Управление прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:15, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является анализ факторных влияний на прибыль, анализ показателей оценки прибыли и выделение рекомендаций по увеличению прибыли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Часть 1. Прибыль как экономическая теория и объект управления
1.1 Сущность и содержание прибыли…………………………………3
1.2 Пути и инструменты управления прибылью на предприятие….8
Часть 2. Факторы влияющие на прибыль предприятия и экономические показатели ее оценки
2.1 Анализ формирования прибыли…………………………………22
2.2 Показатели оценки прибыли …………………………………….26
2.3 Планирование прибыли…………………………………………..29
Часть 3. Пример. Управление прибылью предприятия
3.1 Организационно - правовая форма и структура управления предприятия «ОАО Сильвинит»……………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………….... 48
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

карсовая.doc

— 360.00 Кб (Скачать документ)

обязательств  и установление многолетних традиций работы.

   Необходимо отметить, что отдельные  составляющие издержек (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль.

Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при  этом возможно увеличение прибыли. При  нерациональном использовании основных  и оборотных средств, например, при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно- материальных ценностей.

   Средства труда, предметы труда  и трудовые ресурсы являются  не только факторами формирования  прибыли, но одновременно служат основой для определения направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование  способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается

объем применяемых и расходуемых средств  на производство единицы продукции, что находит отражение в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

   Себестоимость продукции и прибыль  находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

   Изменение уровня средне реализационных  цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

   Анализ прибыли производится  по плановым и фактическим  данным финансового и планово-экономического отделов, бухгалтерии, а также форм годовой и периодической отчетности.

   Важное значение имеет анализ  прибыли, который производится  по  отдельным ее источникам. Особое внимание в процессе анализа прибыли  следует  обратить на  наиболее  значимую  статью  ее  формирования  –  прибыль   (убыток)   от реализации товаров,  продукции,  работ,  услуг как важнейшую  составляющую прибыли предприятия, которая зачастую по своему объему превышает  балансовую прибыль.  Чтобы  осуществить  данный  анализ  наиболее  удобным   и   широко используемым  является  факторный  анализ   прибыли   от   реализации.   При проведении данного исследования  определяется  влияние  объема  и  структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения. 
 
 

2.2 Показатели оценки прибыли предприятия 

   Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

   Для принятия управленческих  решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

   Независимо от вида проводимого  анализа система показателей  не может быть раз и навсегда  жестко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

   Показатель рентабельности отражает  соотношение прибыли предприятия  и факторов, которые являются, по  сути, предпосылками ее возникновения.  Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.   Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.

   Выбор необходимых показателей  рентабельности определяется тем,  насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

   Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью  и товарооборотом и показывает  величину прибыли, полученную  с

единицы проданного товара.

   Показатель рентабельности собственного  капитала позволяет инвесторам  оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в предприятие.

Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

   Рентабельность активов рассчитывается  как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

   Рентабельность производственных  фондов торгового предприятия  определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

   Наряду с показателями товарооборота,  капитала, основных и оборотных  средств для расчета уровня  рентабельности (коэффициентов) применяются  и другие показатели: издержки  обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

   Уровень рентабельности, исчисленный  отношением суммы прибыли от  реализации товаров к сумме  издержек обращения, показывает  эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

    Рентабельность, рассчитанная по  отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).

   Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.

      Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия.

      Рентабельность продаж.

      Наиболее распространенным показателем  рентабельности торговых предприятий  является отношение прибыли к  товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес  прибыли в товарообороте.

       Использование различных показателей  прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия.

Рентабельность  деятельности.

      Прибыль образуется  как  разность  между  доходами  и  затратами,  что

обуславливает   правомерность    использования    в    анализе    показателя

рентабельности, исчисляемого как отношение  полученной  прибыли  к  затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может  выражаться, таким образом, в процентах не только  к  товарообороту,  но  и  к  издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют  друг  друга,  так  как  для определения   эффективности   деятельности   затраты   предприятия    должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров. 

2.3 Планирование прибыли

Одним  из  инструментов  управления   прибыли   является   планирование.

Планирование - упорядоченный, обоснованный на обработке  информации  процесс по разработке проекта, который определяет параметры  для достижения  целей  в будущем. Этот  процесс  связан  с  рядом  трудностей:  во-первых, планированием  занимается  большое  количество  лиц,  во-вторых,  чрезмерной свободой в действиях и реакциях в системе и, наконец, несовершенным  знанием о развитии в будущем, что сильно сужает  горизонт  предвидения.  Результатом планирования является план или система планов.

   План следует отличать от прогноза. Т.к. прогноз является лишь  частью планирования. И он нужен  для получения той ориентированной  на будущее информации, которая и делает возможным оценку альтернатив.   Существует множество видов планирования по различным основаниям: по величине, по форме координации, по формам адаптации. В рамках деления планирования по величине выделяют планирование по признаку иерархии . Это означает, что отдельные планы предприятия могут находиться в отношении соподчиненности друг к другу. При этом один план считается вышестоящим, если он очерчивает рамки действий, в которых должен быть сформулирован другой (нижестоящий) план. По признаку иерархии планирования различают три уровня:

1) стратегический (высший),

2) тактический  (средний),

3) оперативный  (низкий)

Классификация планирования прибыли предприятия

представлена  в Таблице 10.

Таблица 10

                              Классификация планирования прибыли предприятия

Структурные признаки Дифференцируем

ость

Детализация Точность Временный горизонт Структурные недостатки
Уровень стратегический Слабая дифференцируемая Глобальные  параметры Низкая  долгосрочный Слабо структурируемые проблемы
Тактически  оперативный Сильная дифференцируемая Детальные параметры высокая Кратко срочный Четко структурируемые  проблемы

Тактическое планирование является  средством  реализации  стратегических планов. Если основная цель стратегического  плана заключается  в  том,  чтобы определить то, чего хочет добиться предприятие  в  перспективе,  тактическое планирование должно  ответить  на  вопрос,  как  предприятие  может  достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и  средствами  их достижения.

Информация о работе Управление прибылью предприятия