Конъюнктурный анализ локального рынка интернет-услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры рынка услуг и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры рынка услуг на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Содержание

Введение 3

1 Выбор и характеристика объекта исследования 4

2 Анализ масштаба и потенциала рынка 7

2.1 Характеристика рынка услуг 7

2.2 Анализ масштаба рынка 7

2.3 Диагностика конкурентной среды 9

2.4 Анализ потребительского потенциала рынка 13

2.5 Анализ привлекательности рынка 14

3 Анализ сбалансированности рынка 19

3.1 Оценка пропорциональности рынка 19

3.2 Оценка перспектив развития рынка 20

3.3 Оценка экономического состояния предприятия 21

4 Анализ тенденций и устойчивости рынка 23

4.1 Факторный анализ товарооборота 23

4.2 Определение тенденций развития рынка 25

5 Анализ ценовой ситуации 27

5.1 Анализ уровня цен 27

5.2 Анализ колеблемости цен 29

6 Прогнозирование рыночного спроса 34

6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса 34

6.2 Прогноз на основе экспоненциально – взвешенного среднего 35

7 Анализ поведения покупателей на рынке 37

7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений 37

7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей 37

8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия 39

Заключение 41

Список использованных источников 45

Работа состоит из  1 файл

Курсач КАТР.doc

— 714.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">        Масштаб рынка определяется объемом  продажи товаров, числом и размером  фирм, выступающих на рынке в  качестве производителей и продавцов.  При этом определяется функциональная  специализация предприятий: товар,  его основные свойства, ассортимент. Фирмы ранжируют по размерам и по величине рыночной доли. Доля фирмы на рынке (D ) определяется как отношение товарооборота фирмы (Т ) к общему объему продаж на рынке ( )

      

Таблица 1 – Фирменная  структура рынка интернет- услуг

Предприятия Ассортимент, глубина Объем продаж (млн. р.) Доля рынка Позиция по величине рыночной доли
ООО «Инфоцентр» Повременный

Безлимитный

Команда+

Бизнес-Unlimited 600

Бизнес-Unlimited 300

Бизнес-Unlimited 150

Домашний безлимит-140

Безлимитный-4Мбит

Безлимитный-2Мбит

Безлимитный-1Мбит

Безлимитный-512

Безлимитный 280

Команда

4541,49 45 1
ОАО «Уралсвязьинформ» (Utel) «Интернет Микс Мегабит»-1024 Кбит 3027,66 30 2
ООО «Орбител» Безлимитный-Ф 520К-Эконом

Безлимитный-Ф 1,5Мб

Безлимитный-Ф 3Мб

Безлимитный-Ф 6Мб

Безлимитный-Ф 10Мб

Безлимитный-Ф 12Мб

Безлимитный-Ф 15Мб

Безлимитный-Ф 1М-ночь

504,61 5 3
ЗАО «НКС – Курган» «Твой ИНТЕРНЕТ»  Уверенный -512

Быстрый-1024

Еще быстрее - 2048

Скоростной - 3072

Реактивный - 4096

252,31 2,5 4
Остальные   1766,14 17,5  
Итого   10092,20 100  
 

      Таким образом, лидером рынка Интернет услуг в г. Кургане по результатам экспертного опроса является ООО « Инфоцентр». Его доля составляет 45%. Ближайшим преследователем выступает ОАО «Уралсвязьинформ» с долей 30%. И аутсайдерами (окопавшимися в нишах) являются ООО «Орбител» и «Твой ИНТЕРНЕТ» - 5 и 2,5 % соответственно. Доля остальных компаний составляет 17,5%.

        2.3 Диагностика конкурентной среды 

       Диагностика конкурентной среды  представляет собой определение  и описание текущего и перспективного  состояния конкурентной среды.

       Интенсивность конкуренции рекомендуется  оценить на основе распределения рыночной доли:

        Четырехдольный показатель концентрации  производства:

,

        где -объем реализации продукции четырех наиболее крупных предприятий;

           - общий объем реализации продукции на рынке.

          рынок характеризуется как высокомонополизированный.

       Индекс Герфиндала – Гиршмана:

           рынок считается высокомонополизированным.

        Рынок интернет-провайдеров остается достаточно конкурентным, другими словами, количество игроков здесь, на первый взгляд, достаточно велико. Однако на практике зачастую имеют место «картельные» соглашения, а на местах несколько провайдеров, аффилированных при более крупных бизнес-структурах, безраздельно правят рынком. Разумеется, это не может не сказываться на качестве и цене услуг для конечного пользователя.

      На основе наблюдений, опросов  покупателей, данных СМИ мы провели сравнительный анализ конкурентов и построили профиль конкурентных преимуществ.

Таблица 2 - Профиль конкурентных преимуществ интернет-услуг

Характеристики  Шкала оценки
1 2 3 4 5
1 Доля, контролируемая компанией          
2 Цены на услуги связи          
3 Ширина  и глубина ассортимента          
4 Условия  подключения          
5 Качество  предоставляемых услуг           
  5.1 Скорость          
  5.2 Обрывы связи          
  5.3 Соответствие заявленной скорости  фактической           
6 Техническая  поддержка          
   6.1 Удобство переподключения на  другой тарифный план          
   6.2 Уровень квалификации сотрудников  технической поддержки          
   6.3 Наличие единой службы технической  поддержки          
   6.4 «Система отклика»          
7 Обслуживание  в офисах           
8 Способ  оплаты услуг           
9 Рекламная  деятельность, спонсорство          

                                               Условные обозначения:

                                                     

         Оценивая сильные и слабые  стороны предприятий, предоставляющих услуги интернет-связи, необходимо отметить, что абсолютным лидером рынка по большинству параметров является ООО «Инфоцентр». Данный интернет-провайдер предоставляет качественные услуги связи, постоянно cсовершенствует скорость, так что даже теперь абоненты тарифного плана «Трансформер» ночью могут получать скорость до 30 мегабит в секунду. Его плюс также в том, что он работает без всяческих ошибок, и еще у него есть локальная сеть, где как принято скорость в два раза больше, чем в глобальной сети.  Кроме того, у компании мощная техническая поддержка, всю необходимую информацию можно получить незамедлительно у одного оператора, причем круглосуточно, на сайте провайдера возможно удобное подключение на другой тарифный план, высокий уровень квалификации технических сотрудников позволит устранить любой сбой в работе с интернетом. Также ООО «Инфоцентр» предоставляет удобный способ оплаты услуг связи через терминалы, банкоматы, в главном офисе компании, в других офисах (магазин «Позитив», «Просвязь» и т.д.). Данный интернет –провайдер постоянно проводит рекламные акции,  выпускает в номер информационную газету для пользователей интернета «Инфоцентр», выступает спонсором на различных мероприятиях, имеет свой сайт с удобной навигацией для клиентов.

       Самым плохим провайдером, по мнению пользователей, является ОАО «Уралсвязьинформ», так как он не отличается быстротой интернет-соединений и стабильностью работы. Минус в том, что для его работы нужен домашний телефон, хотя  компания  в ближайшем будущем планирует  поставить оптико-волоконную сетку. Также у провайдера ужасное сервисное обслуживание, до операторов трудно дозвониться, в офисах невозможно получить всю необходимую интересующую тебя информацию. Кроме того, у компании периодически происходят сбои в работе, по ошибке сотрудников рассылаются письма о якобы неоплате услуг связи, что создает, безусловно, лишние неудобства для пользователей; у компании  «негибкая» система перерасчетов, невыгодные тарифные планы, ограниченный перечень дополнительных услуг.

         Стоит отметить, что стоимость  услуг ниже, нежели у ООО «Инфоцентра», однако, скорость оставляет желать  лучшего, заплатив больше на 60 руб. «Инфоцентру» вы получите  в три раза, а то и больше  быстроту интернет соединений. Также  условия подключения у Utel более выгодные, чем у других операторов, у ООО «Инфоцентр» стоимость подключения на данный период равна 900 руб., ЗАО «НКС-Курган»-1300 руб., ООО «Орбител»-500 руб., ОАО «Уралсвязьинформ» проводит бесплатное подключение, и кроме того, обещают бесплатное пользование интернет услугами весь год, однако, по результатам опроса оказалось, что «бесплатный сыр только в мышеловке».

      Бесспорным преимуществом компании  является то, что она раньше  всех появилась на рынке, и  единственный провайдер, который подключает к интернет-связи районы Курганской области.

     Компания ОАО «Орбител» зарекомендовала  себя неплохо на курганском  рынке интернет-услуг. Подключение  осуществляется через собственную  волоконно-оптическую сеть передачи  данных, как и «Инфоцентр» и «Твой ИНТЕРНЕТ», в связи с этим отсутствует  необходимость иметь телефон и модем, обеспечивается высокоскоростной и надежный доступ в интернет. Удобные тарифные планы, соразмерная плата за предоставляемые услуги связи, доставка счетов юридическим лицам и ИП курьером компании, круглосуточная техническая поддержка являются основными преимуществами предприятия. Также к достоинствам данного интернет-провайдера следует отнести то, что он проводит интернет  к одному пользователю (не требуется определенное количество пользователей), также он обслуживает общежития, в отличие от ООО «Инфоцентр», который «интернатизирует» не все дома в Кургане. Наблюдается снижение стоимости подключения к услугам до 500 руб.

     Компания ЗАО «НКС-Курган» отстает от ООО «Инфоцентр» по уровню технической поддержки, обслуживанию в офисах, рекламной деятельности.  В июне этого года заместитель руководителя Курганского УФАС России вынес в отношении ЗАО «Национальные кабельные сети» постановление о наложении штрафа в размере 100 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу. Как сообщает пресс-служба ведомства, в рекламе, которую распространяла компания, была указана недостоверная информация о стоимости услуг связи, а также отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре.

     К недостаткам провайдера также  следует отнести достаточно дорогое подключение к интернету: стоимость подключения для абонентов, ранее подключенных к кабельному телевидению «ТВОЕ TV» составляет 1300 руб.; плата за услуги интернет и кабельного телевиденья (услуга «Твое TV» + «Твой ИНТЕРНЕТ» от одного провайдера) составляет 700  руб. при скорости 3 Мбит/с, тогда как «Трансформер +TV» у ООО «Инфоцентр» - 600 руб.

      Сильные стороны компании - это   высокая качество услуг связи, удобные тарифные планы, а также наличие кабельных проводов «Твое TV», подведенных к достаточно большому количеству домов.

          2.4 Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях.

         В курсовом проекте емкость  исследуемого рынка может быть  рассчитана по формуле:

где емкость рынка интернет-услуг;

      численность населения;

      темпы прироста соответственно цен и дохода;

      эластичность спроса от изменения цен и дохода;

      насыщенность рынка;

     альтернативные формы потребления (собственное производство), а также потребление товаров-заменителей.

       Если учесть, что численность  населения г. Кургана— 322675 человек, а доля населения от 14 до 18 лет составляет около  4%, а от 18-34 года – 34%, то мы получим примерно 122616,5 человек, составляющих целевой сегмент потребителей  интернет-услуг. Широкополостный доступ (ШПД) в интернет в Кургане имеет порядка 21% (по России около 30%), остальные составляют потенциальных пользователей.

        К альтернативным формам потребления относятся новые способы выхода в интернет, в первую очередь - это USB-модемы, Wi-Fi, WIMAX, спутниковая связь, беспроводное соединение через мобильные телефоны, доступ через телефон (модемная связь)- около 1 %.

        Зависимость потребления интернет-услуг  от изменения цен и дохода  незначительна  В 2009 году, в  разгар экономического кризиса,  посредством он-лайн панели GfK был проведен опрос потребителей интернет-услуг, который показал, что большинство россиян (72%) не изменили свое поведение в отношении использования Интернета.   

       тогда, 

       Таким образом, потенциал развития доступа в Интернет еще очень велик в курганском  масштабе и составляет порядка 95,6 тыс. будущих абонентов.

       2.5 Анализ привлекательности рынка

       С начала 2000-х годов многие аналитики отмечают возрастающий интерес к развитию региональных телекоммуникационных рынков. Это связано, с одной стороны, с насыщенностью столичных рынков (которые наиболее развиты и составляют более 50% российского телекоммуникационного рынка), с другой стороны, с развитием самих регионов, которые все более ощущают потребность в качественных телекоммуникационных услугах.

     За счет чего можно повысить процент проникновения Интернета, определяющего показателя становления рынка интернет-услуг в Кургане? Как быстро увеличить объем рынка и кто в этом должен участвовать? Вопросы предполагают понимание существующего положения дел на местном рынке интернет-провайдинга и знание перспектив его игроков, определяющих настроения конечных потребителей Интернета, которых в первую очередь     интересуют два параметра – цена и скорость.  
      Реально доступный по цене для массового пользователя высокоскоростной Интернет сегодня получили лишь столица и Санкт-Петербург, в регионах, в частности и в Кургане аналогичного прорыва ожидать не приходится.

Информация о работе Конъюнктурный анализ локального рынка интернет-услуг