Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:41, курсовая работа
Маркетинг – это деятельность, обеспечивающая рентабельную работу предприятия посредством обмена. Это система взглядов, специфическое мировоззрение или даже образ жизни, связанный с получением прибыли посредством удовлетворения потребностей людей. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство потребностей удовлетворяется через рынок, через куплю-продажу. Поэтому маркетинг является также методологией изучения рынка, помогающей наилучшим образом собрать.
Содержание
Введение………………………………………………………………2
1. Основные направления и методы маркетинговых
исследований……………………………………………………….3
2. Понятие, классификация и структура рынков……………..…….7
3. Исследование рынка. Цели и задачи исследования……………10
3.1 Конъюнктура рынка……………………………………………..11
3.2 Емкость рынка…………………………………………………...14
3.3 Сегментация рынка ……………………………………………..16
3.4 Состояние конкуренции и барьеры рынка ……………….……21
3.5 Рыночные возможности и риски………………………….…….23
Заключение……………………………………………………...……27
Список использованной литературы…………………………....…..28
Рынок факторов производства в широком экономическом смысле предполагает куплю и продажу таких определяющих факторов производства, как земля, труд, капитал. В связи с этим выделяются:
- рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы – это самое яркое проявление рыночной экономики. Его в принципе можно было назвать и рынком труда, но согласно классикам живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью, ею обладает рабочая сила, то есть способность работника к труду. По принципу «Хочу – продаю, хочу – не продаю», «Кому хочу – тому продаю», тем самым признается, что рабочая сила, как способность к труду и
ее практическое воплощение в виде труда принадлежит только самому работнику, и продается им на свободных началах.
Рынок труда или
рабочей силы находится в
- рынок
жилищной площади. Жилая
Рынок жилья намного
упрощает обмен, переезд в
- рынок земельных и природных ресурсов
- рынок инвестиций – это распределение между отраслями, регионами, предприятиями капитальных вложений на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, обновление парка оборудования, внедрение прогрессивных технологических процессов. В основу этого механизма заложен принцип формирования капитальных вложений из двух основных источников. Один из них представляет государственные инвестиции, выделяемые из общегосударственного, республиканского, местного бюджетов, образующие одну из расходных статей бюджета. Второй инвестиционный источник – фонды развития производства, науки и техники предприятий, образуемые из их прибыли.
В плановой экономике капитального вложения служат объектом планирования сверху.
В рыночной экономике происходят изменение как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты, частный капитал, средств одних предприятий, вкладываемые в развития других.
Рынок инвестиций по своему
содержанию есть рынок
В рыночной экономике
на законных основаниях
Финансовый рынок - организованная
институциональная структура
Финансовый рынок представляет собой:
- рынок денежных
средств, предоставляет
- рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по оптовому валютному рынку (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.
Конечно, разделения рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный – валютным.
- рынок ценных
бумаг, представляют особый
Развитию рынка
ценных бумаг способствуют
Денежный рынок не просто обменный. Он признан обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формировать в единстве товарно-денежные отношения на рыночной основе.
Еще рынки подразделяются
по степени распространения
- местный
- региональный (областной)
- национальный
- мировой
Также по уровню ограничения
конкуренции хозяйствующих
подразделяется на:
- монополистический
- олигополистический
- свободный
- смешанный
- конкурентный
- неконкурентный
Еще выделяют рынок по отраслям экономики:
- рынок промышленных товаров
- рынок аграрный
- рынок автомобильный
- рынок нефтяной и др.
А также по характеру продаж рынки бывают: розничные, мелкооптовые, оптовые.
3. Исследование рынка. Цели и задачи
Что значит «исследовать рынок того или иного товара»? Это значит, что необходимо оценить объем и структуру предложения этого товара, объем и структуру спроса на него и сопоставить эти величины на данном уровне цен.
Затем нужно рассчитывать зависимости спроса и товарного предложения от цены и подобрать такой ее уровень, при котором спрос и предложения уравновесятся. Можно обеспечить сбалансированность спроса и предложения за счет изменений последнего в ту или иную сторону.
Проблема
изучения рынка – это
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки.
Осуществляется сегментация
Для
того чтобы принимать
исследований и сборе
Остановимся на каждом объекте исследования рынка.
3.1 Конъюнктура и прогнозирование
Общая цель рыночных
исследований состоит в
Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:
- использование различных,
взаимодополняющих источников
- сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей,
характеризующих конъюнктуру рынка;
- применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
* Попов Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии//Маркетинг, №1,1999, с. 101-108
Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
- заявки и заказы торговых организаций;
- материалы служб изучения
рынка предприятий,
торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных
организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене
ассортимента и т.п.).
Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.
Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.
При изучении конъюнктуры
рынка ставится задача не
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
Прогноз рынка
базируется на учете
В общем виде
разработка прогноза рынка
1) установление объекта прогнозирования;
2) выбор метода прогнозирования;
3) процесс разработки прогноза;
4) оценка точности прогноза;
Установление объекта прогнозирования – важнейший этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.