Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:59, курс лекций
Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
1.1. Эволюция концепции маркетинга
Последовательность
действий при позиционировании товара
представлена в табл. 3.13.
Таблица 3.13
Этапы
позиционирования товара
При построении карты восприятия (карты позиционирования) на практике чаще всего используется двухмерная матрица, в которой представляют товары конкурирующих фирм (рис. 3.9).
Позиционирование, осуществляемое по двум показателям – качества и цены, следует проводить в следующей последовательности.
1. Оценка товаров данного предприятия и его основных конкурентов по двум критериям: интегральному показателю качества и цене.
2. Нанесение всех исследуемых товаров на поле матрицы «качество – цена» с использованием при необходимости объема реализации (радиуса окружности) в качестве третьей координаты.
3. Определение среднего значения показателя качества и цены для всей совокупности анализируемых товаров.
4. Определение остроты конкурентной борьбы на рынках по степени концентрации товаров предприятий-конкурентов в различных квадрантах матрицы.
5.
Корректирование производственно-сбытовой
политики предприятия с точки зрения качества,
цены выпуска товара и рыночного сегмента.
Рис.
3.9. Карта позиционирования «цена – качество»
Возможные
решения предприятия о собственном позиционировании
(при условии знания позиций конкурентов)
представлены в табл. 3.14.
Таблица 3.14
Возможные
решения предприятия о собственном позиционировании
Приняв
решение о позиционировании, предприятие
может определиться с методом маркетинга
для упрочения собственных позиций на
рынке. С этой целью следует использовать
матрицу, представленную на рис. 3.10.
Рис.
3.10. Матрица позиционирования товара на
рынке по ценовому критерию
Приняв одно из решений о позиционировании, предприятие обязательно должно решить вопрос и о дифференциации своего предложения за счет качественных особенностей товара и его цены.
Дифференциация товара – производство широкой гаммы товаров, специализированных для удовлетворения потребностей различных групп потребителей.
На практике используются различные виды дифференциации товаров (рис. 3.11).
Предприятие может выпускать стандартизированные и дифференцированные товары. Сравнительный анализ выбранной стратегии производства выполнен в табл. 3.15.
Решение
предприятия о позиционировании товара
и его дифференциации на рынке позволяет
приступить к дальнейшей разработке комплекса
маркетинга.
Рис.
3.11. Виды дифференциации товаров
Кроме дифференциации товаров, указанных на рис. 3.11, необходимо учитывать также:
? дифференциацию персонала, связанную с набором и обучением персонала, исполняющего свои функции более эффективно, чем персонал конкурента;
?
дифференциацию имиджа, связанную с созданием
имиджа, образа предприятия и его товаров.
Таблица 3.15
Сравнение
дифференциации и стандартизации товаров
Неотъемлемой составляющей исследования рынка является изучение экономической конъюнктуры.
Экономическая конъюнктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен.
Классификация конъюнктурообразующих факторов представлена в табл. 3.16.
Особенности экономической конъюнктуры:
? ее предмет – рынок;
? основная форма проявления – соотношение спроса, предложения, динамики цен;
? она не только включает в себя сферу обмена, но и обеспечивает эффективность всего процесса воспроизводства;
? динамично развивается во времени и пространстве;
? связана с конкретными условиями воспроизводства.
Экономическая конъюнктура зависит от влияния указанных в табл. 3.16 конъюнктурообразующих факторов (Кэк) и описывается как функция их взаимодействия:
Кэк = Фд • Фц • Фс • Фн,
где Фд – длительные факторы (тренды);
Фц – циклические факторы;
Фс – сезонные факторы;
Фн – нерегулярные (случайные) факторы.
Одним из важнейших условий развития экономической конъюнктуры является научно-технический прогресс. Цикл развития рыночной экономики предполагает наличие следующих четырех фаз конъюнктурного развития (периодичность 45 – 60 лет):
1) процветание (подъем);
2) спад (кризис);
3) депрессия;
4)
восстановление (оживление).
Таблица 3.16
Классификация
конъюнктурообразующих факторов
Для изучения экономической конъюнктуры, а значит, и исследования рынка необходима информация. Результатом трудоемкой работы по ее сбору, обработке и анализу является разработка маркетинговой информационной системы, которая на предприятии может быть представлена как:
? простая система учета данных;
? система маркетинговой отчетности.
Маркетинговая информационная система должна включать в себя:
– информацию о внутренних возможностях предприятия (п. 1.4) для эффективного их использования при формировании маркетинговых стратегий. Она складывается на основе данных о движении потоков материальных и финансовых средств, управленческой отчетности;
– информацию о развитии внешних условий (см. 1.4) для выработки стратегических и оперативных решений маркетинговой деятельности предприятия на рынке;
– информацию о результатах специальных маркетинговых исследований, проводимых на предприятии для получения дополнительных данных о рынке, которая способствует уменьшению неопределенности при принятии маркетинговых решений;
– систему обработки маркетинговой информации с использованием современных информационных технологий, включающих банки данных и моделей. Примером такой системы является Marketing Expert.
Информация,
необходимая для изучения рынка, делится
на первичную и вторичную (рис. 3.12).
Рис.
3.12. Классификация информации для изучения
рынка
Характеристика
первичной и вторичной информации приведена
в табл. 3.17.
Таблица 3.17
Характеристика
первичной и вторичной информации
В России вторичные данные можно получить из таких информационных источников, как:
? периодические печатные издания («Экстра М», «Товары со склада», «Из рук в руки», «Центр-плюс», «Спрос», «Финансовая газета», «Финансовые известия», журналы «Бизнес», «ЭКО» и др.);
? электронные средства массовой информации;
? публикации Торгово-промышленной палаты;
? информационно-аналитические бюллетени (ВНИКИ, различных исследовательских центров и др.);
? публикации международных консалтинговых фирм («Бизнес Интернешнл» и «Мак-Кинзи»);
? публикации внешнеторговых организаций;
? публикации специализированных экономических и маркетинговых организаций;
? публикации различных общественных организаций (защиты прав потребителей, общества «зеленых» и др.);
? специализированные книги и журналы («Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг» и др.);
? словари, энциклопедии;
? наружная реклама.
Маркетинговая информационная система предполагает использование:
• жестких данных – информации из официальных источников, доступной каждому и не дающей предприятию информационных преимуществ;
• мягких данных – информации из неофициальных источников (внутренней, получаемой от работников отдела сбыта предприятия, специалистов по техническому обслуживанию и т.д.; и внешней, получаемой от посредников, поставщиков, потребителей и т.д.).
Особую ценность имеет синдикативная информация – информация, недоступная широкой публике, издаваемая специальными организациями и приобретаемая обычно по платной подписке.
Использование синдикативной информации наиболее ценно при:
? выполнении мониторинга рыночной ситуации. Подписчику с определенной периодичностью предоставляются унифицированные обзоры стандартизированных данных, позволяющих маркетологу предприятия отследить динамику рыночных изменений;
? сборе данных, облегчающих предприятию проведение маркетинговых исследований. Создается постоянно пополняемая информационная система.
Характеристика
синдикативной информации представлена
в табл. 3.18.
Таблица 3.18
Характеристика
синдикативной информации
В основе методов изучения рынка лежат различные источники информации (рис. 3.19). В зависимости от них различают методы:
? кабинетных исследований рынка – анализа вторичной информации о рынке. Используются для изучения общих тенденций рыночного развития. Недостаток – задержка информации;
? полевых исследований рынка – дополнения результатов кабинетных исследований первичной информацией о рынке.
Способами проведения кабинетных исследований являются:
–> контент-анализ – анализ тестового массива, при котором выявляются наиболее часто встречающиеся в нем понятия, процессы и т.д. Метод позволяет оценить приоритет того или иного явления (результативность деятельности конкурентов, развитие потребностей населения и т.д.);