Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

Развитие экономик стран  СНГ в текущем десятилетии  определялось двумя основными факторами.

С одной стороны, в условиях значительного восстановительного роста экономики после кризисных 1990-х гг. на фоне преобладающей низкой конкурентоспособности национальных производств произошло резкое увеличение импорта, прежде всего инвестиционных и потребительских товаров, из стран  дальнего зарубежья. Суммарный ВВП  стран СНГ вырос в реальном выражении в 1,9 раза в 2008 г. против 2000 г., тогда как объемы ввоза товаров  из дальнего зарубежья увеличились  по стоимости в 7,6 раза (внутрирегиональный импорт, без импорта РФ из СНГ, за тот же период увеличился в 4,7 раза, причем в основном за счет повышения  цен на энергоносители и металлы). Поставки товаров из Китайской Народной Республики (КНР) в СНГ возросли в 2008 г. по сравнению с 2000 г. в 31,5 раза, в том числе к уровню 2004 г. –  в 6,7 раза, а экспорт из 27 стран  Европейского союза (ЕС-27) в 2008 г. против 2004 г. увеличился в 2,6 раза. Сложилась  ситуация, когда все большая часть  потребностей государств Содружества  в изделиях обрабатывающей промышленности, оборудовании, технологиях, товарах  народного потребления стала  покрываться за счет импорта из дальнего зарубежья, что превратилось в существенный фактор торможения интеграционных процессов  и усиления центробежных тенденций  в регионе.

С другой стороны, низкая конкурентоспособность  большинства обрабатывающих производств  на фоне растущих мировых цен на основные сырьевые товары и материалы  привела к утяжелению структуры  промышленности и экспорта стран  СНГ, формированию

их преимущественно сырьевой, низкотехнологичной международной  специализации. Экспорт практически  всех государств Содружества в той  или иной пропорции состоит из энергоносителей, металлов, удобрений, различных видов промышленного  и аграрного сырья. Характерно, что  в экспорте наиболее промышленно  развитых стран СНГ – Белоруссии и Украины – около 60% приходится на минеральные продукты, металлы, базовые  химикаты и удобрения.

Фактически структуры  экономик и экспорта стран Содружества  в текущем десятилетии сближались, все более утрачивая взаимодополняемость  и переходя в положение конкурентов, что также сильно снижало стимулы  к интеграции. В общеполитическом плане утяжеление экономических  структур СНГ, сопровождавшееся концентрацией  производства и капитала, стимулировало  процессы централизации политической власти, ее ориентацию на определенные интересы, зачастую не совпадающие  с планами расширения и углубления регионального интеграционного  сотрудничества вместе с Россией.

В результате указанных процессов  взаимная торговля стран СНГ развивалась  в последние годы значительно  медленнее, чем товарообмен с  дальним зарубежьем. Ее удельный вес  в их общем товарообороте (включая  Россию) только за 2004–2008 гг. снизился с 27% до 21,5%, в том числе в импорте  – с 38% до 27%. При этом доля торговли с третьими странами в общем товарообороте  стран СНГ без России повысилась за тот же период с 59% до 66%, в том  числе в экспорте – с 70% до 76%, в  импорте – с 47% до 54%. Для сравнения: в 2008 г. удельный вес внутрирегиональной торговли для ЕС-27 достигал 65%, для  стран НАФТА (США, Канада, Мексика) – 40%. При общих высоких темпах восстановительного роста экономик стран СНГ в  текущем десятилетии (причем для  всех стран с очень низкой исходной базы) успешнее других развивались  крупные нетто-экспортеры энергоносителей  – Азербайджан, Казахстан, Туркмения.

Беспрецедентное повышение  цен на энергоносители позволило  Азербайджану к 2008 г. увеличить ВВП  в 3,5 раза по сравнению с 2000 г., Казахстану – в 2 раза, Туркмении – в 2,9 раза.

Несмотря на достаточно высокие  темпы экономического роста стран  СНГ в текущем десятилетии, их финансовое положение в целом  оставалось неустойчивым. В различные  периоды отмечались значительные всплески инфляции, большинство стран имели  хронический бюджетный дефицит  и крупное отрицательное сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Причем большие величины дефицита текущего платежного баланса наблюдались

не только у нетто-импортеров энергоносителей и стран с  узкой экспортной базой, но также  у нетто-экспортеров энергоресурсов (в связи с масштабными закупками  нефтегазового оборудования и услуг  в рамках совместных проектов, а  также из-за чрезмерных внешних заимствований  с короткими сроками платежей).

Мировой валютно-финансовый кризис разделил участников СНГ на две группы. Первая группа – это  нетто-экспортеры энергоносителей (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), которые  сильно пострадали от падения мировых  цен на нефть, но сумели сравнительно быстро восстановиться за счет накопленных  резервов и возобновившегося роста  котировок на нефтяном рынке. Важно, что эти страны в меньшей степени  зависят от состояния экономики  России и других государств Содружества. В 2008 г. в экспорте Казахстана на СНГ  приходилось лишь 16% (27% в 2000 г.), в  экспорте Азербайджана – 3% (13%), поскольку  практически все объемы энергоносителей  – основного экспортного товара  направляются в дальнее зарубежье. Вторая группа стран – нетто-импортеры  энергоносителей, чей рост в последние  годы подпитывался масштабным внешним  кредитованием, благоприятной конъюнктурой на рынках многих видов неэнергетического  сырья и промышленных полуфабрикатов, расширением рынков сбыта в России и увеличением трансферов от трудовых мигрантов, опять же из России.

Кризис привел к существенному  ослаблению перечисленных источников роста, что вызвало значительное общее ухудшение ситуации в этих государствах. Перспективы выхода из кризиса для последней группы стран достаточно неопределенные, поскольку  связаны с проведением болезненных  реформ, финансовой поддержкой политически  и социально значимых, но неэффективных  секторов и производств, сопряженной  с ростом проблемных кредитов, получением внешних займов. Для данной группы важно понимать, за счет чего (кого) они будут выходить из кризиса, какова будет роль в этом процессе Международного валютного фонда (МВФ), других международных  финансовых организаций и программ финансовой поддержки и содействия развитию со стороны ведущих мировых  и региональных держав, каковы могут  быть требования доноров и уступки  в их пользу.

Растущая международная  и двусторонняя финансовая помощь наиболее сильно пострадавшим от кризиса странам  Содружества способна ухудшать интеграционную перспективу, поскольку любые программы  помощи концентрируют внимание на внутренних проблемах и подталкивают к большей  внешней открытости в целях создания благоприятных условий доступа  на рынок для международных инвесторов. Тем более что в период кризиса  возможно получение существенного  дисконта при покупке активов.

Надо также учитывать, что значительная часть внешней  финансовой помощи СНГ носит «связанный»  характер и обуславливается проведением  определенной экономической политики, предоставлением тех или иных уступок/преференций странам-донорам, закупками у них оборудования, технологий и т.д.

В классификации страновых  рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которую ориентируются кредиторы  и инвесторы по всему миру, страны СНГ (по состоянию на конец января 2010 г.) находятся на самых низких ступенях рейтинга.

Из предусмотренных экспертами ОЭСР 8 степеней странового риска (0 –  нет рисков, 7 – практически неприемлемые для кредиторов и инвесторов риски) пять государств Содружества – Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина  – находятся на седьмом уровне, Армения, Грузия, Туркмения и Узбекистан – на шестом, и только Азербайджан  и Казахстан – на приемлемом пятом  уровне (его также имеют Доминиканская  Республика, Гватемала, Иордания и др.).

С учетом чрезмерно высоких, согласно международной классификации, рисков операций в странах СНГ, особенно в условиях кризиса, зарубежный бизнес заходит на соответствующие рынки  при мощной и непосредственной поддержке  государства. Тем самым общий  контекст торгово-экономического сотрудничества все более политизируется.

За последние полтора  десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно  снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24% товарооборота, то в 2009 г. – только 14,6%. В то же время три наших  главных контрагента из этой группы стран – Белоруссия, Украина и  Казахстан – продолжают входить  в число важнейших торговых партнеров  России.

В 2009 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина – 6-е, Казахстан  – 13-е. Торговля России со странами СНГ  в последние несколько лет  развивалась теми же темпами, что  и со странами дальнего зарубежья, поэтому  в 2005–2009 гг. колебания их удельного  веса в общем товарообороте не превышали 1%.

Несмотря на снижение удельного  веса стран СНГ в экспорте России, сейчас они имеют существенно  большее значение для многих российских экспортеров. Дело в том, что указанное  снижение произошло главным образом  из-за переориентации поставок энергоносителей  на рынки дальнего зарубежья в  условиях быстрого роста мирового спроса и цен на топливо. Если в 1992–1994 гг. на СНГ приходилось 40% суммарного российского  экспорта энергоресурсов в натуральном  выражении, то в 2007–2008 гг. – 14,7% (в 2009 г. – 15,9%).

В середине 1990-х гг. в страны СНГ шло 15% нашего экспорта без учета  минерального сырья, а в 2008 г. этот показатель превысил 25% (в 2009 г. – 23%). Еще большее  значение страны СНГ имеют в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (без учета товаров с высокой  сырьевой составляющей – нефтепродуктов, удобрений, пиломатериалов и т.п.): в 2000 г. этот показатель равнялся 31%, а  в 2008 г. – 55%. За 2000-е гг. отмечено существенное повышение их доли по широкому кругу  промышленной продукции глубокой переработки, многим видам машин и оборудования.

Важной характеристикой  российского экспорта в СНГ, тесно  связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая  степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в  дальнее зарубежье. Самый высокий  показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов в 2008 г. был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по 4-значным кодам  ТНВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности), за исключением закрытых групп – драгоценных камней и  металлов, вооружений и др.). Далее  следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом –  Германия (69), КНР (51), Турция (49), Нидерланды (42), Италия (41), США (39), Польша (36), Великобритания (32). Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять  только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и  Казахстан разительно отличается в  их пользу от ситуации с экспортом  в дальнее зарубежье.

В импорте России доля стран  СНГ неуклонно снижается: в 1990-е  гг. она равнялась 25–30%, а к 2009 г. сократилась  до 13%. Это обусловлено тем, что  РФ активно развивала импорт высококачественных товаров как инвестиционного, так  и потребительского назначения, которые  государства Содружества чаще всего  не в состоянии предложить.

Кризис еще более снизил конкурентоспособность продукции  из СНГ на российском рынке.

Страны СНГ обеспечивают основную часть потребностей России в импорте минерально-сырьевых товаров (руд и концентратов металлов, строительного  сырья), являются главными поставщиками хлопка – основного сырья для  российской легкой промышленности, играют равнозначную странам дальнего зарубежья  роль в снабжении России дефицитной плодоовощной продукцией (правда, большая  часть импорта которой носит  неорганизованный характер). Вместе с  тем, многие промышленные товары из СНГ  вступают в прямую конкуренцию с  российской продукцией, имея дополнительные преимущества в виде мощной государственной  поддержки (в первую очередь, это  товары из Украины и Белоруссии).

По ряду важных видов промышленной продукции страны СНГ занимают на российском рынке более прочные  позиции, чем отечественные производители.

В текущем десятилетии  не удалось преодолеть тенденцию  ухудшения позиций России на рынках стран СНГ. Среди важных причин этого: низкая конкурентоспособность отечественных  обработанных изделий (за немногими  исключениями) по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить  растущий инвестиционный и потребительский  спрос государств Содружества на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных  финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта.

Создание в этих странах  новой транспортной инфраструктуры (прокладка трубопроводов, строительство  дорог и других коммуникаций) и  возможность диверсификации поставок углеводородов на внешний рынок, расширение привлечения прямых иностранных  инвестиций (обычно стимулируют экспортно-импортные  потоки), а также кредитов международных  организаций и нерегиональных стран, выравнивание условий хозяйственных  связей СНГ с остальным миром  – все это усиливает процессы переориентации государств Содружества  на рынки дальнего зарубежья.

В числе других причин, оказывающих  сдерживающее влияние на торгово-экономические  отношения России и стран СНГ, можно отметить:

- весомые транспортные  издержки взаимных связей, обусловленные  большими расстояниями;

Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства