структур. «Энергетические войны» вызвали  рост антироссийских настроений в Белоруссии и Украине, нанесли определенный ущерб деловой репутации России как надежного поставщика энергоресурсов.

Импульс сотрудничеству со странами СНГ, проявляющими заинтересованность в сближении с Россией, может  придать осуществление дополнительных финансовых затрат. Однако, как и  во всем мире, инструменты экономической  помощи должны иметь открытую и транспарентную форму (льготные кредиты, списание задолженности, др.), при одновременном сокращении всех форм скрытых субсидий. Донорство  должно предполагать четко прописанные  и юридически закрепленные встречные  обязательства.

Во взаимоотношениях со странами СНГ с низким уровнем доходов  необходимо понимать, что сотрудничество с ними должно содержать значительный грантовый элемент, и учитывать, что помощь таким странам в  растущих размерах оказывается многими  зарубежными государствами и  международными организациями. Если не предложить им техническое содействие, содействие в гуманитарной и социальной сферах, то такая помощь придет из других источников, и статус России как  ответственного, дееспособного партнера может оказаться под вопросом.

Важнейшее условие успешной реинтеграции постсоветского пространства – постепенный перенос центра тяжести с интеграционных усилий на макроуровне (уровне государств и  ведомств) на стимулирование интеграции на микроуровне (уровне компаний). Для  этого необходимы не только жесткое  соблюдение странами-участницами интеграционных процессов достигнутых договоренностей  об улучшении условий доступа  на рынки друг друга, но и создание системы институтов и механизмов стимулирования региональной интеграции. Поэтому расширение российского  экономического присутствия в странах  Содружества тесно связано с  осуществлением широкого комплекса  мер (финансово-экономических, организационных, институциональных, информационно-консультационных), направленных на содействие внешнеторговой и производственной деятельности национальных предпринимательских структур.

В числе таких мер: стимулирование развития технологической кооперации с родственными предприятиями стран  СНГ, в т.ч. в формате специальных  таможенных режимов, с помощью налоговых, кредитных и иных рычагов; обеспечение  отечественных инвесторов средствами кредитно-гарантийной поддержки  и твердыми гарантиями защиты капиталовложений; содействие созданию совместных предприятий  в высокотехнологичных отраслях; дипломатическая и политическая поддержка российских компаний на самом  высоком государственном уровне; поощрение приграничного и межрегионального сотрудничества.

Одним из средств в усилиях  по укреплению позиций России могут  стать инициативы по осуществлению  крупных трехсторонних проектов в экономике постсоветских государств с участием Евросоюза, России и других стран СНГ. Они могут касаться областей общей заинтересованности – энергетики, транспорта, создания общей инфраструктуры, охраны окружающей среды в приграничных регионах и  др. Реализация совместных проектов позволит снизить риски отдаления Украины  и ряда других государств Содружества  от России, смягчить конкуренцию с  ЕС на постсоветском пространстве.

Серьезным инструментом является усиление присутствия России на культурном и информационном поле стран-партнеров  по Содружеству, в том числе с  помощью поддержки русского языка, сохраняющего свою функцию средства межнационального общения.

Одним из ключевых направлений  российской политики в СНГ должен стать учет настроений общества и  формирующихся новых элит. Требуют  радикального улучшения имиджевая  работа в СНГ, взаимодействие со странами Содружества в образовательной  и научной сферах. В этой связи  к трудовым мигрантам из СНГ необходимо подходить не только как к источнику  необходимой для России рабочей  силы, но также учитывать и то, что во многом через отношение  России к рабочим из СНГ формируется  отношение их этнической родины к  нашей стране.

В торгово-политическом плане  укреплению позиций России в СНГ  может способствовать постепенное  выведение двустороннего формата  диалога стран Содружества с  ведущими нерегиональными игроками на уровень Таможенного союза  и СНГ в целом (там, где это  возможно).

В частности, надблоковый  формат сотрудничества СНГ–ЕС (принципиально  реализуемый в случае создания многосторонней зоны свободной торговли в СНГ) позволил бы перевести интеграционные процессы на общеевропейском пространстве из конфликтной плоскости в плоскость  поиска и реализации возможностей взаимовыгодного  сотрудничества.

Во взаимоотношениях с  Китаем перевод части вопросов взаимодействия на уровень СНГ мог бы скорректировать  исключительно мощную двустороннюю экономическую дипломатию КНР на постсоветском пространстве, базирующуюся на крупномасштабных финансовых вливаниях.

При наличии в целом  у России определенных, а на ряде направлений – значительных возможностей влияния на партнеров по СНГ более  подробный анализ таких возможностей отражает определенную ограниченность многих из них и необходимость  поиска новых подходов к работе с  СНГ. Главными инструментами российской экономической политики на пространстве СНГ являются: финансово-экономические  рычаги (льготное энергообеспечение, финансовое донорство, доступ на российский рынок, регулирование трудовой миграции, др.) и политическое взаимодействие.

В качестве рычага значение «энергетической карты» неуклонно  снижается и будет снижаться  в дальнейшем в условиях достижения/приближения  региональных цен к мировым и  набирающих силу процессов диверсификации источников энергоснабжения (по мере развития минерально-сырьевой базы и энерготранспортной инфраструктуры стран СНГ).

Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства