Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Данная пояснительная записка представляет собой курсовой проект по дисциплине «Маркетинг» на тему «Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1». Курсовой проект состоит из теоретической части и практического задания.
Цель данного курсового проекта – закрепить теоретические знания по учебной дисциплине «Маркетинг» и выработать практические навыки с целью закрепления общего курса данной дисциплины.
Задачи курсового проекта: рассмотрение теоретического вопроса на тему «Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1», а также выполнение практического задания – проанализировать конкурентные позиции ОАО «ЛЛДК-1» и его конкурентов методами сравнения объемов производства, уровней пяти сил Портера, с использованием Бостонской матрицы; разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КП МОЙ.docx

— 128.89 Кб (Скачать документ)

     Целью управления конкурентоспособностью предприятия  является обеспечение конкурентоспособности  товара на рынке в настоящем и  будущем. Конкурентоспособность предприятия  может быть достигнута непрерывным  целенаправленным воздействием управляющей  подсистемы предприятия на бизнес-процессы в направлении укрепления конкурентных позиций (рис. 3.1). Объектом управления в системе управления конкурентоспособностью предприятия являются конкурентные преимущества, которые становятся ключевыми факторами, обеспечивающие предприятию более выгодное в сравнении с конкурентами положение, а так же достижение стратегических и тактических целей при рациональном расходе всех видов ресурсов.

     Разработана трехступенчатая модель управления конкурентоспособностью предприятия  ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» (рис.3.3). Сравниваемые объекты последовательно оцениваются по таким критериям, как конкурентоспособность продукции, конкурентный потенциал и конкурентоспособность предприятия. На основе сравнительной оценки принимается управленческие решения, направленные на обеспечение конкурентоспособности предприятия.

     

       
 
 
 
 
 
 

       

     

     

     

       
 

       
 

     Рисунок 3.1 – Система управления конкурентоспособностью предприятия 

     Управляющая подсистема формируется из целей, функций, методов и структуры управления конкурентоспособностью предприятия. Обеспечивающая подсистема, состоящая  из информационной, ресурсной, методологической, правовой и экологической компонент, необходима для обеспечения функционирования внутренней микросреды, и обеспечение  ее конкурентоспособности влияет на формирование конкурентоспособности  предприятия на «выходе». Управляемая  функциональная подсистема, которая  состоит из элементов «развитие», «внутренние процессы», «финансы», «маркетинг», представляет собой совокупность объектов воздействия управляющей  подсистемы с использованием обеспечивающей подсистемы, которая оказывает наибольшее влияние на обеспечение конкурентоспособности  предприятия.

     В качестве обратной связи в системе  управления конкурентоспособностью предприятия  предлагается использовать оценку конкурентоспособности  предприятия, которая направлена на оперативное выявление отклонений в системе и их локализацию. Выполняя функию обратной связи, оценка конкурентоспособности предприятия становится одним из основных организационно-экономических инструментов формирования и обеспечения конкурентоспособности предприятия.

      Как было отмечено в вышеприведенном  определении, конкурентоспособность  предприятия – интегральный показатель конкурентоспособности товара (услуги) и конкурентного потенциала (рис.3.2). под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка, достигнутое без ущерба производителю. Конкурентоспособность предприятия предлагается количественно определить по следующей формуле 

     ,  (3.1) 

где  Кт – интегральный показатель конкурентоспособности товара;

      Кп – интегральный показатель конкурентного потенциала предприятия;

      τ – коэффициенты предпочтения (ценности) фактора. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.2 – Элементы, формирующие конкурентоспособность  товара 

     Интегральный  показатель конкурентоспособности  предприятия определяется с применением  универсального метода оценки технических  социально-экономических объектов и может меняться в пределах от 0 до 1. Чем ближе значение К к  единице, тем выше конкурентоспособность  предприятия. Значение 1 по конкурентоспособности  предприятие имеет в том случае, если оно по всем показателям превосходит  конкурентов, принятых для сравнения, и коэффициент предпочтения принят равным 1, то есть конкурентный потенциал не существенно влияет на уровень конкурентоспособности предприятия.

      Показатели конкурентоспособности  товара (Кт) и конкурентного потенциала предприятия (Кп) являются комплексными показателями, зависящими от факторов второго уровня (рис. 3.2). Каждый показатель второго уровня имеет свою ценность при преобразовании в показатель первого уровня. Показатели первого уровня по-разному значимы для показателя нулевого уровня, следовательно они должны быть определены с учетом их весомости. Значение коэффициента предпочтения τ зависит от вида товара (табл. 3.1). 

     Таблица 3.1 – Рекомендуемые значения коэффициента предпочтений 

Характеристика  выпускаемой продукции предприятия Значение коэффициента предпочтений
1.Дорогой,  сложный, высокотехнологичный, наукоемкий  товар. Требует больших материальных  и временных затрат на разработку  и освоение производства. Производителей  аналогов мало 0,3 – 0,6
2.Товары  средней сложности. Затраты на  разработку и сроки освоения  средние 0,6 – 0,7
3.Простые,  дешевые товары. Наукоемкость, технологичность  низкая. Разрабатываются и осваиваются  в течение нескольких месяцев 0,7 – 1,0
 

     Конкурентоспособность предприятия в существенной степени  зависит, на каком этапе жизненного цикла находятся предприятие  и его товары в момент оценки. По мере развития предприятия значимость конкурентоспособности его товара возрастает, а конкурентного потенциала снижается. У состоявшегося предприятия, как правило, уже создан хороший конкурентный потенциал, и его надо оценивать по тому, как этот потенциал реализуется, то есть по конкурентоспособности его товаров. У недавно созданных предприятий с точки зрения перспектив по оценке большее внимание надо обращать на показатели конкурентного потенциала. В стадии банкротства и ликвидации предприятия проводить оценку конкурентоспособности нецелесообразно.

     Конкурентоспособность предприятий определяется индивидуально, однако ее уровень при отсутствии объект для сравнения ценности для  управленческой цели не представляет. Она должна сравниваться с показателями конкурентов, полученными по той  же методике, то есть должна вестись  параллельная оценка конкурентоспособности  исследуемого объекта и его конкурентов.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3.3 – Модель управления конкурентоспособностью предприятия

      В предлагаемой трехступенчатой модели управления конкурентоспособностью предприятия (рис. 3.4) реализованы вышеизложенные теоретические положения и принципы управления конкурентоспособностью предприятия. Модель позволяет системно решить вопросы управления по этапам, а так же учитывает динамику процессов во времени. Конкурентоспособность предприятия оценивается, как правило, в сравнении с конкурентами.

     Трехступенчатая модель предусматривает последовательную сравнительную оценку конкурентоспособности  товаров, конкурентного потенциала и конкурентоспособности предприятия. После получения результата оценки он сравнивается с оценками конкурентов. Если результат у оцениваемого предприятия  хуже, чем у конкурентов, то на каждом этапе принимаются корректирующие мероприятия, и цикл повторяется  до тех пор, пока не будет достигнут  желаемый результат. Такой подход позволяет  системно, шаг за шагом, добиться лучшей конкурентной позиции предприятия. По результатам третьего этапа сравнения  принимается решение либо реализовать  немеченую стратегию и тактику  развития, либо разработать комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности  предприятия, корректировать принятые стратегические и тактические планы, реализовать их и повторить процедуру  оценки конкурентоспособности. Данная процедура производится циклически.

     В таблице 3.2 представлены обработанные данные, полученные от экспертов в  процессе опроса по конкурентоспособности  трех предприятий рассматриваемого рынка, необходимые для реализации модели управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Лесосибирский ЛДК-1».  

     Таблица 3.2 – Данные для управления конкурентоспособностью предприятия 

Показатель ОАО «ЛДК-1» ЗАО «НЛХК» ОАО «МЛДК»
1.Конкурентоспособность 

товара, Кт

0,65 0,70 0,55
2.Конкурентный  потенциал предприятия, Кп 0,8 0,8 0,6
3.Конкурентоспособность 

предприятия, К

0,71 0,74 0,57
 

     Из  таблицы видно, что ОАО «ЛЛДК-1»  уступает в конкурентоспособности  ЗАО «НЛХК» незначительно, что нельзя сказать об ОАО «МЛДК-1». Таким образом, потенциальным конкурентом ЛДК-1 является НЛХК. Оцениваемое предприятие имеет низкую конкурентоспособность, чем конкурент. Поэтому следует разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности товара. Для начала предприятию ЛДК-1 необходимо обратить внимание на качество и цену производимого товара, так как эти показатели напрямую влияют на конкурентоспособность товара. Далее необходимо повышение эффективности рекламы. В рыночных условиях существует высокая конкуренция на рынке рекламы. Реклама – это форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя. С помощью рекламной деятельности до потребителя доводятся такие преимущества товара, как наличие сертификата качества, доступная цена, удобное место продажи и др. В данную группу входят резервы, связанные с эксплуатацией продукта (сервис, сроки гарантийного обслуживания и т.д.).

      Конкурентные потенциалы обоих предприятий  равны, однако показатель не остается постоянным. Поэтому для повышения  конкурентности предприятия ЛДК-1 в  целом, следует с особой важностью  разработать мероприятия повышения  конкурентного потенциала.

     Во-первых, можно использовать производственно-технический потенциал. В данном направлении предприятие может повысить конкурентоспособность путем улучшения использования основных фондов, совершенствования технологии производства, улучшения материально-технического обеспечения производства; улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

     Во-вторых, использование финансово-экономического потенциала предприятия. Конкурентоспособность может быть повышена за счет повышения финансовой устойчивости.

     В-третьих, использование кадрового потенциала. Актуальность резервов данной группы определяется растущей популярностью человеческого фактора в управлении. В кадровом потенциале имеются значительные возможности улучшения его использования и качественного развития. Создание необходимой социально-психологической поддержки всей системы управления деятельностью является важным условием выявления и использования этой группы резервов.

     И последнее, использование рыночной ситуации. Данная группа охватывает все резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует правила деятельности, устанавливаемые государством (использование различных налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; программы повышения конкурентоспособности предприятий и т.п.).

     Реализация  резервов конкурентоспособности позволяет  повышать ее в краткосрочном и  долгосрочном периодах, что приводит к постоянному развитию предприятия  и победе в конкурентной борьбе.

 

     Заключение 
 

     Курсовой  проект по дисциплине «Маркетинг» на тему «Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» носит научно-исследовательский характер и состоит из трех основных разделов.

     В первом разделе даны понятия маркетинг, конкурент, конкуренция. Рассмотрена классификация конкурентов, а так же методы исследования конкурентов.

     С точки зрения концепции маркетинга, рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкурентной среды на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами: соперничество среди конкурирующих продавцов, конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены, угроза появления новых конкурентов, экономические возможности и торговые способности поставщиков, экономические возможности и торговые способности покупателей.

Информация о работе Маркетинговые исследования деятельности конкурентов ОАО «Лесосибирский ЛДК-1»