Конъюнктурный анализ локального рынка интернет-услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры рынка услуг и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры рынка услуг на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Содержание

Введение 3

1 Выбор и характеристика объекта исследования 4

2 Анализ масштаба и потенциала рынка 7

2.1 Характеристика рынка услуг 7

2.2 Анализ масштаба рынка 7

2.3 Диагностика конкурентной среды 9

2.4 Анализ потребительского потенциала рынка 13

2.5 Анализ привлекательности рынка 14

3 Анализ сбалансированности рынка 19

3.1 Оценка пропорциональности рынка 19

3.2 Оценка перспектив развития рынка 20

3.3 Оценка экономического состояния предприятия 21

4 Анализ тенденций и устойчивости рынка 23

4.1 Факторный анализ товарооборота 23

4.2 Определение тенденций развития рынка 25

5 Анализ ценовой ситуации 27

5.1 Анализ уровня цен 27

5.2 Анализ колеблемости цен 29

6 Прогнозирование рыночного спроса 34

6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса 34

6.2 Прогноз на основе экспоненциально – взвешенного среднего 35

7 Анализ поведения покупателей на рынке 37

7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений 37

7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей 37

8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия 39

Заключение 41

Список использованных источников 45

Работа состоит из  1 файл

Курсач КАТР.doc

— 714.50 Кб (Скачать документ)

      Показатель удовлетворенности спроса может быть определен по модели с «идеальной точкой»:

    где   оценка потребителями товарного предложения предприятия;

       важность для потребителя характеристики товарного предложения;

    оценка характеристики товарного предложения с точки зрения потребителей;

     идеальной значение характеристики с точки зрения потребителей;

      показатель, означающий при   постоянную, а при убывающую граничную пользу.

    Результаты  сводятся в таблицу  16.

   Таблица16  - Оценка удовлетворенности покупателей 

Характеристика

товарного предложения

Тенденции Удельный  вес ответов по оценке тенденции
Инф Utel Орб НКС
Инф Utel Орб НКС
1. Ассортимент  услуг 10 5 3 5 5 5 Улучшение 80 45 50 50
Без изменения 16 45 40 40
Ухудшение 4 10 10 10
2. Качество  предлагаемых товаров 50 5 3 4 4 5 Улучшение 66 30 40 45
Без изменения 22 25 50 45
Ухудшение 2 45 10 10
3. Цена товара 25 4 4 4 5 5 Улучшение 15 10 20 15
Без изменения 45 60 50 45
Ухудшение 40 30 30 40
4. Уровень сервиса 15 5 3 4 3 5 Улучшение 80 15 40 20
Без изменения 12 75 35 40
Ухудшение 8 10 25 40
 

       Таким образом, для потребителей  наиболее важной характеристикой  в выборе компании  является  скорость (50%) и цена (25%) предоставляемых  ею интернет-услуг. ООО «Инфоцентр»,  по мнению пользователей, наиболее  близок к провайдеру,  с «идеальным» предложением услуг. Единственным недостатком  является более высокая абонентская  и стоимость подключения.

Самым ужасным провайдером является Utel, он отстает практически по всем характеристикам, включенным в список удовлетворенности покупателей.

       8 Проектирование стратегии конкуренции  предприятия

        Для каждого предприятия, функционирующего  на исследуемом товарном рынке,  с учетом его позиции по  величине рыночной доли (п.2.2) с  использованием матрицы конкурентных  преимуществ (таблица 17) в данной работе необходимо обосновать выбор стратегии, имеющей активную или пассивную роль.

Таблица 17 – Матрица конкурентных преимуществ

Позиция на рынке  Упреждающие стратегии Пассивные стратегии
Лидер рынка «Захват»

«Защита»

«Перехват»

«Блокировка»

Претенденты на лидерство «Атака»

«Прорыв»

«Окружение»

«Следование по курсу»

Избегающий  прямой конкуренции Сосредоточение  «сил на участке» «Сокращение позиций»

«Обход»

    

      Компания ООО «Инфоцентр» имеет  достаточно сильные позиции на  рынке, она по праву является лидером рынка с долей порядка 45%. Предприятию необходимо удерживать имеющиеся позиции и осваивать новые рынки, в том числе и районы Курганской области (стратегия «захват»). Миссией компании является создание современной телекоммуникационной инфраструктуры в рамках города Кургана и Курганской области. Курган уже более или менее насыщен предложением услуг данного интернет-провайдера, так что пора «продвигаться» в районные центры вытеснять единственного конкурента – Utel. Также необходимо продолжать дальнейшее повышение качества услуг, расширение ассортимента, проведение рекламных мероприятий.

      Для интернет-провайдера ОАО «Уралсвязьинформ»  наиболее приоритетной будет  является стратегия сосредоточение  «сил на участке». Utel необходимо повышать качество интернет-связи, компания уже в скором времени планирует ставить оптоволоконную сеть, чтобы сохранить число имеющихся клиентов. Кроме того, компании нужна мощная рекламная   кампания, возможно даже мероприятие по переименованию торговой марки, так как узнаваемость торговой марки очень большая, а ее имидж значительно пошатнулся за последнее время.

         ООО «Орбител» и «Твой ИНТЕРНЕТ»  необходимо наращивать рыночную  долю путем «атаки». У них  существует реальная возможность  переманить к себе часть пользователей Utel путем предложения более выгодных условий подключения и стать серьезными претендентами на лидерство в будущем.

Заключение

       В данном курсовом проекте нами был проведен конъюнктурный анализ локального рынка интернет-услуг. В ходе анализа было установлено, что на рынке действует достаточное количество игроков, однако на практике зачастую имеют место «картельные» соглашения, а на местах несколько провайдеров, аффилированных при более крупных бизнес-структурах, безраздельно правят рынком. Анализ масштабы рынка показал, что курганский поделен между двумя интернет-провайдерами - ООО «Инфоцентр» и ОАО «Уралсвязьинформ», их доли соответственно равны 45% и 30%. Оценив интенсивность конкуренции с помощью четырехдольного показателя концентрации производства ( ), мы пришли к выводу, что рынок интернет-связи является высокомонополизированным. На основе динамики и соотношения основных рыночных индикаторов, а также приведенных данных курганский рынок Интернет -услуг характеризуется как развивающийся рынок.

        В рамках конкурентного анализа  мы также выяснили сильные  и слабые стороны конкурентов.  По мнению большинства пользователей  ООО «Инфоцентр» полностью отвечает  требованиям, предъявляемых к поставщикам интернет-связи. Высокое качество связи, оперативность подключения, доступные цены, круглосуточная техническая поддержка, возможность получить все необходимые услуги у одного оператора - являются основными преимуществами компании.

     Самым ужасным провайдером был признан Utel. Данная компания раньше всех начала осваивать наш регион, поэтому можно сказать, что она уже изжила свой потенциал. Провайдер отстает и по способу передачи интернет-связи, от чего зависит качество, и по сервисному обслуживанию, и по ассортименту предлагаемых услуг.

     ООО «Орбител» и ЗАО «НКС-Курган» («Твой ИНТЕРНЕТ») занимают в данное время незначительную долю, однако, в будущем вполне могут переманить к себе пользователей Utel, так как и качество и цена у них являются вполне приемлемыми для потребителей.

     Анализ  потребительского потенциала показал, что емкость рынка составляет порядка 95,6 тыс. потенциальных пользователей. Лишь 21% населения в Кургане в  настоящее время имеют широкополостный  фиксированный доступ в интернет (ШПД), около 1% выходят в интернет посредством альтернативных форм потребления :USB-модемы, Wi-Fi, WIMAX, спутниковая связь, беспроводное соединение через мобильные телефоны, доступ через телефон (модемная связь). Доступ через мобильные телефоны достаточно популярен, почти половина российских пользователей использует мобильный телефон для доступа в социальные сети, однако, для полноценного получения информации данный способ не является эффективным, помимо того, он и очень дорогой. Wi-Fi пока не распространен в Кургане, как в столице, провайдером невыгодно его предоставлять широкому кругу пользователей, а вот в кафе «Pasta della Mega», ТРЦ «Гиперсити» и др. расположены зоны Wi-Fi, действующих от «Инфоцентра».

        Опросы руководителей компании  ООО «Инфоцентр» показали, что перспективы развития бизнеса по оказанию интернет-услуг данного провайдера можно отметить как «отличные», компания постоянно проводить мероприятия по улучшению качества услуг, созданию выгодных тарифов, повышению скорости, совершенствованию рекламной деятельности с целью привлечения новых клиентов. Число подключившихся с каждым годом неуклонно растет, что свидетельствует о достаточно высоком уровне заполненности портфеля заказов предприятия.

      Важным элементом конъюнктурного  анализа является исследование динамики рынка, изучение тенденций развития рынка. Товарооборот компании ООО «Инфоцентр» в период с 2004 по 2009 гг. имеет тенденцию к увеличению.

 Наибольший  темп роста интернет-услуг наблюдается  в 2009 году (около 1,26), что вызвано  увеличением числа пользователей интернет в Кургане, как говорится дальнейшей «интернетизацией» региона, наименьший – в 2008 году (1,1115), что является следствием кризиса в экономике, который привел к тому, что некоторые потребители (каждый четвертый) все-таки были вынуждены отказаться от пользования интернетом, а потенциальные пользователи отложить подключение на более благоприятный период. Объём продаж увеличился на 26 %  в отчётном периоде (2009 год) по сравнению с базисным. На это повлияли следующие факторы: увеличение объёма физического товарооборота на 13%  (на 8304000 р.) и повышение цены на 11% (8100000р.).

       Анализ ценовой ситуации показал,  что большинство предприятий  предоставляют цены на интернет-услуги  равные или нише среднерыночных  цен (422 р.), однако, при одной и той же цене могут быть предложены совершенно различные условия тарифных планов, скорость интернет-соединений и техническая поддержка. Так что все что дешево, не всегда выгодно.

      Прогнозирования рыночного спроса  было выполнено на основе трендовой модели прогноз – 15118 , среднего взвешенного - 15309 и экспоненциально взвешенного среднего - 12330 пользователей интернет-связи. Окончательный прогноз будет составлять не менее 15000 пользователей, так как число потребителей интернет-услуг с каждым годом возрастает и компания ООО «Инфоцентр» имеет значительные конкурентные преимущества для привлечения новых потенциальных пользователей и переманивая к себе клиентов других провайдеров.

     Опрос репрезентативной группы  пользователей показал, для потребителей наиболее важной характеристикой в выборе компании  является скорость (50%) и цена (25%) предоставляемых ею интернет-услуг. ООО «Инфоцентр», по мнению пользователей, наиболее близок к провайдеру,  с «идеальным» предложением услуг.

     В заключении данной работы для каждого предприятия, функционирующего на исследуемом  рынке интернет-услуг, с учетом его позиции по величине рыночной доли (п.2.2) с использованием матрицы конкурентных преимуществ (таблица 17) была выбрана стратегия и рекомендации по ее реализации.

         Таким образом, на курганский интернет - по большому счету - действуют те же позитивные и негативные факторы, что и на интернет во всем остальном мире: растет число пользователей, увеличивается количество и качество интернет-сервисов. Самым главным негативным фактором, характерным именно для Кургана, я считаю ограниченность и высокую стоимость услуг от Интернет-провайдеров. В этом отношении курганский интернет проигрывает, например, московскому по всем статьям

    Проблемы, которые сегодня приходится решать интернет-провайдерам, известны. Их немало. Это отсутствие развитой телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, особенно на уровне «разводки» до конечного пользователя, низкая платежеспособность населения, с которой нельзя не считаться, низкий уровень компьютерной грамотности, высокие (иногда запредельные) цены аренды магистральных каналов, далекий от совершенства контент Рунета, отсутствие продуманной стратегии развития бизнеса, зачастую связанное с нормативно-правовыми препятствиями.  

Информация о работе Конъюнктурный анализ локального рынка интернет-услуг