Конкурентноспособность продукции на примере хлебопекарни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Молоко Бурятии» и выявление путей, направленных на ее повышение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы и значение конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………..
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………….
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции на предприятии……………………………………………………………………..
1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции...............................................................................................................
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…….
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ технико-экономических показателей……………………………………………….……..
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации …….………….
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия………….
Глава 3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
3.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению конкурентоспособности продукции предприятия ………………………………………………………….
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий……….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников ………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовый курсач.docx

— 147.56 Кб (Скачать документ)

     Интегральный  показатель конкурентоспособности  товара можно оценивать экспертным путем по двум методам:

     1) без учета весомости факторов;

     2) с учетом весомости факторов.

     В любом случае эти методы применяются  при невозможности применения более  точных количественных методов оценки.

     По  системе 1111 – 5555, без учета весомости  факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или  группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее  значение фактора).

     2. Экспертная оценка конкурентоспособности  продукции с учетом весомости  факторов. Для этого создается  экспертная группа из высококвалифицированных  специалистов численностью не  менее 5 человек (один из руководителей  или главный менеджер, конструктор,  маркетолог, технолог, экономист).

     Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем  по системе баллов, будет равна:

                                   Кт                                                    (1)

     где Кт – конкурентоспособность товара (значение колеблется от  2 до 10);

     n – количество экспертов;

     ßij – экспертная оценка i - м экспертом j - го  фактора конкурентоспособности товара;

     αj – весомость j-гo фактора (от 4 до 1);

     5 – максимальная оценка фактора.  Основным недостатком экспертной  оценки является субъективность.

     3. Матричный метод (матрица Бостонской  консалтинговой группы). В основе  методики – анализ конкурентоспособности  с учетом жизненного цикла  товара/услуги. Сущность оценки состоит  в анализе матрицы, которая  состоит из четырех квадрантов, объединенных относительно двух  осей. По оси X отложена относительная  доля рынка фирмы по отношению  к наиболее крупному конкуренту, т.е. степень влияния фирмы на рынке; по оси У – относительные темпы роста рынка (ожидаемый рост продаж), в процентах.

     Темпы роста до 10% считаются низкими, а  выше 10% – высокими. Наиболее конкурентоспособной  считается продукция, которая занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть является «звездой». Аналогично данный метод можно использовать для одного или группы однородных товаров. В этом случае наиболее конкурентоспособным  будет товар, занимающий значительную  долю  на растущем рынке.

     Преимущества  метода: при наличии достоверной  информации об объемах реализации метод  позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатки метода: исключает  проведение анализа причин происходящего  и осложняет выработку управленческих решений.

     4. Методика анализа конкурентоспособности  товара (услуги)  по многоугольнику. Порядок анализа предлагается  следующий:

     1) Устанавливается перечень показателей  конкурентоспособности товара; устанавливаются  (выбираются) нормативные значения  показателей конкурентоспособности  товара;

     2) Устанавливается весомость показателей  конкурентоспособности товара исходя  из стоимости их достижения  и важности в обеспечении конкурентоспособности;

     3) Собирается и обрабатывается  исходная информация о показателях  конкурентоспособности товаров  (приоритетного конкурента и анализируемого) в соответствии с рекомендациями;

     4) Строится многоугольник конкурентоспособности  товаров: наружный круг – нормативы,  увеличенные на 20 % (на случай перевыполнения  норматива), внутренние точки на  радиальных лучах – приведенные  значения показателей конкурентоспособности  товара.

     Приведенное значение показателя конкурентоспособности  товара (Пприв) определяется по формуле:

     Пприв = Пi × αi,                                                      (2)

     где Пi – нормативное или фактическое значение i -  гo  показателя конкурентоспособности товара;

     αi - весомость i - гo показателя конкурентоспособности товара,

                                                 ∑ αi = 1                                                             (3)

     5. Методика комплексного анализа  конкурентоспособности. После выбора  изделия, для которого проводится  оценка, на основе изучения рынка  и требований покупателей определяется  перечень технических,  нормативных,  экономических и организационных  параметров,  подлежащих исследованию.

     При этом следует учитывать, что перечень значимых для покупателей составляющих конкурентоспособности продукции  имеет специфику в зависимости  от ее типа. Затем осуществляется сравнение  по каждой из групп параметров. Суть этого сравнения – выяснить, насколько  каждый параметр товара близок к параметру  гипотетического изделия,  удовлетворяющего данную потребность на 100%.  Инструментом сравнения здесь является единичный  параметрический показатель – отношение  величины параметра реального изделия  к величине параметра гипотетического  изделия.

     На  основе единичных показателей проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемым  товаром и потребностью, т, е. позволяют  судить о степени ее удовлетворения. Затем проводится расчет интегрального  показателя, представляющего собой  численную характеристику конкурентоспособности  анализируемого товара по всем группам  параметров.

     Хотя  данный метод трудоемкий, но он является наиболее надежным и объективным. 
 

     1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции

     На  уровень конкурентоспособности  продукции влияет множество разноплановых  показателей. Достичь необходимого уровня конкурентоспособности, реализуемых  на соответствующих рынках товаров  можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве. По содержанию и направлению их можно объединить в четыре взаимосвязанные группы: технические, организационные, экономические  и социальные.

     Среди технических способов повышения конкурентоспособности продукции определяющее место принадлежит постоянному усовершенствованию проектирования, технико-технологической базы предприятия. Это обусловливается тем, что необходимые основы технического уровня и качества изделий формируются в процессе их проектирования. Именно в этом цикле происходит комплекс лабораторно-исследовательских и конструкторских работ, направленных на обеспечение необходимых технико-экономических параметров образцов продукции.

     Насущной  потребностью является разработка и  использование разнообразных форм и методов действующего социально-экономического влияния на всю цепочку процессов  формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной  продукцией. Формами и методами экономического влияния на эти процессы является, прежде всего, согласованная система  прогнозирования и планирования качества продукции, установления принятых для производителей и потребителей цен на отдельные виды товаров, достаточно мощная мотивация труда всех категорий работников предприятия. Формами влияния социального является всесторонняя активизация человеческого показателя, проведение эффективной кадровой политики, создание необходимых условий труда и жизнедеятельности.

     Таим  образом, при повышении конкурентоспособности  предприятием должны осуществляться следующие  мероприятия:

     - мониторинг, позволяющий проводить  своевременный анализ конкурентоспособности  производимой продукции;

     - анализ новых разработок и расширение ассортимента продукции;

     - ситуационный анализ положения предприятия на рынках сбыта;

     - совершенствование производства, в том числе путем внедрения новых технологий;

     - определение стратегических направлений  инновационной политики предприятия;

     - своевременное изъятие экономически неэффективного товара из сбытовой программы предприятия;

     - проникновение на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

     - модификация выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

     - развитие и совершенствование системы сервисного обслуживания реализуемых товаров и системы стимулирования сбыта в целом.

     Особое  внимание следует уделить управлению инновационной деятельностью предприятия. Оформление и приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, профессиональная оценка интеллектуальной собственности и  ее использование в хозяйственной  деятельности — все это существенным образом влияет на конкурентоспособность  предприятия и его продукции.

     Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта.

     Исходя  из оценки существующей и перспективной  конкурентоспособности товара принимается  решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

     - продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

     - провести ли модернизацию производства;

     - снять ли его с производства  и приступить к выпуску нового  товара;

     - провести ли модернизацию для  превращения товара в товар  рыночной новизны;

     - приступить ли к поиску нового  рынка сбыта, с учётом достаточности  финансовых ресурсов, наличия в  товаре проводящей и сбытовой  сети, возможностей обеспечения  сервиса проданного товара.

     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов.

     Выпуская  новую продукцию и расширяя ассортимент  предлагаемых товаров, фирмы стремятся  снизить зависимость от одного товара, который может в любое время  с учетом непредсказуемых изменений  рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых  товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают  возлагавшихся на них надежд изготовителей.

     Основными причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

     При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли.

     В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны  аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность  товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный  цикл товара.

     Конечным  результатом должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого нововведенческого  конвейера. Суть этого подхода заключается  в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение  в производство новых, более совершенных  изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение  качественных и потребительских  характеристик при снижении цен  на выпускаемые изделия.

Информация о работе Конкурентноспособность продукции на примере хлебопекарни