Маркетинговое исследование «Конкурентоспособность фруктового сока»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:52, контрольная работа

Описание

Определение оценки конкурентоспособности фруктового сока по обобщенной функции желательности Харрингтона

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг сок.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Бийский технологический институт (филиал) 
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения  
Высшего профессионального образования 
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» 
(БТИ Алт ГТУ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Маркетинговое исследование

«Конкурентоспособность фруктового сока» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Баклушина Н. 

Проверила:  ст. пр. Нечитайло Ж.О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск 2011 

     Определение оценки конкурентоспособности  фруктового сока по обобщенной функции желательности Харрингтона 

     Для оценки конкурентоспособности фруктового сока была использована методика, основанная на расчете обобщенной функции желательности Харрингтона, в основе построения которой лежит идея преобразования натуральных частных показателей в безразмерную шкалу желательности.

     При оценке сока в первую очередь сравниваются основные показатели. Таких показателей может быть один или несколько, и тот сок, который соответствует по этим показателям, предъявляемым требованиям, сопоставляется между собой с целью выявить вид, являющийся оптимальным. Для этого сок должен быть охарактеризован с помощью интегрального показателя, не имеющего размерности и учитывающего весь комплекс необходимых потребителю характеристик.

     Расчет  производится в следующей последовательности:

  1. С помощью экспертов выделяются показатели, подлежащие оценке, и путем ранжирования определяется их значимость. Первое место, и, соответственно, ранг 1, присваивается самому важному из показателей, последнее место (соответственно, ранг «n») – наименее важному; остальные показатели получают ранги от 2 до «n-1».

                                             

,                                                         (1)

     где  - значимость показателя;

     i – место показателя, которое присвоено ему среди всех остальных. 

     Таблица 3.1 – Определенные значимости каждого  показателя

    i 1 2 3 4 5
    1 1 0,75 0,5 0,31
 

     Для оценки конкурентоспособности были определены следующие показатели, т.к. они наилучшим образом характеризуют качество продукции: цена, содержание сока, вкус, внешний вид и цвет, аромат.

     2. Для каждого показателя устанавливаются величины, отвечающими категориям «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо».

     Таблица 3.2 – Зависимость показателей от желательности

Ранг  показа-теля (i) Значи-мость (
)
Наиме-нование  пока-зателя Обозна-чение Градация  показателей
Очень плохо (0,20) Плохо (0,37) Удовлетво-рительно (0,63) Хорошо (0,80) Очень хорошо (1,00)
1 1 Цена, руб/л у1 100 80 60 40 20
2 1 Содержание  сока, % у2 50 60 80 90 100
3 0,75 Вкус у3 1 2 3 4 5
 
4
 
0,5
Внешний вид  и цвет  
у4
1 2 3 4 5

     

5 0,31 Аромат у5 1 2 3 4 5
 

     3. Показатели сравниваемых образцов  сока представлены в таблице 3.3 

     Таблица 3.3 – Показатели сравниваемых образцов фруктового сока

Вид сока Натуральные значения показателей
у1 у2 у3 у4 у5
Моя семья 47 80 4 4 4
J7 68 100 5 4 5
Мой 32 70 2 4 5
Любимый 38 70 2 5 4
Фруктовый сад 44 60 3 4 3
 

     4. Для получения более точного значения частной функции желательности показателей применяется аналитическая  зависимость между d и xi , которая выражается следующим уравнением:

     

                            

                                                           (2)

     где коэффициенты а и b вычисляются по базовым точкам на шкале желательности (0,2; 0,37; 0,63; 0,80; 1).

     Определим частную желательность (di) для каждого показателя по формуле 2.

     Таблица 3.4 – Частные желательности

Вид сока d1 d2 d3 d4 d5
  Моя семья 0,86 0,63 0,8 0,8 0,8
  J7 0,53 1 1 1 1
  Мой 0,88 0,5 0,37 1 1
  Любимый 0,82 0,5 0,37 1 0,8
  Фруктовый сад 0,83 0,37 0,63 0,8 0,63
  Ранг 1, 2 3 4 5
  
1 1 0,75 0,5 0,31
 

     5. Затем рассчитывается обобщенная  функция желательности D, которая представляет собой среднее геометрическое из частных функций желательностей с поправкой на значимость каждого свойства (характеристики):

                                                                                                  (3)

     где П – произведение частных функций  желательности;

     n – число свойств;

      - показатель значимости каждого  свойства товара;

     i – место (номер) свойства в ранжированной последовательности свойств;

     du – частная функция желательности. 

     Рассчитаем  обобщенную желательность D1

     Все полученные результаты занесем в таблицу 3.5 
 
 
 

     Таблица 3.5 – Частные и обобщенные показатели желательности

Вид сока Частные желательности Обобщенная  желательность (D)
d1 d2 d3 d4 d5
Моя семья 0,86 0,63 0,8 0,8 0,8 0,82
J7 0,53 1 1 0,8 1 0,86
Мой 0,88 0,5 0,37 0,8 1 0,72
Любимый 0,82 0,5 0,37 1 0,8 0,71
Фруктовый сад 0,83 0,37 0,63 0,8 0,63 0,70
 

     Расчеты, выполненные на основе обобщенной функции  желательности Харрингтона, показали, что наиболее конкурентоспособной  маркой фруктового сока является  «J7», который имеет приемлемую цену и хорошее качество. Второе место получила марка «Моя семья». На третьем месте сок «Мой» со средним показателем качества и цены. И на последних местах – марки «Любимый! И «Фруктовый сад» с невысокими показателями по качеству и цене. 
 
 
 

Информация о работе Маркетинговое исследование «Конкурентоспособность фруктового сока»