Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования – разработать комплекс маркетинга на предприятии ООО «СИГМА».
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы комплекса маркетинга на предприятии;
Рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на предприятии;
Проанализировать маркетинговую деятельность на предприятии;
Разработать предложения по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования комплекса маркетинга на предприятии……………………….............................................................................5
Понятие комплекса маркетинга и его сущность…………………………...5
Формирование комплекса маркетинга……………………………………..15
ГЛАВА 2. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии на примере ООО «СИГМА»………….........................................................................................16
Общие сведения о компании «СИГМА»…………………………………..16
Анализ комплекса маркетинга на предприятии ООО «СИГМА»………..31
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии ООО «СИГМА» …………………………………………………..…………………………………………………38
3.1. Разработка рекламной кампании для предприятия ООО «СИГМА»…………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..60
Для анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться фирма в отрасли, используется модель Портера, включающая следующие пять сил:
Соперничество между продавцами в отрасли: ООО «СИГМА» превосходит в данном случае более сильных конкурентов, по многим параметрам:
Возможность появление новых конкурентов в отрасли: на масложировом рынке возможно появление новой конкуренции, но это направление требует очень много затрат. Но не исключено то, что могут возникнуть более сильные и мощные компании, которые смогут охватить больше 50 % данного рынка.
Конкуренция товаров заменителей: в данной отрасли как таковых заменителе у растительного масла нет, но это зависит и от применения данного продукта, масло в основном используют для жарки и для заправки салатов, при жарки – сало, а на заправку - сметана или майонез.
Конкурентная сила поставщиков: предприятие ООО «СИГМА» в большей степени зависит от поставщиков, т.к. 70 % готового сырья закупается именно у поставщиков. Но компании со своими поставщиками работает на протяжении многих лет и считает их проверенными и надежными.
Конкурентная сила покупателя: предприятие ООО «СИГМА» с каждым годом нарабатывает себе все больше покупателей и доля продаж увеличивается. Данный продукт выполнен по высокотехнологичным критериям и поэтому покупатели не покупают товаров заменителей или товаров конкурентов. Растительные масла ООО «Сигма» представлены и успешно продаются в федеральных и региональных розничных сетях: Auchan ,Metro c&c , X5 («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток»), «Дикси» ,«Магнит» , «7 Континент» , «Окей» , «Мосмарт» и других...
Таблица 2.1 - Оценка привлекательности в отрасли предприятия ООО «СИГМА»
№ п/п |
Факторы привлекательности отрасли |
Оценка привлекательности отрасли |
1. |
Потенциальный рост отрасли |
вероятность 90 % |
2. |
Влияние КФУ |
Благоприятно |
3. |
Приход или уход в отрасль крупных компаний |
возможен |
4. |
Стабильность и перспектива отрасли |
Отрасль на рынке уже достаточно долго и стабильность ее высокая |
5. |
Конкуренция |
Спад |
6. |
Проблемы в отрасли |
освоение новых технологий, постоянное совершенствование |
7. |
Риск в отрасли |
Низкие |
8. |
Прибыльность отрасли |
Высока |
На данном этапе развития масложировой отрасли, можно отметить, что темпы роста спроса на продукцию с каждым днем возрастает, а это свидетельствует потенциальном росте отрасли. Ключевые факторы успеха благоприятно влияют на дальнейшее развитие данной отрасли. Выход и приход из данной отрасли сложен, но не исключен приход новых крупных компаний. Стабильность отрасли очень высока, т.к. товар пользуется высоким спросом. Все основные конкуренты уже занимают определенное место в данной отрасли, поэтому конкуренция идет на спад. Риск вложений в отрасль очень низок, а из этого следует, что инвестиции в отрасль будут выгодны.
ООО «Сигма» является юридическим лицом, обществом с ограниченной ответственностью. Права и обязанности юридического лица предприятие приобрело с момента его регистрации - 9 декабря 1991 года. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. ООО «Сигма» действует в соответствии с законодательством РФ и настоящим уставом. Уставный капитал предприятия разделен на доли двух участников, являющихся владельцами ООО - Махрова А.Е. и Махровой М.И. ООО «Сигма» может создавать филиалы и открывать представительства, иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица.
Миссия предприятия: «Компания «Сигма» обеспечивает своих потребителей здоровыми продуктами питания благодаря профессиональной команде, качественной работе и заботе о клиентах».
Целью деятельности компании является получение прибыли и наиболее эффективное использование для удовлетворения потребностей потребителей и развития общества. Структура компании обеспечивает ее деятельность, направленную на:
В настоящее время основными направлениями деятельности являются:
В настоящий момент компания
является производителем номер № 1
на Урале по объемам бутилированного
растительного рафинированного
и нерафинированного масла под
торговой маркой «Корона изобилия».
Она уверенно опережает остальных
производителей региона минимум
в 1,5-2 раза и использует импортное
сырье для производства кукурузного
и соевого масла, по подсолнечнику
- все сырье производиться только
на юге России (Воронеж, Саратов, Краснодар,
Армавир). Мощности нового завода позволяют
поднять продажи в 2,5 раза от настоящего
уровня. Линии по розливу позволяют
выпускать порядка 7000000 бутылок в
месяц. Прибыльность бизнеса позволяет
вести программы поддержки
Качество выпускаемой продукции отмечено не только признанием населения регионов, в которых продается бренд, но и дипломами и медалями международных и региональных выставок. На международных ярмарках - выставках «ПРОДСИБ - 2006 и 2008» (г. Новосибирск) растительные масла «Корона изобилия» от ООО «Сигма» получили большую золотую медаль за качество растительного масла. На международной выставке - ярмарке «Уральская масленица - 2007 и 2008» (г. Челябинск) были получены медали за качество. За годы своей деятельности компания получила признание общественности, завоевала доверие партнеров в Челябинской области, регионах России и за рубежом. В Челябинске масло продается более чем в 500 точках розничной торговли. Бренд можно встретить во всех ключевых супер- и гипермаркетах города. Компания также расширяет свое присутствие за рубежом - сотрудничает с фирмами Кыргызстана, Турции, Монголии, Югославии, Казахстана, Узбекистана.
Управление организацией
осуществляется в соответствии с
настоящим Положением, Положением о
компании, Положениями о структурных
подразделениях, Должностными инструкциями
и другими организационно-
Структура управления компанией (приложение 1).
Структура отдела маркетинга на ООО «Сигма» представлена в соответствии с рисунком 2.1.
Рисунок 2.1 –структура отдела продаж и маркетинга
В марте 2004 года ООО «Сигма»
первым на территории от Урала до Дальнего
востока запустило
В настоящий момент российский рынок бутилированных растительных масел составляет порядка 1070000 тонн /год стоимостью $1100000000. За последние 3–4 года объем производства бутилированного растительного масла увеличился вдвое, количество торговых марок выросло с 20 до 200. Сумма инвестиций в развитие производства на сегодняшний день составляет порядка $100 млн. /год. За 2008 год рост производства растительных масел составил 20%. Резерв роста рынка растительных масел составляет порядка 30-50% в весовом выражении в течении 3 лет с ростом доходов населения от $250 до $700 на человека/мес. к 2010 году. Одновременно ожидается рост стоимости 1 литра с $1,2 до $1,5-1,7.
На сегодняшний день на рынке масложировой промышленности достаточно высокая конкуренция. Основными показателями, определяющими спрос потребителей, являются качество продукции, его цена и раскрученность бренда. Основные представители этой отрасли на российском рынке следующие:
Основные конкуренты ООО «СИГМА» и качественные характеристики их продукции представлены (таблица 2.2)
Таблица 2.2 - Качественные характеристики продукции основных конкурентов ООО «Сигма»
№ |
Наименование |
Производитель |
Органолептика |
Кислотное число |
Перекисное число | |
Норма по ГОСТу |
не > 0,6 |
не> 10 | ||||
1 |
Милора |
ОАО КРМ |
соответствует |
0,2 |
3,15 | |
2 |
Золотая семечка |
ООО «Золотая семечка»,Г. Екатеренбург |
соответствует |
0,09 |
3,7 | |
3 |
Натура |
ООО ПКП «Проспект». Курган |
соответствует |
0,35 |
4,3 | |
4 |
Злато |
ООО «Лабинское растительное масло» |
соответствует |
0,17 |
2.2 | |
5 |
Диво |
ООО «Диво» г. Челябинск |
соответствует |
0,24 |
1,9 | |
6 |
Корона изобилия |
ООО «Сигма» |
соответствует |
0,15 |
1,3 |
К органолептическим показателям относятся цвет, запах, прозрачность. Эти показатели определяются визуально. Кислотное число отражает содержание в масле свободных жирных кислот, при повышенном содержании которых масло темнеет, начинает горчить. Перекисное число отражает содержание в масле пероксидных соединений, повышенное содержание которых говорит о произошедшем старении и окислении масла.
Это приводит к изменению вкусовых показателей масла. Масло теряет свой вкус, запах, так же начинает горчить. При повышенном содержании влаги в масле осадок, масло начинает мутнеть, а также брызгать и пениться при жарке.
Продукция «Сигмы» предназначена для удовлетворения потребностей широкого круга потребителей, как России, так и стран ближнего зарубежья. Наличие собственного завода, оборудованного по передовой технологии Alfa Laval, позволяет получать качественный и полезный продукт и конкурировать с другими российскими предприятиями.
География поставок растительных масел включает в себя четыре основных региона (Центральный округ, Сибирь, Урал, Дальний Восток); некоторые страны СНГ (Узбекистан, Казахстан и другие). Реализация продукции компании за 2006 и 2011 годы отражена (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Продажи за 2006 год (руб)
Рисунок 2.3 - Продажи за 2011 год (руб)
В настоящий момент положение продукции компании по отдельным городам России выглядит в соответствии с рисунком 2.4.
Рисунок 2.4 -Доля продукции «Сигмы» по отдельным городам России
По данным рисунка можно сделать вывод, что по доле дистрибьюции продукция компании входит в пятерку ведущих брендов на масложировом рынке России, средний показатель доли рынка ведущего бренда на масложировом рынке России (место 1) не превышает 20%. На данный момент основные бренды производителей растительных масел занимают позиции в соответствии с рисунком 2.5:
Рисунок 2.5 – Доля рынка по основным брендам производителей масел за 2011 года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ООО «Сигма» достаточно успешно развивается, наращивая объемы производства и осваивая новые рынки.
Охарактеризовав предприятие в целом, можно составить SWOT - анализ, из которого видны слабые и сильные стороны у анализируемого предприятия, а также его возможности и угрозы, поступающие извне (таблица 2.4).