Деятельность туристических фирм в Архангельске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определение значимости оказания сервисных услуг в процессе удовлетворения социально – культурных потребностей человека.
Задачи:
* Изучить основные понятия, связанные с деятельностью туристических фирм;
* Выявить особенности организации туристических фирм;
* Исследовать исторические аспекты возникновения туристических фирм и развития спектра их услуг;
* Исследовать современное состояние деятельности туристических фирм, спектр услуг, виды, инновационные технологии;
* Проанализировать состояние рынка туристических предложений в г. Архангельске.

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия и категории, относящиеся к деятельности туристических фирм 4
2 История возникновения и развития предприятий, занимающихся туристическою деятельностью 12
3 Услуги сервисных предприятий г. Архангельска 24
4 Культура обслуживания клиентов 39
Заключение 40
Список используемых источников 42
Приложение 1.……………………………………………………………………..43
Приложение 2.……………………………………………………………………..45
Приложение 3.……………………………………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

Деятельность туристических фирм в г. Архангельске.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

      Во  второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

      Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

      В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро  Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

      В начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени  благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.

      Третий  этап - начало становления  массового туризма.

      Первая  мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. Подавляющая часть международного туристского движения приходилось на Европу.

      Четвертый период - массовый туризм.

      Вторая  мировая война парализовала туризм, и дальнейшее развитие он получает уже в послевоенные годы. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В западноевропейских странах 50-60-е гг. - это период активного грюндерства туристических фирм, массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на прием американских туристов и является источником долларовых поступлений для принимающей страны. В60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объемов их производства.

      Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма считается интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть (в %) населения ежегодно совершает хотя бы одну туристическую поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.

      После второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма  произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Прежде всего следует отметить, что и в первом и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а значит с 80-х годов, - и населения с низким уровнем доходов.

      Конвейерный туризм предполагает относительным  примитивизм и однообразность потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.

      Дифференцированный  туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Иными словами, тур фирма предлагает не огромное количество видов тур продукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

      В условия растущего единства и  взаимозависимости мира, расширение межнациональных контактов в  сфере экономики усиливается  инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса. В сожалению, в плоть до середины 80-х гг. статистика туризма не выделяла деловой туризм в самостоятельный предмет исследования, поэтому практически невозможно проследить долгосрочную динамику его развития.  
Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых; развивается религиозный и этнический туризм.

      Годом возникновения туризма в России принято считать 1885г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана  первая крупная в России туристская организация под названием "Предприятие для общественных путешествий во все страны света". 15 марта 1885г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов). В 1901г. начало работу Российское общество туристов. С 1899 по 1914гг. выходил журнал "Русский турист".

      Туризм - уникальный по своей многопрофильности  и массовости 
участников феномен новейшего времени. Со второй половины XX в. он 
приобрел поистине международный характер. Им охвачены миллионы 
жителей дальнего зарубежья, особенно из высокоиндустриальных стран, 
ставших основными поставщиками туристов-путешественников 
(выездной международный туризм). Принимающие их страны с отлично 
обустроенной индустрией отдыха и развлечений (въездной туризм) 
специализируются на цивилизованном обслуживании интуристов. 
Международный туризм в сочетании с внутренним служит серьезной 
подпиткой государственного бюджета, хорошим стимулом для развития 
промышленно-аграрного сектора национальной экономики. 
Россия, обладая колоссальным туристическим потенциалом, занимает 
весьма скромное место на мировом рынке туристических услуг. На ее 
долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. 
Дефицит платежного баланса по статье «Туризм» составил в 1994 году 
около 5 млрд. долларов США, Существующая материальная база туризма 
более чем на 80 процентов нуждается в реконструкции. Не созданы 
условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том 
числе из-за рубежа.

      Ощущается острый дефицит квалифицированных  специалистов. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

     Такое положение во многом объясняется  изменением геополитической ситуации, распадом хозяйственных связей, падением производства, инфляцией и как итог снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, вызвавшими сокращение внутреннего туризма. Не способствуют росту туризма существование «горячих» точек и криминогенная ситуация в ряде регионов страны. Недостаточно эффективная система государственного регулирования туризма открывает возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей туристических услуг, слабо стимулирует развитие иностранного и внутреннего туризма, создает возможности для криминализации туристического бизнеса, экспансии иностранных фирм на отечественном туристическом рынке.

     Инвестиции  в отечественный туризм носят  только тактический характер и затруднены в силу негарантированности возврата средств и получения прибыли, отсутствия планового характера деятельности и возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную стратегию.

     В сфере туризма наблюдаются объединительные  процессы, но хозяйства объединяются не столько для наполнения рынка услугами, сколько для передела собственности и сфер влияния. Преодоление этих негативных тенденций предполагает активизацию государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной конкурентоспособной индустрии туризма.

     В настоящее время индустрия туризма  является одной из наиболее 
динамично развивающихся форм международной торговли услугами.. В 
последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий 
иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений — 
14%. Согласно данным Всемирной туристической организации, в 1995 
году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, 
поступления от международного туризма достигли 372 миллиарда 
долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В 
целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 
1995 год выросли в 144раза. По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчетам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек.

     По     мнению     различных     аналитиков,     в     основе     развития 
международного         туризма         лежат         следующие факторы:

1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению 
объема   деловых   поездок   и   поездок   с   познавательными    целями.

2. Совершенствование   всех   видов   транспорта   удешевило   поездки.

3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и 
повышение        их        материального        и        культурного        уровня.

4. Интенсификация      труда     и      получение      трудящимся      более 
продолжительных отпусков.

5. Развитие межгосударственных связей и между странами привело к 
расширению    межличностных    связей    между    и    внутри    регионов.

  1. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и 
    технологический        прогресс        в        области        телекоммуникаций.
  2. Ослабление  ограничений  на  вывоз  валюты  во  многих  странах  и 
    упрощение пограничных формальностей.

     Значение  туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

     В экономике отдельной страны международный  туризм выполняет 
ряд важных функций:

1. Международный туризм  —  источник  валютных  поступлений  для 
страны и средство для обеспечения занятости.

2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП 
страны.

3. Международный туризм  способствует диверсификации  экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4.  С  ростом занятости в сфере туризма  растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

     Развитие  международного туризма приводит к  развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

     Услуги, предлагаемые туристическими фирмами, включают в себя:

Информация о работе Деятельность туристических фирм в Архангельске