Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

- неизбежность использования  при многих сообщениях транзита;

- плохая техническая оснащенность  пограничных пунктов пропуска;

- более высокие, по  сравнению с внутренними, международные  транспортные тарифы;

периодически вводимые ограничения  для поставок товаров на рынки  друг друга отдельных товаров  с целью защиты национальных производителей.

Средневзвешенная доля России в экспорте стран СНГ уменьшилась  с 42% в 1995 г.

до 28% в 2000 г. и до 15% в 2008 г., в импорте – с 48% до 45% и до 32,5% соответственно.

Однако, следует учитывать, что бурное развитие экспорта нефти  из Казахстана, Азербайджана и нефтепродуктов из Белоруссии на фоне быстрого повышения  мировых цен существенно искажает долю России в экспорте указанных  стран и СНГ в целом в  меньшую сторону – за вычетом  энергоносителей снижение было не столь  велико.

Несмотря на снижение роли России во внешней торговле стран  СНГ, почти для всех из них Россия продолжает оставаться одним из важнейших  торговых партнеров. В 2008 г. Россия занимала 1-е место среди партнеров по экспорту Армении, Белоруссии, Киргизии, Туркмении и Украины, а по импорту  – у всех стран СНГ, кроме Грузии и Молдавии. При общем падении  доли нашей страны в суммарном  экспорте государств Содружества по широкому кругу товаров, не входящих в группу сырья и первичных  промышленных полуфабрикатов, сохранилась  и даже усилилась ориентация поставщиков  из СНГ на российский рынок. Особенно чувствительной является зависимость  аграрного сектора стран СНГ  от поставок в Россию, выступающую  в качестве главного экспортного  рынка для сельхозпродукции большинства  государств Содружества и значительно  опережающую в этом отношении  третьи страны. В целом, в 2008 г. более 30% аграрного экспорта СНГ направлялось к нам.

Помимо продукции сельского  хозяйства, из стран СНГ на российский рынок ориентирована значительная часть (во многих случаях львиная  доля) поставок обработанных изделий, в первую очередь машин и оборудования. Особенно большое значение наш рынок  имеет для Белоруссии и Украины.

В целом, жизнедеятельность  и выживание большого числа отраслей и подотраслей промышленности стран  СНГ еще в сильной степени  зависят от возможностей сбыта продукции  на российском рынке. Определенное падение  доли России в импорте СНГ объясняется, главным образом, энергетическим фактором. С одной стороны, из-за переориентации на дальнее зарубежье российских поставок энергоносителей, составлявших почти 50% всего стоимостного объема импорта Содружества из РФ, темпы  развития торговли СНГ с Россией  стали отставать от динамики ввоза  товаров из третьих стран. В результате позиции России в импорте СНГ  ослабли.

С другой стороны, вследствие роста цен на поставляемые Россией  в СНГ энергоносители, а также  сохранявшейся высокой зависимости  государств Содружества от российских энергоресурсов снижение нашей роли в импорте стран СНГ было в  целом умеренным. Россия обеспечивает примерно треть импортных потребностей Содружества (в том числе около 2/3 импорта минеральных продуктов, включая до 70% закупок топлива, почти 50% суммарного ввоза металлов и изделий  из них, лесобумажных товаров) и остается его главным торговым партнером.

Согласно сделанным в  самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного  союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т.е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного  углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в  первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать.

Удельный вес стран  Содружества в экспорте России, составлявший в 2009 г. 15,5%, и в базисном, и в  оптимистическом (предполагающем благоприятную  мировую конъюнктуру и прогрессивные  структурные сдвиги в экономике) прогнозных сценариях к началу 2020-х  гг. не превысит 16–17%. По импорту ситуация хуже: доля СНГ в обоих сценариях  упадет с нынешних 13% до менее 10%.

Согласно этим оценкам, стоимостные  объемы экспорта России в СНГ достигнут  максимума 2008 г. в базисном варианте только к 2016 г., а в оптимистическом  – к 2013–2014 гг. Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х гг. превысят уровень 2008 г. в базисном варианте лишь на 5–10%, а в оптимистическом –  на 13–18%. Стоимостные объемы российского  импорта из СНГ восстановятся  на уровне 2008 г. не ранее 2018–2019 гг. в  базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом  варианте. Физические объемы ввоза  из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих  сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие  пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского  экспорта в СНГ останутся энергоносители (41–45% в начале 2020-х гг.), импорта  – машины и оборудование (29–39%).

В свою очередь, современная  интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже  выше, чем средний расчетный уровень  для стран, находящихся в одном  таможенном союзе. Это объясняется, в том числе, инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывшего  СССР, но также свидетельствует о  высокой степени реализованности  потенциала взаимной торговли. Иными  словами, для России, Белоруссии и  Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для  стран на данном уровне развития, состоящих  в одном таможенном союзе.

Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран  ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет  снижаться.

Важной составляющей внешнеторгового  обмена России со странами СНГ является

торговля услугами. По итогам I полугодия 2009 г. доля услуг в суммарном  обороте товаров и услуг составила 17,4%.

С начала текущего десятилетия  и до конца 2008 г. отмечалось устойчивое расширение взаимной торговли услугами России и стран Содружества: с 2000 г. обмен услугами увеличился в 3,4 раза. 2007 и 2008 гг. характеризовались беспрецедентно высокими темпами прироста взаимной торговли услугами – на уровне 30% ежегодно. Экономический подъем в России и  странах СНГ стимулировал расширение продаж и закупок услуг, в первую очередь, по таким статьям, как «Транспорт», «Поездки», «Строительные услуги», «Прочие деловые услуги».

Российский экспорт услуг  в СНГ, начиная с 2003 г., рос быстрее  импорта; его стоимостный объем  в 2001–2008 гг. увеличился в 4,7 раза (импорт вырос в 2,4 раза). За счет более высоких  темпов расширения российского экспорта по сравнению с динамикой импорта  с 2006 г. торговля услугами со странами СНГ (в отличие от дальнего зарубежья) является доходной статьей платежного баланса России: профицит в торговле услугами в 2008 г. достиг 3,8 млрд. долл. против 0,8 млрд. долл. в 2006 г. Вместе с тем, снижение деловой активности в России и  странах СНГ в условиях мирового финансово-экономического кризиса  обусловило уменьшение стоимостных  объемов внешней торговли услугами в первой половине 2009 г. по сравнению  с аналогичным периодом 2008 г. почти  на 2,3 млрд. долл. Но сохранился профицит в торговле услугами (992 млн. долл.).

Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней  торговли России услугами. В 2008 г. удельный вес Содружества (14,6%) в этой сфере  уменьшился на 7 процентных пунктов (п.п.), по сравнению с 2000 г.

Основными причинами явились  концентрация выездного туризма  и внешнеторговых товаропотоков  на странах дальнего зарубежья, невысокая  конкурентоспособность, небольшое  взаимное предложение наукоемких и  технически сложных услуг, необходимых  России и торговым партнерам из СНГ  для модернизации экономики.

Отраслевая структура  российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована  и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают  традиционные виды услуг – «Транспорт»  и «Поездки» (4/5 всех продаж).

Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2008 г.) по сравнению с общим объемом  российского экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл.). Скромная доля Содружества  в экспорте наукоемких услуг из РФ (10,8% в 2008 г.) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним, включая техническое содействие в модернизации и строительстве  объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.

Структура импорта услуг  из СНГ по сравнению с их экспортом  характеризуется более высокой  долей наукоемких услуг (14% в 2008 г.), что  связано с закупками Россией  телекоммуникационных, а также инженерных и технических услуг.

Все последние годы значительную часть импорта услуг из СНГ  составляют расходы по статье «Государственные услуги» – около 9–10%. Суммарные  платежи России в пользу СНГ по указанной статье в 2000 г. – I полугодии 2009 г. составили 4,6–4,7 млрд. долл., в том  числе накопленное отрицательное  сальдо – порядка 4,4 млрд. долл. В  данной статье учитываются расходы  нашей страны на содержание Черноморского  флота, военных баз, официальных  представительств и организаций, аренду космического комплекса «Байконур» и др.

Возможности роста валютных доходов от продаж услуг в СНГ  во многом связаны с более полным использованием экспортного потенциала отечественного туристского рынка.

Инвестиционное сотрудничество России со странами СНГ хотя и расширяется, но его общие размеры настолько  малы, что позволяют говорить о  сколько-нибудь существенных взаимовлиянии  и взаимной заинтересованности только применительно к отдельным странам  и секторам. В силу незначительных объемов взаимных инвестиций (прежде всего прямых) не развиты механизмы  и инструменты межгосударственного  регулирования инвестиционных потоков, поощрения и взаимной защиты капиталовложений. Это сильно осложняет деятельность более мощных в финансовом отношении  российских инвесторов в странах  СНГ, ведет к непредсказуемости  результатов приватизационных и  иных инвестиционных сделок по важным для России активам.

По данным Центрального Банка (ЦБ) РФ, накопленные прямые инвестиции России в экономику стран Содружества  увеличились с 1,54 млрд. долл. на начало 2001 г. до 12,9 млрд. долл. на начало 2009 г., т.е. в 8,4 раза (последний показатель уменьшился из-за кризисной переоценки активов  по сравнению с началом 2008 г., когда  он достигал 15 млрд. долл.). Доля же СНГ  в общем объеме накопленных прямых инвестиций РФ за рубежом снизилась  за 2001–2008 гг. с более 8% до 6%.

За тот же период удельный вес России в суммарных накопленных  прямых иностранных инвестициях  в СНГ вырос с менее 7% до 9% (напомним: в импорте товаров государствами  Содружества доля РФ достигает 1/3). Однако за средним показателем скрываются серьезные упущения на ключевых рынках. Так, в середине 2009 г. по размеру накопленных  прямых инвестиций в экономике Казахстана Россия с долей в 1,6% даже не входила  в список десяти крупнейших зарубежных инвесторов, занимала шестое место  в таком списке в украинской экономике  с 5,6% и в Азербайджане с 1,7%. Вместе с тем, значительно выше среднего по СНГ показатель инвестиционной активности России в Белоруссии – 30% всего валового притока прямых инвестиций из-за рубежа в 2008 г.

Накопленные прямые инвестиции из СНГ в экономику России, хотя и увеличились за 2001–2008 гг. в 7 раз, по-прежнему очень малы – 880 млн. долл., или 0,4% ко всем таким иностранным  инвестициям в РФ (0,2% до кризисной  переоценки активов). Некоторое усиление инвестиционной активности в России до кризиса наблюдалось со стороны  корпоративных структур из Казахстана и Украины. Белорусские прямые инвестиции в РФ составили в 2008 г. всего 3 млн. долл.

Если инвестиции из государств Содружества являются малозначимым ресурсом для российской экономики, то активная инвестиционная позиция  в СНГ, адресная работа по стратегически  важным для нашей страны активам  в этом регионе представляют одно из ключевых условий устойчивого, поступательного  развития отечественного хозяйства.

На постсоветском пространстве для России сохраняется возможность  эффективной кооперации в ряде отраслей.

 

 

 

§ 2. Условия торгово  – экономического сотрудничества.

На протяжении 1990-х и 2000-х  гг. Россия предпринимала значительные усилия по либерализации торговли и  движения факторов производства на постсоветском  пространстве, выработке общих правил торгово-экономического сотрудничества и ведения хозяйственной деятельности в регионе СНГ. Но вплоть до последнего времени реальным достижением оставались заключенные еще в начале прошлого десятилетия двусторонние соглашения со странами Содружества о свободной  торговле. Они предусматривают осуществление  взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений.

При этом экспорт российских товаров в страны ЕврАзЭС освобождается  также от обложения вывозными  таможенными пошлинами, а в другие государства Содружества – не освобождается (на конец 2008 г. вывозные пошлины применялись по 413 тарифным позициям).

Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства