Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Данная пояснительная записка представляет собой курсовой проект по дисциплине «Маркетинг» на тему «Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1». Курсовой проект состоит из теоретической части и практического задания.
Цель данного курсового проекта – закрепить теоретические знания по учебной дисциплине «Маркетинг» и выработать практические навыки с целью закрепления общего курса данной дисциплины.
Задачи курсового проекта: рассмотрение теоретического вопроса на тему «Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1», а также выполнение практического задания – проанализировать конкурентные позиции ОАО «ЛЛДК-1» и его конкурентов методами сравнения объемов производства, уровней пяти сил Портера, с использованием Бостонской матрицы; разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КП МОЙ.docx

— 128.89 Кб (Скачать документ)

     Поскольку лесная отрасль значительно отличается от других по характеру и структуре, анализ конкуренции начинается с  обзора основных экономических показателях  предприятия. Совокупность факторов, которую  следует рассмотреть при определении экономических показателей, вполне стандартна.

      В таблицах 2.1 – 2.3 показана динамика производства отдельных видов продукции трех предприятиях города Лесосибирска. 

     Таблица 2.1 – Динамика производства отдельных  видов продукции ОАО «ЛЛДК-1» 

Показатель Изменение по годам Темп  роста, %
2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007
1.Пиломатериалы,тыс.м3 447,5 488,7 798 109,2 101,9
в т.ч. экспортные 416 421,1 421 101,2 99,9
2.ДВП,  тыс. м2 26216 27170 27876 103,6 102,6
 

     Таблица 2.2 – Динамика производства отдельных  видов продукции ЗАО «НЛХК» 

Показатель Изменение по годам Темп  роста, %
2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007
1.Пиломатериалы,тыс.м3 481,3 489,7 501,1 101,7 102,3
в т.ч. экспортные 461,5 490,5 512,0 106,3 104,4
2.ДВП,  тыс. м2 30512,8 32630 32246 106,9 98,8
 

     Таблица 2.3 – Динамика производства отдельных  видов продукции ОАО «МЛДК-1» 

Показатель Изменение по годам Темп  роста, %
2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007
Пиломатериалы,тыс.м3 77,8 76,5 55,1 98,3 72,0
 

     Из  данных видно, что ОАО «ЛЛДК-1»  значительно наращивал объемы производства всех видов продукции, особенно пиломатериалов. ЗАО «НЛХК» так же не уступает в росте производства, но приоритет у экспортных пиломатериалов и ДВП. Что касается ОАО «МЛДК-1», то тут ситуация плачевная: темп роста производства значительно падает с каждым годом. Из этого следует вывод, что на сегодняшний момент можно говорить только об одном потенциальном конкуренте предприятия ОАО «ЛЛДК-1» - это ЗАО «НЛХК». Маклаковский ЛДК-1 значительно проигрывает по динамике производства пиломатериалов.

      2.2. Уровень и прогноз пяти сил  Портера исследуемого рынка 
 

     Рассмотрим  уровень и прогноз конкуренции  для лесопромышленной отрасли как  рынка продукции ОАО «ЛЛДК-1», ЗАО «НЛХК» и ОАО «МЛДК-1». Оценим подверженность указанного рынка процессам  конкуренции на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность  конкуренции, и дадим прогноз  состояния конкуренции.

     Информация  для анализа была получена посредством  анкетирования экспертов – менеджеров и ведущих специалистов указанных  предприятий, а так же независимых экспертов данного рынка (таблица 2.4). Каждый фактор, характеризующий конкуренцию на рынке, оценивался по бальной шкале. Если фактор по мнению эксперта не проявляется на рынке или отсутствуют признаки его проявления, то сила проявления данного фактора оценивается в 1 балл; если фактор слабо проявляется – 2 балла; если фактор четко проявляется – 3 балла.  

     Таблица 2.4 – Оценка экспертами факторов конкуренции по бальной шкале и коэффициент важности 

Факторы конкуренции Эксперты Коэффи-циент  важности
I II III IV V
1 2 3 4 5 6 7
1Ситуация  в отрасли            
1.1Число  конкурирующих фирм 3 2 3 3 2 5
1.2Изменение  платежеспособного спроса 2 1 2 2 1 1
1.3Стандартность товара 3 3 1 3 2 4
1.4Издержки  переключения

 клиента  с одного производителя

 на  другого 

2 1 2 2 2 2
1.5Унифицированность  сервисных услуг 1 3 3 1 3 3
1.6Барьеры  ухода с рынка 3 2 3 3 1 5
1.7Барьер  проникновения 

на рынок

2 1 1 2 2 1
1.8Cитуация на смежных рынках 2 3 3 2 3 5
1.9Поведение  конкурирующих

 фирм

1 2 1 2 2 1
1.10Привлекательность  данного

 рынка

3 3 1 3 1 3
             
           
     Продолжение таблицы 2.4      
1 2 3 4 5 6 7
2Влияние  потенциальных

 Конкурентов

           
2.1Трудности  входа 

на отраслевой рынок

1 2 2 2 2 2
2.2Доступ  к 

каналам распределения

2 3 3 3 2 3
2.3Отраслевые  преимущества 2 2 1 1 2 1
3Влияние  поставщиков            
3.1Уникальность 

каналов поставок

2 3 1 2 2 3
3.2Значимость  покупателя 1 2 2 1 2 2
3.3Доля  отдельного поставщика 1 1 2 1 1 1
4Влияние  покупателей            
4.1Статус  покупателей 3 3 2 3 3 2
4.2Значимость  товара у

 покупателей

2 2 1 1 2 1
4.3Стандартизация  товара 3 3 3 2 2 3
5Влияние  товаров-заменителей            
5.1Цена 1 2 1 2 2 3
5.2Cтоимость переключения 2 1 2 1 1 2
5.3Качество  основного товара 1 2 1 1 1 1
 

     Рассматриваемые факторы оказывают различное  влияние на конкуренцию на рынке, и для учета относительной  значимости различных факторов был  определен конкретный «вес» каждого  из них (таблица 2.4).

     Оценка  степени влияния каждой из пяти сил  конкуренции на рынке представляет собой средневзвешенный балл, рассчитываемый по формуле 

     , (2.1) 

где  bij – бальная оценка j-го эксперта степени проявления i-го фактора;

      n – количество экспертов;

      ki – коэффициент важности i-го фактора.

     Расчет  средневзвешенного балла представлен  в таблице 2.5.

     На  основании полученного средневзвешенного  балла делают следующие выводы, основанные на рисунке 2.1:

  • уровень силы конкуренции очень высокий, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал , где bмакс – средневзвешенный балл, соответствующий случаю четкого проявления факторов конкуренции на рынке, bср – средневзвешенный балл, соответствующий случаю слабого проявления факторов конкуренции на рынке;
  • уровень силы конкуренции высокий, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал ;
  • умеренный уровень силы конкуренции, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал , где bмин – средневзвешенный балл, соответствующий случаю непроявления факторов конкуренции на рынке;
  • пониженный уровень силы конкуренции, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал .
 

                                                   

       

     Рисунок 2.1 – Оценка степени влияния силы конкуренции на рынке 

     Рассчитаем  средневзвешенный балл каждой конкурентной силы: 

     ; 

     ; 

     ; 

     ; 

     . 

     Таблица 2.5 – Средневзвешенные баллы сил конкуренции 

Силы  конкуренции Средневзвешенный  балл
1. Ситуация  в отрасли 42,4
2. Влияние  потенциальных конкурентов 12
3. Влияние  поставщиков 9,6
4. Влияние  покупателей 14
5. Влияние  товаров-заменителей 8,4

      Определим уровни сил конкуренции. Для этого построим интервалы  уровней сил конкуренции (рисунок 2.2). 
 

            8,4             12,84                17,28              29,84                 42,4

       

     Рисунок 2.2 – Интервалы уровней конкурентных сил на исследуемом рынке 

     По  полученным данным можно сделать  вывод, что наибольшее влияние на конкуренцию исследуемого рынка оказывает ситуация в отрасли (b1 = 42,4), а так же умеренный уровень силы конкуренции имеет группа факторов покупатели (b4 = 14). Пониженный уровень силы конкуренции имеют остальные группы факторов: конкуренты, поставщики, новый товар (рисунок 2.3).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.3 – Уровень конкуренции на исследуемом  рынке 

     Кроме того, на этапе анализа факторов конкуренции осуществим прогноз  развития конкуренции на исследуемом  рынке на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов. Прогнозная оценка изменения действия фактора соответствует следующим  бальным оценкам: «+1» - если действие фактора будет усиливаться; «0» - останется стабильным; «-1» - будет ослабевать (таблица 2.6).

     

     Таблица 2.6 – Оценка экспертами прогноза факторов конкуренции 

Факторы конкуренции Эксперты Коэффи-циент  важности
I II III IV V
1 2 3 4 5 6 7
1Ситуация  в отрасли            
1.1Число  конкурирующих фирм +1 0 +1 +1 0 3
1.2Изменение  платежеспособного спроса 0 0 -1 -1 -1 1
1.3Стандартность товара -1 0 0 0 0 1
1.4Издержки  переключения

 клиента  с одного производителя

 на  другого 

0 -1 0 0 0 1
1.5Унифицированность  сервисных услуг 0 -1 0 +1 0 1
1.6Барьеры  ухода с рынка +1 0 +1 0 0 2
1.7Барьер  проникновения 

на рынок

0 0 0 0 -1 1
1.8Cитуация на смежных рынках +1 +1 0 +1 0 3
1.9Поведение  конкурирующих

 фирм

0 0 -1 -1 0 1
1.10Привлекательность  данного

 рынка

+1 0 -1 +1 +1 2
2Влияние  потенциальных

 Конкурентов

           
2.1Трудности  входа 

на отраслевой рынок

0 -1 -1 0 0 1
2.2Доступ  к 

каналам распределения

0 +1 0 0 0 2
2.3Отраслевые  преимущества -1 0 0 +1 0 3
3Влияние  поставщиков            
3.1Уникальность 

каналов поставок

-1 +1 0 0 0 2
3.2Значимость  покупателя 0 0 +1 0 0 3
3.3Доля  отдельного поставщика -1 0 0 -1 0 1
4Влияние  покупателей            
4.1Статус  покупателей 0 +1 0 0 0 2
             
           
     Продолжение таблицы 2.6      
1 2 3 4 5 6 7
             
4.2Значимость  товара у

 покупателей

-1 0 -1 0 0 1
4.3Стандартизация  товара 0 0 0 +1 0 3
5Влияние  товаров-заменителей            
5.1Цена 0 0 -1 0 0 1
5.2Cтоимость переключения 0 +1 0 -1 0 2
5.3Качество  основного товара +1 0 -1 -1 0 3
 

     На  основе полученных экспертных оценок прогноза развития каждого из факторов определяется средневзвешенная оценка прогноза развития конкуренции на исследуемом  рынке по формуле 

     ,  (2.2) 

где  cij – бальная оценка j-го эксперта прогноза развития i-го фактора;

      n – количество экспертов;

      ki – коэффициент важности i-го фактора;

      m – число рассматриваемых факторов.

     В том случае, когда средневзвешенная оценка прогноза попадает на интервал (0,25; 1) делается вывод о повышении  уровня силы конкуренции на рынке; (-0,25; 0,25) – уровень силы конкуренции  остается стабильным; (-1; -0,25) – понизится, что показано на рисунке 2.4. 

                -1               0,25                     0                  0,25                     1

       

     Рисунок 2.4 – Оценка прогноза развития уровня силы конкуренции на рынке 

     Рассчитаем  средневзвешенную оценку прогноза развития сил конкуренции: 

     ; 

     ; 

      ; 

     ; 

     . 

     Таблица 2.7 – Средневзвешенная оценка прогноза развития сил конкуренции 

Силы  конкуренции Средневзвешенная  оценка
1. Ситуация  в отрасли 0,64
2. Влияние  потенциальных конкурентов -0,4
3. Влияние  поставщиков -0,4
4. Влияние  покупателей 0
5. Влияние  товаров-заменителей -0,8
 

     Расчеты показывают, что группа факторов «ситуация  в отрасли» по мнению экспертов стремится  к повышению уровня силы конкуренции  на исследуемом рынке, что нельзя сказать о других конкурентных силах.

Информация о работе Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1»