Конкурентноспособность продукции на примере хлебопекарни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Молоко Бурятии» и выявление путей, направленных на ее повышение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы и значение конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………..
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………….
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции на предприятии……………………………………………………………………..
1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции...............................................................................................................
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…….
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ технико-экономических показателей……………………………………………….……..
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации …….………….
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия………….
Глава 3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
3.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению конкурентоспособности продукции предприятия ………………………………………………………….
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий……….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников ………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовый курсач.docx

— 147.56 Кб (Скачать документ)

     Введение  …………………………………………………………………

     Глава 1.Теоретические основы и значение конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………..

     1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности  продукции предприятия…………………………………………………………………….

     1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции на предприятии……………………………………………………………………..

     1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции...............................................................................................................

     Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…….

     2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ технико-экономических показателей……………………………………………….……..

     2.2.  Анализ внешней и внутренней среды организации …….………….

     2.3.  Оценка конкурентоспособности продукции  предприятия………….

     Глава 3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….

     3.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению конкурентоспособности продукции предприятия ………………………………………………………….

     3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий……….

     Заключение…………………………………………………………………

     Список  использованных источников ……………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Рыночные  отношения, к которым стремится  наше общество, нельзя представить  без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество  предприятий на рынке за предпочтение потребителя с целью получения  большей прибыли. Качество продукции  относится к числу важнейших  критериев функционирования предприятия  в условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции.

     Проблема  повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда  в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

     Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий  способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту  престижа фирмы. Этими причинами  подтверждается актуальность выбранной  темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Молоко Бурятии» и выявление путей, направленных на ее повышение.

     Объектом  дипломного проекта является ОАО «Молоко Бурятии».

     Предмет исследования – конкурентоспособность  продукции.

     Достижение  поставленной цели вызвало необходимость  постановки и решения в работе следующих задач:

     -выявить  основные практические и теоретические  проблемы управления конкурентоспособностью  продукции на предприятии;

     -определить  экономическую сущность конкурентоспособности  продукции;

     -проанализировать  и дать оценку конкурентоспособности  товаров на предприятии;

     -разработка  мероприятий, направленных на  повышение конкурентоспособности продукции «Хлебопекарни». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы и значение конкурентоспособности продукции

     1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции предприятия

     Конкуренция как основа рыночной экономики - это  мощный стимул экономического роста.

     Главное содержание конкуренции - борьба за "кошелек" потребителя на основе полного удовлетворения потребностей. Для успешного конкурентного  противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому  конкуренция между предпринимателями  есть не что иное, как продвижение  новых, более качественных товаров  и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря  конкуренции и на ее основе государства  с рыночной экономикой характеризуются  более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж  фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики.

     Существуют  следующие несхожие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция  и олигополия.

     Для правильного выбора стратегии конкуренции  каждой организации необходимо владеть  методикой оценки своей конкурентоспособности, а также учитывать те существенные отличительные характеристики, которые  свойственны самому рынку товаров  и услуг, и присущим ему конкурентным отношениям. Проблема качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

     Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги.

     Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и  управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной  единицы. Вместе с тем мировой  опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются  факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом  результативности их хозяйственной  деятельности, экономического благополучия страны.

     Фактор  конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка  непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

     В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет  либо снижает его возможности.

     Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

     Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются. Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно  соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

     Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными  словами, конкурентоспособность - понятие  относительное, четко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает еще и индивидуальный оттенок. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного  назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

     Однако  этот экономический показатель при  всей его важности не исчерпывает  полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности  зависит от вида и сложности изделия  в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования и  других внешних факторов.

     Таким образом, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при  оценке конкурентоспособности как  не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях. 

     1.2. Методы оценки конкурентоспособности  продукции на предприятии

     Проблема  конкурентоспособности носит в  условиях модернизации экономики универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  любой страны.

     Исследование  определений конкурентоспособности  продукции показало, что однозначной  его формулировки не существует. Каждый автор трактует данное определение  исходя из объекта и цели исследования. Наиболее точное определение конкурентоспособности  продукции, по нашему мнению, формулируется  следующим образом: конкурентоспособность  товара – это комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов1.

     Поскольку конкурентоспособность – относительный  показатель, на первый план выходит  проблема поиска метода ее оценки, который  мог бы дать объективную информацию о ней.

     Оценка  конкурентоспособности продукции  должна осуществляться на основе измерения  факторов конкурентоспособности: качество товара, его цены, затрат в сфере  потребления, качества сервиса. Эти  факторы по анализируемому 1 товару должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами.

     Следовательно, оценка уровня конкурентоспособности  продукции – это сложная, трудоемкая работа, поскольку:

     − конкурентоспособность продукции  включает все показатели качества и  ресурсоемкости работы всего персонала  предприятия;

     − в настоящее время отсутствуют  международные документы по оценке конкурентоспособности товара и  других объектов;

     − в России техническая, экономическая, кадровая и социальная политики не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности  объектов.

     Анализ  имеющихся методик оценки конкурентоспособности  продукции выявил наличие  ряда методов:

     1. Методика оценки конкурентоспособности  продукции по системе 1111 –  5555. Конкурентоспособность продукции  следует оценивать по четырем  главным статичным факторам: качество  товара, цена товара, качество сервиса  товара на конкретном рынке,  эксплуатационные затраты на  использование товара. Результативность  статичных факторов определяют  динамичные факторы - качество  управления процессами.

Информация о работе Конкурентноспособность продукции на примере хлебопекарни