Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:00, курс лекций
Маркетинговое исследование — это научное исследование, направленное на систематический сбор, отражение и анализ фактографической информации относительно потребностей, мнений, мотиваций, отношений, поведения отдельных лиц и организаций, связанных с маркетингом, т. е. всеми аспектами продвижения на рынке определенных товаров и услуг, а также подготовку этой информации к принятию маркетинговых решений.
ГЛАВА
9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛ
9.1.
Классификация специальных
Специфика проведения маркетинговых исследований привела к тому, что для эффективного изучения рынка, товара, потребителя и др. возникла необходимость разработки ряда специальных методик, измерительных технологий, основное предназначение которых — использование в маркетинге. Это не значит, что описываемые ниже методики не могут применяться в иных областях знаний. Более того, намечается обратный процесс заимствования методического маркетингового инструментария в других областях, например в политических исследованиях, политическом маркетинге.
Особая сложность
изучения маркетинговых
Чем же отличаются специальные маркетинговые исследовательские методики от традиционных методов сбора информации в социологии, психологии, ряде других наук? Укажем на три основных отличия.
Во-первых, поскольку
маркетинговые
Во-вторых, при
использовании маркетинговых
В-третьих, специальные
маркетинговые исследовательски
9.2. Desk research
Данная методика
представляет собой несколько
Отличия
desk research состоят в следующем. Речь
в этой ситуации идет не
об общих подходах к анализу
вторичной документальной
Результат работы в данном случае — показатели реальной ситуации, складывающейся на тех или иных рынках; характеристика целевых рынков и ниш для отдельных групп товаров; динамика и характер движения материальных и финансовых показателей, различных ресурсов. Понятно, что подобная информация обладает максимально возможной готовностью к «участию» в процессе принятия маркетинговых решений, К сожалению, в Украине такие исследования пока проводятся исключительно редко.
9.3. Анализ избранных случаев (case study)
Специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия, уникальности объекта. При этом четко отделяются границы, временные параметры изучаемого «случая» и применяются в меру необходимости все существующие социологические и маркетинговые методики: личное и глубинное интервью, фокус-группы, наблюдение, анализ документов, тестирование.
В маркетинге данная методика преобразовалась в технику интенсивного изучения специально отобранных примеров интересующего маркетолога явления, например особенностей реализации какого-либо специфического товара. Маркетолог может выбрать несколько случаев его успешной и неуспешной реализации и провести углубленный сравнительный анализ. При этом можно использовать интервью с реальными и потенциальными потребителями, фокус-группы, изучение документации о продажах и т. п.
Особенностями данного метода являются:
•четкое выделение «случаев» для их последующего анализа; чаще всего отбираются крайние случаи (успешной или неуспешной реализации товара, эффективной и неэффективной рекламной кампании и др.);
• выбор всего
круга возможных методик
•надежное и обоснованное совмещение различных блоков информации, полученных с использованием различных методов;
•умение четко
разработать отдельную
9.4. Аудит торговых точек (retail audit)
Аудит торговых
точек (retail audit) — одна из эффективных
методик, позволяющая получить достоверную
информацию, характеризующую товарно-
В ходе подобных визитов аудиторы проводят инвентаризацию товаров и услуг, предназначенных для проверки. Объем и глубина исследования определяются поставленными задачами и варьируются от простейших: получения статистических данных по дистрибуции, товарному ассортименту, конкурентной среде, объемам реализации, ценовому диапазону и т. д. — до глубинного исследования товарооборота и его перспектив, в т. ч. по структуре, объемам, динамике (в рамках заданных целевых групп).
Данный метод исследования осуществляется на базе розничных и оптово-розничных торговых точек, отбираемых на основе многоступенчатой выборки. С целью достижения максимальной надежности и репрезентативности результатов исследования процессу формирования выборки предшествует этап создания статистической адресной базы торговых точек — сенсус торговых точек.
Выборка разрабатывается на основе генеральной совокупности торговых точек, учитывающей:
•районирование поселенческой точки опроса;
•типологию торговых точек;
•профиль торговли и т. д.
Съем информации производится пропорционально торговым циклам (периодам): будние и выходные дни, рабочее и послерабочее время, праздничные и предпраздничные дни и т. п. Формат аудита торговых точек предполагает съем информации по разным основаниям, в зависимости от поставленных задач, в т. ч.:
•факт наличия товаров целевой группы в торговой сети;
•основные и специализированные характеристики исследуемой товарной группы (или целевых марок товара);
•ценовые параметры товаров целевой группы;
•объемы реализации;
•наличие рекламной продукции внутри торговой точки;
• эффективность представленности товара на торговых прилавках (фейсинг) и т. д.
Отличие аудита от торговой
панели состоит, во-первых, в том, что
здесь главный метод
9.5. Mystery shopping
Специальная методика, объединяющая подходы включенного наблюдения и опроса. Особенно часто применяется в розничной сети, банках, ресторанах, гостиницах, сетях АЗС и др. Описываемая методика известна также под названием: «Secret Shopper» («Таинственный покупатель») и суть ее достаточно проста: исследователь выступает в роли покупателя и по специально разработанной программе оценивает уровень подготовки продавца, его профессионализм, отношение к покупателю. Важное значение имеет также выполнение продавцом разнообразных стандартов, внешний вид персонала, чистота и уровень музыкального фона в торговых залах.
9.6.
Панельные исследования в
Согласно классификации ЕСОМАР все методы рыночных исследований, кроме прочего, можно разделить на две группы: а) разовые исследования и б) продолжающиеся (или повторные) исследования. Среди последних выделяют панельные исследования, которые становятся все более значимыми.
Общий принцип организации панельных исследовании таков: это повторные, регулярно проводимые исследования, предполагающие изучение одного и того же социального объекта (речь не идет об опросах обязательно одних и тех же людей — такие исследования называют лонгитюдными) с определенным временным интервалом, с использованием аналогичной методики. Естественно, подобный тип организации исследований не мог быть незамеченным в маркетинге, где постоянное наблюдение за динамикой рынка тех или иных товаров, увеличения (или уменьшения) числа продаж является одним из ключевых принципов организации маркетинга.
В зависимости от вида панели единицами ее совокупности могут выступать:
•отдельные лица или домохозяйства, семьи (потребительские или дневниковые панели);
•торговые предприятия (торговые панели);
•потребители, проживающие и делающие покупки в определенном регионе, общественное мнение, потребительские ориентации которых анализируются (мониторинговые панели);
•производственные предприятия или предприятия сферы услуг (производственные панели);
•группы специалистов в той или иной области знаний, сфере бизнеса (экспертные панели).
В маркетинговых исследованиях чаще всего используются три первых типа панелей, которые рассмотрены ниже.
9.7. Торговые панели
Эта панельная методика направлена в основном на сбор информации о продажах. Исследования организуются следующим образом.
Во-первых, делается постоянная выборка магазинов розничной торговли, которые с учетом величины их товарооборота отбираются, чтобы выборка была репрезентативной для страны в целом или для отдельного региона. В нее в соответствии с реальными пропорциями этих торговых точек входит определенное число супермаркетов, средних торговых точек, киосков и т. п.
Во-вторых, сотрудники фирмы, проводящей подобные замеры («аудиторы»), регулярно (чаще всего раз в два месяца) посещают отобранные торговые предприятия и фиксируют объемы продаж соответствующих товаров, наличные запасы их на складах и в торговых залах, цену и марки товара, имеющиеся виды упаковки и т. п. В целом подобные исследования позволяют фиксировать следующие необходимые для эффективного маркетинга показатели:
•емкость и тенденции рынка для каждого сорта и торговой марки в объемах продаж данного товара, его распределение по типам магазинов и регионам;
•использование тех или иных способов привлечения покупателей (скидки, купоны, премии);
•специфику и размеры упаковок проданных товаров;