Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

В результате восприятие партнерами друг друга как частей общего интеграционного  пространства ухудшается. Ослабевает и координация между двусторонними  диалогами. Без противодействия  такой динамике процесс формирования общего экономического пространства СНГ  может столкнуться с дефицитом  стимулов и имплементационных механизмов.

При оценке возможностей России в Содружестве следует отдельно рассматривать Белоруссию. Зависимость  последней от России очень велика – причем по широкому кругу направлений  экономического взаимодействия. Для  российско-белорусских отношений  характерна значительная асимметрия мотиваций  и результатов сотрудничества сторон: выгоды (приобретения) Белоруссии от сотрудничества имеют немедленный и жизненно важный для этой страны характер, тогда  как текущие интересы России учитываются  слабо, а возможные (совсем негарантированные) дивиденды от сотрудничества отнесены в будущее. Суммарные выгоды, доходы и приобретения Белоруссии от сотрудничества с Россией (по пяти статьям: сальдо движения капитала, косвенные энергетические субсидии, доходы от экспорта в третьи страны товаров из российского нефтегазового  сырья, доходы от экспорта товаров и  транспортных услуг в РФ) в последние  годы стабильно превышают 60% белорусского ВВП.

Тем не менее, Россия должна сохранять высокую интенсивность  двустороннего сотрудничества с  Белоруссией, исходя из геоэкономических и военно-политических соображений. Поэтому для России в отношениях с Белоруссией главной видится  задача максимально формализовывать  отношения долговременного стратегического  партнерства в экономической  и политической сферах.

 

 

РАЗДЕЛ 3. Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов.

§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в  условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики.

Глобализация – это  качественно новый этап в развитии мировой экономики. Она возникла в ходе развитии интернационализации  хозяйственной жизни, когда экономические  отношения вышли далеко за пределы  отдельных стран, обретая все  большую самостоятельность, когда  постепенно стал формироваться единый мировой рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Все страны мира оказались  вовлеченными в процесс глобализации, но в разной степени. Бизнес стал участвовать  в решении таких задач, которые  раньше исполняло только государство. Затронув все стороны жизни человека, но, проявившись в наибольшей мере в области экономики, глобализация вызвала и глобальную конкуренцию. По существу выживаемость стран в  условиях глобализации стала определяться степенью их конкурентоспособности.

Рассматривая глобализацию в первую очередь с позиций  проблем национальной конкурентоспособности  и тесно связанной с ней  экономической безопасности, можно  констатировать, что это комплексное  явление мировой экономики, проявляющееся  в трех основных формах. Во-первых, как  объективная мировая тенденция, развивающаяся в результате интернационализации  хозяйственной жизни и упрочения  разнообразных международных связей между государствами, представляющими  их фирмами и отраслевыми комплексами. Во-вторых, как концепция, предполагающая решение различных проблем, принимающих  все более глобальный характер, особенно в таких областях, как экология, финансы, транспорт, миграция населения  и др. В-третьих, как международный  проект одних субъектов мирового рынка (корпораций, стран), направленный на повышение их конкурентоспособности  за счет других субъектов.

Главная, но не афишируемая  цель глобализации, рассматриваемой  с ее субъективной стороны, – это  укрепление конкурентных позиций участников глобализационного проекта в  условиях однополярного мира. Для  продвижения этого проекта в  жизнь создана мощная инфраструктура, основу которой составляют Всемирный  банк, МВФ, ВТО, обслуживающие в первую очередь интересы промышленно развитых стран (ПРС).

Далеко не все  страны готовы к участию в глобальном бизнесе. Степень готовности конкретной страны к глобальному бизнесу  определяется многими факторами, в  том числе высокой конкурентоспособностью национальной экономики, способностью ее хозяйствующих субъектов занять свою нишу в системе мировой экономики; компетентностью исполнительной власти, четким пониманием ею геополитических  и геоэкономических интересов страны и возможностью их защиты. Для современной  России, например, либерализация международных  отношений, дерегулирование рынка  товаров, услуг и капитала, скорее всего, приносит ущерб, превышающий  выгоды. Глобализация, несмотря на интегративный  характер этого явления, не только не ослабляет конкурентного напряжения в мировой экономике, но, наоборот, в значительной мере усиливает его.

В России действуют  объективные факторы, приводящие к  снижению конкурентоспособности и  на внутреннем, и на внешнем рынках, главный из которых – более  высокий по сравнению со среднемировым  показатель издержек производства, связанный  с неблагоприятными климатическими условиями и большой территорией. Именно поэтому необходима активная политика государства, направленная на нивелирование этих негативных факторов и поддержку национальных производителей. Это целый комплекс мероприятий  государства, среди которых следует  особо выделить умелое сочетание  открытости рынка с элементами протекционистской  политики. Одновременно правительство  и законодательная власть России обязаны создать нормальную конкурентную среду, необходимую для протекания эффективной конкуренции в стране.

Конкурентоспособность - эта  способность не просто участвовать  в конкурентной борьбе с соперниками, но и побеждать в ней качеством, ценой, отлаженной системой сбыта и  послепродажного обслуживания и  т.п., выступает атрибутом развитого  рыночного механизма, который спешно формуется в России. По мнению М. Портера, к характеристикам  конкурентоспособности  в глобальной экономике можно  также отнести повышение качества бизнес-среды, стратегий компаний, инфраструктуры, менеджмента, маркетинга.

В ходе глобализации отчетливо  проявляется ряд черт, которые  не могут восприниматься иначе, как  угроза для многих стран в мире. Во-первых, всесилие и вседозволенность ТНК, прибыль которых порой выше, чем национальный доход отдельных  малых и даже средних стран. За этими гигантскими корпорациями стоят развитые страны базирования  их материнских компаний.

Во-вторых, одна из качественных характеристик современной мировой  экономики состоит в том, что  глобализация ведет к нарастанию технологического разрыва между  странами-лидерами хозяйственного процесса и всеми остальными. В-третьих, уменьшается  роль государства. Происходит делегирование  нарастающего объема полномочий от него наднациональным политическим и  экономическим органам.

Следует отметить, что функции  государства претерпевают в современный  период противоречивые изменения: с  одной стороны, они, как было отмечено, уменьшаются от возрастания наднационального регулирования под воздействием глобализационных процессов, с другой стороны, роль государства увеличивается  в силу необходимости регулирования  внутриэкономических процессов, связанных  с влиянием мировых рынков, потоков  капитала, усилением функций безопасности и.т.п. под влиянием тех же процессов  глобализации.

Государства начинают искать защиту в интеграционных объединениях, новых политических и военных  союзах. Стремление найти желанных партнеров выражается не просто в  перегруппировке сил: на столетия вперед определяются векторы иных экономических  предпочтений, новых исторических путей. Таким образом, глобализация ясно прорисовывает  вызовы и российскому обществу, и  российской государственности, переживающим к тому же труднейший период внутренней трансформации.

Для России центральная проблема, связанная с определением ее места  в мировой экономике и новой  модели роста, состоит в том, что  стратегически она не вписывается  ни в число мировых лидеров, ни в группу производителей массовой индустриальной продукции, ни даже в группу поставщиков  сырьевых товаров. Из-за недостаточной  конкурентоспособности российского  экспортного потенциала в долгосрочной перспективе остается под вопросом удержание даже существующих позиций.

Увеличение экспорта готовой  продукции с высокой степенью добавленной стоимости невозможно без проведения НИОКР. Поэтому необходимо предоставление налоговых льгот и иной государственной поддержки отраслям или отдельным предприятиям, продукция которых может конкурировать на мировых рынках.

В условиях современного, сложного и многономенклатурного производства с большой наукоемкой составляющей внутренние рынки даже относительно крупных стран оказываются недостаточными для него. Поэтому для России интеграция в мировую экономику требует  в первую очередь создания единого  экономического пространства в регионе  СНГ. Одновременно это является важным условием обеспечения экономической  безопасности страны.

Международная экономическая  интеграция (МЭИ) – характерная и  важная особенность современного этапа  развития мировой экономики. Она  представляет собой постепенное  сращивание воспроизводственных структур разных стран, формирование единого  рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей  силы. Можно также охарактеризовать ее как процесс слияния экономик соседних стран в единый хозяйственный  комплекс; достижение эффекта масштаба. Активизация интеграционных процессов  в различных регионах мира превратила межгосударственное хозяйственное  взаимодействие в один из главных  двигателей экономического прогресса. Одна из конечных целей экономической  интеграции – аккумуляция ресурсов интегрирующихся стран (материальных, финансовых, людских, научно-технических, информационных и др.), чтобы создать  необходимые условия для достижения высокого уровня экономической эффективности  и, следовательно, социально-политической стабильности.

Участвуя в интеграционных группировках, страны идут на ограничение  своего государственного суверенитета. Однако оно может быть только добровольным и возможно при взаимных обязательствах объединяющихся стран, основанных на тщательном согласовании национальных интересов.

МЭИ развивается преимущественно  в региональных рамках, опирается  в своем становлении и развитии на исторически сложившуюся региональную общность стран соседей, сходство их хозяйственных комплексов, развивавшихся  не без воздействия друг на друга, этнической истории и т.п. Уровень  экономического развития соседних стран, интенсивность их вовлечения в международные  экономические отношения, возможность  и необходимость их интегрирования – это интеграционные предпосылки, логично и естественно вытекающие одна из другой.

Участие в интеграционных союзах (объединениях, группировках и  т.д.) дает осязаемые преимущества всем сторонам-участникам таких альянсов, прежде всего в вопросах повышения  конкурентоспособности национального  производства. В объединении предпринимаются  серьезные усилия по нивелированию  технического уровня, оплате труда, социальных мер, для чего создаются различного роды фонды поддержки, о чем, в  частности, свидетельствует опыт ЕС.

Естественно, что единая техническая политика, проводимая в  объединении, ориентирована на нормы  и стандарты наиболее развитых членов, либо на мировые образцы, что невольно поднимает уровень всех остальных. Участие в кооперационных соглашениях  и сбытовых сетях более развитых партнеров, возможность использования  заемных средств, учрежденных специальных  банковских институтов для выравнивания уровней развития, все это реально  позволяет быстро и надежно повысить уровень национальной конкурентоспособности. Таким образом, интеграция (пусть  даже части) постсоветского пространства на новой рыночной основе вполне оправдана  и даже закономерна.

Общеизвестны экономические  потери и социальные издержки, понесенные экономикой России от развала Советского Союза. На повестке дня все тот  же сакраментальный вопрос, что делать? Нужно возрождать страну, поднимать  экономику, повышать жизненный уровень  населения, завоевывать ниши на мировом  рынке – одним словом создавать  необходимый уровень конкурентоспособности  страны. Но жизнь показывает, что  даже куда более развитые в экономическом  отношении страны, чем Россия, пытаются решать свои хозяйственные проблемы на современном этапе не в одиночку, не полагаясь лишь только на свои внутренние экономические возможности, а стремятся  объединять свои усилия с другими, прежде всего соседними странами, с целью  максимизации совокупного эффекта  от совместной экономической деятельности в виде синергетического результата.

Синергетический эффект от объединений территорий и рынков, свободного перелива факторов производства, установления гармонизированных, либо единых договорно-правовых правил и  норм, институтов управления, социальных мер и гарантий и т.п. приводит не только к росту эффективности  производства и уровня жизни населения, но и к повышению конкурентоспособности  национальных хозяйств. Таким образом, в диссертации формулируется  важный вывод о том, что международная  интеграция национальных хозяйств –  способ, метод, путь к усилению национальной конкурентоспособности.

Одновременно рассматриваемую  проблему можно увидеть в другом ракурсе. Конкурентоспособность –  это важный ускоритель интеграционных процессов, побуждающая страны к  нахождению своего места в интеграционных объединениях. Следовательно, конкурентоспособность  предстает не только как экономическая  категория, но и как общественно-исторический феномен, включающий геополитические  и социальные характеристики.

Экономическая интеграция постсоветского пространства может превратить Россию в один из новых центров глобальной экономики, обеспечив объединение  постсоветских экономик и их включение  в существующие структуры мирового хозяйства. Только Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным  потенциалом, емкостью рынка, конфигурацией  транспортных коммуникаций и производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию экономического пространства СНГ в мировое хозяйство, не ломая  при этом технологические, производственные и организационные структуры  экономик данных стран, избегая риска  появления нестабильности. В то же время сохранение рынка стран  СНГ, ориентированного на Россию (особенно это касается продукции обрабатывающей промышленности), и использование  их ресурсного потенциала являются необходимыми условиями модернизации российской экономики, повышения ее конкурентоспособности.

Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства