Конкурентоспособность и предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – на основе анализа конкурентоспособности сформулировать предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм».
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:
-выявить факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность продукции предприятия;
-проанализировать действующую организацию маркетинга и внести предложения по ее совершенствованию;
-дать рекомендации по совершенствованию оценки конкурентоспособности продукции в ходе внутреннего планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..…………..3
1.ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ……………………………..…5
2.ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ………..15
3.РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42

Работа состоит из  1 файл

Обеспечение конкурентоспособности товаров- курс.2966-готовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..…………..3

 

1.ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ  И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ……………………………..…5

 

2.ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ………..15

 

3.РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………….37

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день, в условиях формирования рыночной экономики одной из самых важных задач, стала задача повышения конкурентоспособности продукции предприятия утверждение его позиций на рынке. В маркетинговой системе, ориентированной на рынок, хозяйственная деятельность предприятий сферы услуг начинается с изучения сбыта продукции, ее конкурентоспособности: товар в виде услуг находит или не находит сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Итогом этого может быть прибыльность или убыточность предприятия. Это и определяет значение анализа рынка, анализа спроса на  товары предприятия в современных условиях при жесткой конкуренции со стороны других аналогичных предприятий.

Конкуренция - как экономическая  борьба, соперничество между обособленными  производителями продукции за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этого товара одним и тем же потребителям, вынуждает предприятия использовать все методы поддержания спроса на свою продукцию. На уровне отдельных предприятий - анализ спроса осуществляется на всех этапах, управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля-анализа прохождения и достижения поставленных целей, передачи уточненной в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия.

Чтобы конкуренция способствовала развитию экономики, необходимы следующие  условия:

-на рынке  должны  присутствовать как минимум три,  а желательно и более производителей;

-конкуренция  должна  заинтересовывать товаропроизводителей  в увеличении своих доходов в результате соперничества, что приводит к превышению предложения над спросом;

-конкуренция должна  подвергаться государственному  и общественному регулированию  через систему правовых и экономических  мер с целью подчинение действий  конкурентов интересам граждан и общества.

Для планирования объемов  производства и обоснования плана  производства и реализации продукции  необходимо знать - какую продукцию, какие услуги, по какой цене, в  каком объеме, когда, каким образом  и где будет продавать. Продукция должна быть конкурентоспособной, то есть обладать характеристиками, отражающими ее отличие от товаров – конкурентов, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее изготовление.

Цель написания курсовой работы – на основе анализа конкурентоспособности сформулировать предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм».

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:

  -выявить факторы,  которые оказывают влияние на  конкурентоспособность продукции предприятия;

   -проанализировать  действующую организацию маркетинга  и внести предложения по ее  совершенствованию;

  -дать рекомендации  по совершенствованию оценки  конкурентоспособности продукции  в ходе внутреннего планирования.

 Объектом  исследования является УП «Ритм», предметом исследования является конкурентоспособность продукции данного предприятия, а также поведение этой продукции на рынке.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  классические работы по теоретическим основам рынка, законодательные решения по вопросам хозяйственной деятельности в Республике Беларусь, методические положения и инструктивные указания государственных и финансовых органов.

При исследовании использовались методы технико-экономического и абстрактно-логического анализа, а также методы экспертных оценок.

Работа состоит из введения, заключения и трех глав.

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ  И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ТОВАРОВ

Согласно действующему Закону о  предприятиях в Республике Беларусь главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия, а также удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах. Все это регулируется государством экономическими методами. Ориентируясь на прибыль, каждое предприятие, каждый предприниматель должны иметь свою стратегию, определить свою позицию в конкурентной борьбе.

Обычно под конкуренцией понимается соперничество на каком - либо поприще между отдельными лицам (конкурентами), заинтересованными  в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция - это  рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью - добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Вывод: борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка, Конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться потребителям, производить продукцию высокого уровня качества по разумным ценам, а это, в свою очередь, стимулирует эффективное использование ресурсов и вознаграждает тех, кто эффективно трудится.[8,с.105]

Всех участников конкурентного  процесса конкуренция делает материально  заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос, Они действуют эффективно, создавая (посредством цен) предпосылки для капиталовложений, стимулируют внедрение мероприятий научно-технического прогресса, расширение номенклатуры товаров и услуг. Если нет конкуренции, то интерес к постоянной инновационной деятельности теряется, и никакие призывы или административные наказания не помогают. Только борьба за потребителя за выживание в условиях конкуренции побуждает внедрять достижения научно-технического прогресса, осваивать новую продукцию, услуги, повышать эффективность производства. Поэтому развитие конкурентных отношений в экономике, в которых свободно участвовали бы государственные, акционерные, кооперативные и иные предприятия, а также индивидуальные предприниматели - это предпосылка для превращения экономики государства в эффективно функционирующую среду.

В условиях конкуренции  соперничество можно условно  разделить на те виды, в которых  соревнуются между собой производители  продукции, и те, где главными действующими лицами выступают потребители этих товаров, В условиях рыночных отношений значение конкуренции потребителей не столь велико, и обычное состояние экономики - когда соревнуются между собой производители товаров и услуг. Чистая конкуренция наблюдается в тех отраслях, где много фирм производят аналогичные продукты и услуги и любам фирма может перепрофилировать свою деятельность на другую отрасль. Если же в отрасли немного фирм (менее 20), то конкуренция протекает в совершенно другом аспекте и уже характеризуется как соперничество.[9,с.47]

Конкуренция чистая предполагает: фирмы выходят на рынок и свободно борются за потребителя. Практически  это можно наблюдать на рынке; сельскохозяйственных продуктов, между  фермерами. В других сферах чистая конкуренция  присутствует теоретически, так как на нее оказывает практическое воздействие целый ряд факторов: государственное регулирование, неофициальные соглашения между фирмами и др.

Конкуренция монополистическая  предполагает раздел рынка или его  значительных частей между компаниями в виде конфиденциальных договоренностей в рамках трестов, синдикатов, картелей и т.д. Учитывая действие антитрестовского законодательства, подобная форма встречается редко, так как даже при незначительных проявлениях таких соглашений немонополизированные конкуренты и „четвертая власть,, - пресса привлекают к ним внимание государственных органов и судов. Поэтому часто подобные соглашения делаются устно, не оставляя „следов,, .

В маркетинге различают  три формы конкуренции: функциональную, видовую и предметную.

Функциональной конкуренция  называется потому, что любую потребность  можно удовлетворить различными способами. Например, для коррекции  зрения можно использовать очки и  контактные линзы, поэтому эта товары конкурируют друг с другом. Видовая  конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-либо существенно - важным характеристикам. Предметная конкуренция происходит в результате выпуска идентичных товаров, различающихся только качеством изготовления.

Соперничество предприятий  одной отрасли за получение наивысшей  прибыли, которой можно добиться лишь постоянно совершенствуя, развивая производство, позволяет не только не отставать от научно-технического прогресса, но и стремиться быть впереди.

Различают также ценовую  и неценовую конкуренцию. Ценовая  конкуренция характеризуется тем, что производители воздействуют на спрос путем повышения или  снижения цены на товар, определяя долю участия в рынке. Однако такой  способ влияния на рынок длительного успеха не приносит, так как другие конкуренты могут легко продублировать этот же метод, что может привести к ценовой „войне,,.

При неценовой конкуренции  предприятия воздействуют на спрос  при помощи отличительных особенностей своей продукции или стимулируя ее сбыт. Они повышают уровень качества, улучшают внешнее оформление, упаковку, активизируют рекламу, расширяют набор сервисных услуг. Это позволяет увеличить объем продаж при сложившейся или даже более высокой цене. Здесь важнейшим условием привлечения потребителя является обеспечение предприятием конкурентоспособности товара.

Товар - главный объект на рынке. Он является индикатором экономической  силы и активности производителя. Действенность  факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Именно для этого товар должен обладать определенной конкурентоснособностью.[3,с.165]

В то же время, конкурентоспособность  товара - это такой уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке, то есть максимально удовлетворить конкретные нужды потребителя и на этой основе занять и сохранить за собой определенную долю на рынке, потеснив товары других производителей. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, а так же цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного или личного потребления. Так как проблемы конкурентоспособности через качество будут рассмотрены дальше, обратим внимание еще на один фактор - коммерческие условия.

К определяющим коммерческим условиям конкурентоспособности товаров, относятся: ценовые показатели; показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставленные товары; показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы; показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.[6,с.122]

Цена непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара, так как чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее производителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товара, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Аналогична ситуация и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия  более гибкие, чем более они  соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительней товар в  конкурентной борьбе с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и, форм поставок  товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки. Напрямую влияют на конкурентоспособность принимаемые, на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого уровня качества.

Организационные условия приобретения и использования товара потребителем обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей его конкурентоспособности, к которым относятся: обеспечение оптимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены; доставка товара до мест потребления не только крупным оптом, но и мелкими партиями через складские предприятия; умение грамотно пользоваться транспортными уставами, тарифами, кодексами, правилами перевозок и другими основополагающими документами в этой области; гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных  параметров. Если хотя бы один из них  не соответствует уровню, который  предписан действующими нормами  и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.

Информация о работе Конкурентоспособность и предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм»