Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»
Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104
Режим свободной торговли
между Россией и странами СНГ,
не входящими в ЕврАзЭС, действует
с определенными изъятиями по
наиболее чувствительным товарам; список
таких товаров в двусторонних
соглашениях о свободной
Наиболее часто из соглашений о свободной торговле исключаются подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. Последние годы отмечены ростом торговых барьеров и конфликтов в отношении взаимопоставляемых товаров России и Украины. В частности, на начало октября 2009 г. в Украине действовали или находились в стадии рассмотрения 14 защитных процедур (антидемпинговые, специальные защитные) в отношении российских товаров, в России – 6 против украинских товаров.
В рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли без каких-либо изъятий в отношении ввозных и вывозных таможенных пошлин. Исключением является рассчитываемая особым образом экспортная пошлина, установленная на поставки нефти в Белоруссию с 2007 г.
Нетарифные ограничения в торговле стран ЕврАзЭС применяются нечасто, кроме Белоруссии и России, между которыми в последние два года шли, время от времени, «торговые войны».
Одной из причин успешной экспансии
стран дальнего зарубежья на рынки
СНГ стала быстрая
Важные изменения в
таможенно - тарифном регулировании
торговли России с Белоруссией и
Казахстаном произошли с января
2010 г., когда заработал Таможенный
союз. С 1 января 2010 г. вступил в силу
Единый таможенный тариф на базе унификации
национальных таможенных тарифов; с 1 января
по 1 июля 2010 г. будут запущены единые
механизмы регулирования
Формально инвестиционное и
хозяйственное законодательство России
и большинства стран СНГ
Инвестиционный режим в государствах Содружества направлен на облегчение привлечения зарубежных финансовых ресурсов (до последнего времени исключением из общего благоприятного на уровне законодательства отношения к иностранным инвестициям была Туркмения).
Многие страны СНГ создали
льготные условия для привлечения
иностранных инвестиций через принятие
законов о свободных
Общий инвестиционный климат в СНГ, несмотря на возросшую привлекательность
региона для зарубежных вложений,
оставляет желать лучшего. Российские
инвесторы все чаще наталкиваются
на государственный протекционизм,
нежелание сотрудничать со стороны
национального бизнеса, стремящегося
сохранить контроль над активами
для извлечения ренты. При этом качество
институциональной среды
Конфликты, связанные с вытеснением инвесторов из России их местными партнерами, особенно характерны для Украины. Ориентируясь на вступление в международные организации (ВТО, ЕС), власти стран СНГ оказывают предпочтение компаниям из дальнего, а не ближнего зарубежья, включая Россию.
Частые изменения
Важной особенностью делового
климата стран СНГ является исключительно
высокое значение его неформальной
составляющей, часто играющей решающую
роль в формировании реальной предпринимательской
среды. Возникает большой разрыв
между формальными
В последние год–полтора,
в том числе в связи с
кризисом, усилившим борьбу за капиталы,
многие страны СНГ активизировали усилия
по улучшению инвестиционного
Рост внешней открытости
и попытки усовершенствования предпринимательской
среды в странах Содружества
при общей позитивной оценке этих
процессов в посткризисный
Российский миграционный режим направлен на масштабное привлечение мигрантов, прежде всего «трудовых», которые должны восполнить сокращающееся население страны и обеспечить ее экономическое развитие. Вступившие в силу в начале 2007 г. документы («Закон о миграционном учете», обновленный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в РФ» и в Кодекс РФ «Об административных нарушениях») направлены как на привлечение трудовых ресурсов, так и на упорядочение ситуации в миграционной области, легализацию мигрантов, выявление их присутствия в РФ, предоставление социальных гарантий.
С того же года устанавливаются
квоты на прием мигрантов и
учитываются ограничения по профессиям,
квалификации, специальностям, странам
происхождения и региональные особенности
рынка труда, а также действует
Распоряжение Правительства «Об
ограничении использования
Миграционный режим нуждается в дальнейшем совершенствовании. Принятые законы упростили процесс миграции, сделали ее более «доходной» для государства (благодаря росту налоговых поступлений), для работодателей и самих мигрантов. В то же время остался открытым вопрос о контроле миграционных потоков.
В России продолжает трудиться
огромное число нелегальных мигрантов,
квоты на прием легальных мигрантов
превышаются (пока такую возможность
дает законодательство) и формируются
в отрыве от приоритетных потребностей
страны в развитии инновационных
технологий и модернизации производства,
не стимулируется привлечение
Санкции и ограничения, в
том числе по квотам, в борьбе
с нелегальной миграцией
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ.
Усиление конкуренции России на рынках СНГ со стороны третьих стран наиболее отчетливо проявилось в последнее десятилетие и нашло количественное выражение прежде всего в повышении доли крупных нерегиональных держав (в первую очередь ЕС, США, Китая, Турции, Ирана, ряда других) во внешней торговле, особенно в импорте, и привлеченных прямых иностранных инвестициях государств Содружества.
Заметным и чувствительным
для России было сокращение доли в
общем импорте СНГ
Основными конкурентами России
на рынках стран СНГ выступают
Евросоюз, Китай и США. Эти страны
объединяет стремление диверсифицировать
источники снабжения
Расширенный Евросоюз в настоящее
время выступает ведущим
По данным ВТО, суммарный экспорт ЕС-27 в СНГ (без РФ) достиг 65,18 млрд. долл. в 2008 г. против 10,34 млрд. долл. в 2000 г., т.е. вырос в 6,3 раза. Вывоз машин и оборудования из ЕС-27 в СНГ рос опережающими темпами, а его доля в общей структуре экспорта достигла 50%.
После распада СССР ЕС придерживается курса на развитие двусторонних отношений с бывшими советскими республиками, проводит осторожную, но достаточно последовательную политику вовлечения постсоветских государств в сферу своего влияния, для чего применяются различные инструменты. С 2003–2004 гг. в отношении Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины действует «Европейская политика соседства» (ЕПС), нацеленная на развитие сотрудничества в разных сферах (от энергетики до правосудия) и адаптирующая государства СНГ к стандартам Евросоюза в области демократии, прав человека, экономики, образования, экологии и т.п. Основным механизмом политики добрососедства стали совместные планы действий. Воздействие ЕПС обеспечивается комплексом взаимоувязанных мер, а также возрастающей финансовой помощью (общий объем выделенных средств достиг порядка 1 млрд. евро). В 2009 г. запущена программа «Восточное партнерство», охватывающая те же страны.
Сотрудничество ЕС с Центральной Азией осуществляется на основе подходов и целей, в том числе сформулированных в ЕПС. Евросоюз предполагает расширить взаимодействие с центральноазиатскими странами, привлекая их к своим программам и приобщая тем самым к нормам и стандартам ЕС.
До настоящего времени ЕС фактически игнорирует существование СНГ и других региональных союзов на постсоветском пространстве и избегает контактов с их рабочими органами. Не выступая прямо против интеграционных мероприятий, он умело использует различные инструменты, включая финансовую помощь на проведение экономических и политических реформ, для противодействия сплочению стран Содружества.
Вместе с тем, несмотря на такие подходы ЕС, представляется, что в перспективе отношение Евросоюза к интеграционным процессам в рамках СНГ может измениться в лучшую сторону. Основная причина – вероятное сокращение доли Европы в мировой экономике (по прогнозам, она может снизиться к 2050 г. до 12% против 22% в начале века), что будет стимулировать Евросоюз к поиску новых стратегических партнеров в конкурентной борьбе с другими крупными игроками; в этом случае стратегическое партнерство с Россией как лидером интеграционных процессов в СНГ (на базе формируемого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, единого экономического пространства стран-участниц и в более широком контексте СНГ) может оказаться полезным ЕС для укрепления позиций объединения в мире.
Такое развитие событий будет соответствовать и интересам России, которой в одиночку, даже с опорой на партнеров по интеграции, трудно рассчитывать на свое укрепление в качестве одного из главных мировых экономических центров.