Конкурентоспособность и предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – на основе анализа конкурентоспособности сформулировать предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм».
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:
-выявить факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность продукции предприятия;
-проанализировать действующую организацию маркетинга и внести предложения по ее совершенствованию;
-дать рекомендации по совершенствованию оценки конкурентоспособности продукции в ходе внутреннего планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..…………..3
1.ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ……………………………..…5
2.ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ………..15
3.РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42

Работа состоит из  1 файл

Обеспечение конкурентоспособности товаров- курс.2966-готовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

Исключения могут составить  случаи, когда покупатель заинтересован  в некотором превышении действующих  норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых  показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.

Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом. Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой  конкурентоспособности самого изделия  является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке  в заданных объемах. Следует также  учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

Оценку уровня конкурентоспособности  можно проводить с использованием следующих методов:

1.Дифференцированный метод. Расчет  проводится по формулам:

 

                                   Пi                                     Пik

                   Qi  =                       или      Qi =                           (1.1)  (1.2)


 Пik                                    Пi  

 

где Qi — относительный показатель конкурентоспособности оцениваемой продукции;

Пi    — значение i-гo показателя оцениваемой продукции;

Пik  — значение i-гo показателя продукции фирмы-конкурента (базовый образец);

i— 1,2,3,. ..n.

2. Обобщенный критерий конкурентоспособности, рассчитываемый следующим образом:

                                              Ку = Р / С                              (1.3)

 

где  Ку — удельный полезный эффект;

Р — полезный эффект;

С — полные затраты  потребителя (цена потребления).

Чтобы оценить соотношение  параметров, надо выразить их количественно, в результате чего можно выяснить, на сколько потребительские свойства товара удовлетворяют потребностям покупателя (по каждому свойству и по всем обобщенно).

Оценка конкурентоспособности  важна не только для выявления  потенциальных возможностей выхода данной продукции на определенный рынок, но и определения методов и средств, с помощью которых можно обеспечить конкурентоспособность продукции.

В мировой практике специалисты  выделяют пять основных показателей, по которым можно судить о конкурентоспособности: качество, цена, реализация, реклама, техническое обслуживание продукции.

Оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или  иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения:[4,с.91]

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Целью каждого субъекта на свободном рынке является достижение оптимального соответствия результатов функционирования свои предприятий конкурентным требованиям, предъявляемым к их конкурентоспособному товару со стороны покупателя [7, с.27].

Таким  образом, мы пришли к выводу, что конкурентоспособный  товар, находящийся на свободном  рынке, как правило, обладает какими-либо конкурентными преимуществами перед другими подобными изделиями, как качественными показателями, так и привлекательностью для покупателя. Поэтому конкурентные преимущества того или иного товара можем рассматривать с  двух позиций: позиции производителя и позиции потребителя.

Если рассматривать  конкурентные преимущества товара с  точки зрения производителя, их можно  условно разделить на четыре основных вида:

  • Необходимо снизить издержки производства по сравнению с конкурентами и, соответственно, появится возможность регулировать цену;
  • Использовать новые технологии производства, применять ноу-хау или патенты в технологических процессах;
  • Предоставлять дополнительные услуги потребителям;
  • Рекламировать свою продукцию в средствах массовой информации.

При изучении мнений потребителей мы собирали информацию как об «идеальной марке». Этот метод применяется при  разработке новых продуктов. Если обнаружится, что существующие на рынке предложения  во многом не дотягиваются до «идеала», то появляется возможность предложить что-то новое, более отвечающее чаяниям потребителей.

За рубежом конкурентоспособность  товара определяется в зависимости  от его качества, критериями оценки которого являются «стоимость цикла  службы» продукта при заданных в  стандарте качества параметрах его использования и индекс удовлетворения потребностей  потребителей.

Необходимость обеспечения высокого качества выпускаемой продукции  продиктована жесткими условиями конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и  на внешнем рынках.  В связи с выходом кооперативных организаций и предприятий на международный рынок внешнеэкономические связи потребительской кооперации в настоящее время значительно расширяются. Поэтому их продукция должна соответствовать международным стандартам.

В условиях рыночных отношений особое значение имеет исследование конкурентоспособности, которое должно базироваться и рассматриваться с позиций системного и комплексного подходов. В этой связи весьма актуальными являются проблемы конкурентных преимуществ и конкуренции, стратегического менеджмента и отраслевого маркетинга. Исследование проблем конкурентоспособности вызывает необходимость ее классификации по субъектам хозяйствования (страны, регионы, предприятия), видам производимой продукции, услуг и информации; видам производственной деятельности, включая разработку нормативных актов, научно-методических документов, проектно-конструкторской документации и технологии, новых форм и методов организации предпринимательства. Все уровни и виды конкурентоспособности взаимосвязаны и взаимообусловлены, а поэтому конкурентоспособность товара, может быть обеспечена, если она будет достигнута на всех уровнях управления и всех видов деятельности. Формы экономической конкуренции как борьбы между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров непрерывно развивались, обогащались новыми находками, отражая особенности развития промышленности и системы хозяйствования. При этом концепция экономической конкуренции необходимо рассматривать не как свершившийся факт, а как развивающийся процесс.

Конкурентоспособность производства рассматривается на современном  этапе экономического развития как  основа прогресса в науке, технике, развитие творческих способностей работников разных областей деятельности, производства и управления им в отраслевых, региональных, национальных, транснациональных и глобальных масштабах. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

· если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса (рис.1.1).

 

 

 

Рис.1.1. Схема обеспечения конкурентоспособности

 

 

На основе изучения рынка  и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует  потребитель, выбирая товар.

По каждой из групп  параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных  параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.

Исключения могут составить  случаи, когда покупатель заинтересован  в некотором превышении действующих  норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет  групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.

Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности  используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей  оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой  конкурентоспособности самого изделия  является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке  в заданных объемах. Следует также  учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

 

 

 

 

2.ПРИНЦИПЫ  И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Первичным звеном материального производства является предприятие, оно   вступает   в   договорные   отношения    с    партнерами,    осуществляет  внешнеэкономическую и совместную предпринимательскую деятельность. Предприятие   само   определяет   организационные   формы   управления    и самоуправления,    источники    самофинансирования    и    самообеспечения, отвечает за обеспечение интересов общества, своего трудового коллектива и каждого   его   члена,    за    выполнение    принятых   на    себя    договорных обязательств. Несмотря на самостоятельность, предприятие не освобождается от государственного контроля за его деятельностью который может вестись, например,   за  уплатой   налогов,   ограничением   монопольных  тенденций, соблюдением технических стандартов, технических условий производства и т.д.

Предприятие призвано удовлетворять  общественные потребности в его продукции (работах, услугах) и реализовать на основе полученной прибыли социальные и экономические  интересы  членов  трудового  коллектива   и интересы собственника имущества, предприятия.

Предприятие – это самостоятельный  хозяйствующий  субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым   коллективом  имущества  производит   и  реализует  продукцию, выполняет  работы   оказывает  услуги.   Каждое  предприятие,   как  субъект хозяйствования,  имеет   свой  Устав,  Договор,   бухгалтерский баланс   свой расчетный счет в банке.  Создание  ценностей- есть  основополагающая функция предприятия.   Процесс   создания   ценностей   представляет   собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности.

Общественное признание  в свою очередь, дает предприятию  возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг  и в конечном счете увеличивать  свою прибыль.

В условиях рыночной экономики ускоренное развитие получают малые предприятия,   индивидуальные   и   семейные   формы   хозяйствования.   Это объясняется тем, что мелкие формы более гибки, восприимчивы к рынку.   В них быстрее находят применения новые технологии. В таких сферах, как строительство,     оказание  услуг  по   ремонту  жилых  помещений   просто выгодно развивать мелкое производство.

Информация о работе Конкурентоспособность и предложения по ее повышению на предприятии УП«Ритм»