Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:41, курсовая работа
Маркетинг – это деятельность, обеспечивающая рентабельную работу предприятия посредством обмена. Это система взглядов, специфическое мировоззрение или даже образ жизни, связанный с получением прибыли посредством удовлетворения потребностей людей. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство потребностей удовлетворяется через рынок, через куплю-продажу. Поэтому маркетинг является также методологией изучения рынка, помогающей наилучшим образом собрать.
Содержание
Введение………………………………………………………………2
1. Основные направления и методы маркетинговых
исследований……………………………………………………….3
2. Понятие, классификация и структура рынков……………..…….7
3. Исследование рынка. Цели и задачи исследования……………10
3.1 Конъюнктура рынка……………………………………………..11
3.2 Емкость рынка…………………………………………………...14
3.3 Сегментация рынка ……………………………………………..16
3.4 Состояние конкуренции и барьеры рынка ……………….……21
3.5 Рыночные возможности и риски………………………….…….23
Заключение……………………………………………………...……27
Список использованной литературы…………………………....…..28
(нормативным).
Приведенное
разделение методов в
Результатом работы по определению емкости рынка должен явиться комплексный аналитический обзор состояния рынка и формулирующих его факторов, а также много вариантный прогноз развития рынка с учетом тенденций изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.
3.3. Сегментация рынка.
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобретают товары, руководствуясь совершенно разными мотивами, Поэтому необходимо понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары и услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, т.к. у них имеются определенные различия в потребностях. Так, например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют возможность приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться и так, что среднее количество и набор свойств при средней цене не удовлетворит ни одну из групп потребителей.
Углубленное исследование
рынка предполагает
* ПоповЕ. Планирование маркетинговых исследований на предприятии//Маркетинг, №1,1999, с. 73
Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения
запросов потребителей, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.
Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные
особым образом, обладающие определенными общими признаками они составляют
сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты,
различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды
деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).
Несмотря на возможность осуществления сегментации рынка по различным объектам, основное внимание в маркетинге уделяется поиску однородных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и одинаково реагирующих на маркетинговые предложения.
От того, насколько правильно она проведена, в конечном счете, зависит успех в конкурентной борьбе. Например, несколько лет тому назад знаменитая японская фирма «Сони» выпустила на мировой рынок небольшой дешевый магнитофон, особо прочной конструкции, с простым управлением и очень привлекательным дизайном. Рекламным девизом товара была фраза «Мой первый «Sony»», а предназначался аппарат для детишек в возрасте от 4 до 12 лет.
Товар имел (и сейчас имеет) большой успех на рынке.
Служба маркетинга фирмы «Сони» предварительно провела исследование рынка, правильно выбрав сегмент по демографическому признаку и опросив родителей, желающих приобрести для своего ребенка магнитофон-игрушку.
Оказалось, что для родителей покупающих своему ребенку магнитофон-игрушку, важны три обстоятельства: прежде всего, не слишком высокая цена, затем простота и доступность управления аппаратом для ребенка и, в-третьих, привлекательность вещи для маленького потребителя. Конечно, в зависимости от социального положения и состава семьи приоритеты могут меняться. Ребенок вряд ли думает о цене, а внешний вид, простота управления, прочность игрушки для него на него на первом месте. И все это фирма обеспечила, обойдя своих конкурентов.
Сегментирование
не является чисто
Критерий – это способ оценки обоснования выбора того или иного сегмента рынка для конкретного предприятия, а признак – способ выделения сегмента на рынке.
Наиболее распространенные критерии:
1. Количественные параметры сегмента. Это сколько изделий и какой
общей стоимостью может быть
продано, какое число
потребителей имеется, на
Исходя из этого предприятие определяет, какие производственные
мощности следует ориентировать на данный сегмент, каковы
должны быть размеры сбытовой сети.
2. Доступность сегмента для предприятия, то есть возможности
предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции,
условия хранения и
данном сегменте рынка.
3. Существенность сегмента, то есть определение того, насколько
реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать
как сегмент рынка, насколько она устойчива по основным
объединяющим признакам. Руководству предприятий в данном
случае предстоит выяснить, является сегмент растущим,
устойчивым или уменьшающимся, стоит ли ориентировать на него
производственные мощности или перепрофилировать на другой
рынок.
4. Прибыльность.
На базе данного критерия
рентабельной будет для предприятия работа. Для оценки
используют расчеты: нормы прибыли, дохода на вложенный
капитал, размера дивидендов на акцию, величины прироста общей
массы прибыли предприятия.
5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов.
Необходимо получить ответ на вопрос, в какой степени основные
конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка,
насколько продвижение данного
изделия предприятия
их интересы.
6. Эффективность работы на выбранный сегмент рынка. Руководство
должно решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для
работы на выбранном сегменте, определить, чего не хватает для
эффективной работы.
7. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. В
соответствии с этим критерием руководство предприятия должно
оценить свои возможности выстоять в конкурентной борьбе с
возможными конкурентами на
Только получив ответы на перечисленные вопросы, и оценив потенциал предприятия, можно принимать решение о сегментации рынка и выборе данного сегмента для конкретного предприятия.
Среди недостатков сегментации следует назвать высокие затраты, связанные, например, с дополнительными исследованиями рынка, с составлением вариантов маркетинговых программ, обеспечением соответствующей упаковки, применением различных способов распределения.
Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без нее невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку.
Для сегментации рынка основными признаками являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.
Сегментирование по
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность.
Демографические переменные – самые популярные факторы, служащие для различения групп потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны как раз с демографическими признаками. Другая причина кроется в том, что демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам. Даже в тех случаях, когда рынок описывают не с демографической точки зрения (например, на основе типов личностей), все равно необходимо провести с демографическими параметрами.
Также, проводя сегментацию рынка по демографическому критерию, необходимо прежде всего ориентироваться на общность специфических запросов соответствующего сегмента к качеству, ассортименту и цене.*
Сегментирование по психографическому принципу. При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни и характеристик личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные демографические профили.
Сегментирование по поведенческому принципу. При сегментировании на основе поведенческих особенностей покупателей делят на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Многие деятели рынка считают поведенческие переменные наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка. Поведенческое сегментирование позволяет выделить ряд дополнительных и чрезвычайно важных сегментов.*
Поводы для завершения
покупки. Покупателей можно
Искомые выгоды. Одна
из действенных форм
Статус пользователя. Многие рынки можно разбить на сегменты не пользующихся товаров, бывших пользователей, потенциальных пользователей, пользователей-новичков и регулярных пользователей. Крупные фирмы, стремящиеся заполучить себе большую долю рынка, особенно заинтересованы в привлечении к себе потенциальных пользователей, а более мелкие компании стремятся завоевать своей марке регулярных пользователей. Потенциальные пользователи и регулярные пользователи требуют различных маркетинговых подходов.
Интенсивность потребления. Рынки можно также разбивать по группам слабых, умеренных и активных потребителей товара. Активные пользователи часто составляют небольшую часть рынка, однако на их долю приходится большой процент общего объема потребления товара.
Степень приверженности. Сегментирование рынка можно осуществлять и по степени приверженности потребителей к товару (услуг). Потребители могут быть приверженцами товарных марок, магазинов и прочих самостоятельных объектов. По степени приверженности к товаром покупателей можно разделить на четыре группы: безоговорочные (потребители покупающие товар одной и той же марки), терпимые (приверженцы к двум-трем маркам), непостоянные (потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую) и «странники» (потребители, не проявляющие приверженности ни к одной из товарных марок).