Конкурентноспособность продукции на примере хлебопекарни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Молоко Бурятии» и выявление путей, направленных на ее повышение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы и значение конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………..
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………….
1.2. Методы оценки конкурентоспособности продукции на предприятии……………………………………………………………………..
1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции...............................................................................................................
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…….
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ технико-экономических показателей……………………………………………….……..
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации …….………….
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия………….
Глава 3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
3.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению конкурентоспособности продукции предприятия ………………………………………………………….
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий……….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников ………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовый курсач.docx

— 147.56 Кб (Скачать документ)

     На  основе данных таблицы можно сделать  вывод о том, что все показатели рентабельности вложений увеличились.

     Как видно из таблицы 9, балансовая прибыль увеличилась в 2010 году на 1030,1 руб. по сравнению с 2009 годом, в том числе чистая прибыль составила в 2010 году 1476,6 тыс.руб. и повысилась на 889,4 тыс.рублей. Кроме того из таблицы видно, что собственные средства на конец 2009 года составили 403,5 руб, на конец 2010 года – 1048,0 руб., что говорит об их увеличении на 644,5 руб. Долгосрочных финансовых вложений нет, также как нет долгосрочных заемных средств.

     Положительным моментом в финансовой деятельности предприятия является то, что оно  обходится в своей деятельности без заемных средств.

     Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее  окружение. Для сканирования внешней  среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью  рыночных исследований и фокус-групп. Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов.

     Разберем внешнюю среду предприятия, т.е. непосредственное окружение и среду его существования, заметно влияющую на его деятельность. Основную конкуренцию предприятию «Хлебопекарня» составляют мини-пекарни. Кроме того крупным конкурентом является ОАО «Бурятхлебпром», имеющий цех по производству хлебобулочных изделий производительностью 20 тонн в сутки.

     «Хлебопекарня» снабжает своей продукцией жителей поселка Кудара-Сомон и близлежащих населенных пунктов, сторонним организациям, список которых очень обширен, а также поставляет свою продукцию в магазины Кяхтинского Райпо,

       Кяхтинского Райпо  имеет четыре магазина в г.Кяхта и пятнадцать в селах Кяхтинского района, занимается общественным питанием -  принадлежит столовая г. Кяхта.

     Основным поставщиком продукции для производственной деятельности и розничной торговли является база БКС. Поступление продукции осуществляется по автомобильной дороге.

     Рассмотрим  внешнюю среду «Хлебопекарни», используя  метод анализа факторов среды косвенного воздействия (PEST-анализ):

     1. Анализ политических факторов: Стабильность политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения, а также значительно уменьшает вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации.

     Изменения в законодательстве затрагивают, прежде всего, сферу налогообложения и  обязательного страхования. В настоящее  время можно отследить регулярные изменения законодательства в данной сфере, что сказывается на работе предприятий отрасли.

     Государственное регулирование деятельности предприятий  отрасли происходит в форме установления верхнего предела цен на так называемые социальные сорта хлеба.

     2. Анализ экономических факторов: Общее повышение цен на продукцию отрасли, вызванное неблагоприятными погодными условиями лета 2010 года и последующим снижением урожая как в Республике Бурятия, так и во многих субъектах Российской федерации.

     Нестабильность  курсов иностранных валют влияет на всю производственную цепочку, конечным продуктом которой являются хлебобулочные изделия.

  1. Анализ социальных факторов: Стабилизация и рост благосостояния общества. На сегодняшний день общество восстанавливается после кризисной ситуации, сильно отразившейся на рынке хлебобулочных изделий. Постепенное улучшение покупательной способности населения способствует производству и сбыту нестандартных сортов хлеба, а также кондитерских изделий.

     Улучшение демографической ситуации в стране также способствует увеличению (перспективному) потребления хлеба.

     В то же время в некоторых группах  потребителей (среди женщин, молодежи) можно отметить снижение потребления  хлеба классических сортов и переориентацию на диетические сорта хлеба.

  1. Анализ технологических факторов: Ускорение темпов научно-технического прогресса способствует появлению современных технологий производства, повышению эффективности оборудования. Для сохранения конкурентоспособности предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, внедрения новых технологий, приобретения нового оборудования, а также подбирать качественный персонал.

     PEST-анализ  позволяет сделать вывод преимущественно  благоприятном влиянии политических, экономических, социальных технологических  факторов на деятельность «Хлебопекарни».

     Наибольшую  угрозу для «Хлебопекарни» представляют экономические факторы, таким образом, основные усилия предприятию следует направить на преодоление угрозы со стороны данной группы факторов.

     В качестве ответных мер фирмы на экономические  угрозы внешней среды можно рекомендовать  следующие: поиск путей снижения издержек (минимизация брака, уменьшение технологических отходов и потерь, повышение квалификации персонала), обеспечение высокого качества производимой продукции, расширение ассортимента.

     Таким образом, технологические, политические и социальные факторы дают предприятию  возможности, которые оно в силах  реализовать, если использует свои возможности  и сильные стороны.

     Конкуренция на разных сегментах рынка развивается  по-разному. Она, во многом, зависит  от: количества предприятий, занимающихся производством товаров; цен и качества товаров.

     Для реализации этих задач руководители рассматриваемой в данной работе «Хлебопекарни» должны проводить политику повышения конкурентоспособности  своей продукции. Им необходимо сформировать свои стратегии повышения конкурентоспособности  услуг. Для этого необходимо сначала  провести SWOT-анализ, то есть определить слабые и сильные стороны, внешние  возможности и угрозы. Такой анализ может помочь в формировании стратегических альтернатив предприятия. Предприятие должно использовать внутренние сильные возможности для реализации благоприятных внешних возможностей, проводить мероприятия по устранению внутренних слабых сторон и снижению влияния внешних угроз.

     Таблица 10.

     SWOT- анализ «Хлебопекарни»

     Потенциальные внутренние сильные стороны      Потенциальные внешние возможности фирмы
  - Достаточно хороший имидж, сложившийся  у покупателей;

  - Положительные  показатели качества выпускаемой  продукции;

  - Имеется  опыт по внедрению новых видов  услуг;

  - Способность  обслужить дополнительные группы  клиентов, выйти на новые рынки  или новые сегменты рынка;

  - Благоприятное  изменение экономической ситуации  в стране и регионе;

  - Способность  использовать навыки и технологические  новинки;

  Потенциальные внутренние слабые стороны   Потенциальные внешние угрозы
  -Невысокая  организация маркетинговой деятельности;

  - Большой  износ автотранспортных средств,  большой расход на ГСМ;

  - Нехватка  специализированного персонала;

  - Слабая  диверсификация деятельности;

  - Рост  цен на ГСМ, сырье, э/энергию;

  - Наличие  сильных конкурентов, появление  новых предприятий, действующих  на рынке;

  - Неблагоприятные  демографические изменения (сокращение  населения России);

 

     Потенциальные внешние угрозы и возможности  данной «Хлебопекарни», в принципе, одинаковы и для других предприятий  региона. Поэтому основным ресурсом повышения конкурентоспособности  «Хлебопекарни» и его продукции, должны стать его внутренние характеристики.

     В соответствии с этими факторами  разработаны направления по повышению  конкурентоспособности «Хлебопекарни», которые представлены в таблице 11. 
 

     Таблица 11.

     Направления по повышению конкурентоспособности  предприятия

     
Факторы конкурентоспособности предприятия Мероприятия по повышению конкурентоспособности
Качество  продукции - повышение  квалификации персонала;

- внедрение эффективной  системы мотивации персонала

- слаженность  работы всех подразделений предприятия;

- обеспечение  надежной работы оборудования;

- контроль качества  товаров.

Себестоимость продукции -поиск поставщиков,  предлагающих сырье и материалы  по более низким ценам;

-Внедрение систем  контроля за издержками (лимитирование  расходов подразделений, создание  центров затрат, бюджетирование).

-Использование  более экономичного транспортного  средства.

Стратегия маркетинга и сбыта -Цены на услуги  должны быть по меньшей мере  равноценны по региону, а лучше  – ниже ее.

- Проведение  активной рекламной кампании;

-Более четкая  сегментация рынка и разработка  маркетинговых стратегий и продукции  специально для каждого сегмента

Квалификация  персонала и менеджмента - Обучение персонала,  повышение его квалификации и  навыков

- Внедрение системы  мотивации и контроля, стимулирующих  персонал к более ответственному  поведению на производстве

Технологический уровень производства - опережение  проведения работ по совершенствованию  технологических процессов и  основных средств

- постоянный  и широкий информационный поиск  новых технологий.

Изменение ассортимента и структуры продукции - производство  новых видов товаров, которые  бы пользовались спросом на  местном и региональном рынке

- расширение  перечня оказываемых услуг

Источники финансирования - Использование  всех источников
 
 
 
 

     2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

     Как отмечалось выше, в настоящее время  в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций  нет.

     В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных  рынков и их секторов критерии конкурентоспособности  группируются по отдельным элементам  комплекса маркетинга:

     1. Продукт;

     2. Цена;

     3. Доведение продукта до потребителя;

     4. Продвижение продукта (маркетинговые  коммуникации)

     Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой  активности и эффективности деятельности фирмы.

     Применим  для анализа конкурентоспособности  фирмы методику, предложенную В.Л. Белоусовым, в которой применяются принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности  фирмы.

     С учетом изложенного предлагается следующая  система показателей.

     1. По продукту:

     Коэффициент рыночной доли:

     Показывает долю, занимаемую фирмой на рынке, для расчета нам потребуются данные объемов продаж продукции, представленные в таблице 12.

     Таблица 12.

     Объем продаж продукции

     
     Год Хлеб Хлебобулочные изделия Объем продаж продукции
Объем продаж продукции, тонн. Тепы роста, % Объем продаж продукции, тонн. Тепы роста, % тонн. Тепы роста, %
базисные   базисные   базисные
     1 2 3 4 5 6 7
     2008 106,5 - 37,6 - 144,1 -
     2009 147,3 138,3 54,3 144,4 201,6 139,9
     2010 217,7 204,4 82,5 219,4 300,2 208,0

Информация о работе Конкурентноспособность продукции на примере хлебопекарни