Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических основ маркетингового исследования покупательского спроса.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические основы исследования покупательского спроса на товар;
 Дать краткую характеристику объекта исследования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг) 5
1.1 Понятие товар, его потребительская ценность 5
1.2 Принципы исследования покупательского спроса 8
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе» 12
2.1 Общие сведения о предприятии 12
2.2 Маркетинговая среда предприятия 15
3 Исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе» 26
3.1 Характеристика электронасоса Водолей 26
3.2 Определение этапа жизненного цикла предприятия 29
3.3 Анализ каналов и форм сбыта 30
3.4 Оценка емкости сегмента рынка товара 32
3.5 Анализ данных маркетинговых исследований конкурентоспособности товара 35
3.6 Направления совершенствования маркетинговых исследований 41
Выводы и предложения 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

30397_okt_2011_iz_22842_16794_11345_VGGU_Kur_Ma.doc

— 912.50 Кб (Скачать документ)


 

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

 

Кафедра коммерции и маркетинга

 

 

 

Доработка 15.12.2011: полностью

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

 

 

Тема (29): «Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)»

 

 

Выполнил:

Студент гр. МРЗ-31-с    Терещук М.А.____

                                                                                                          (Ф. И. О.)

_________________

                                                                                                           (подпись)

« ___» ___________ 2011 г.

 

Руководитель:

_____________________Чеглакова Л.С._

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

____________________________________

(результаты проверки курсовой работы)

_______________

                                                                                                                (подпись)

«___» ___________ 2011 г.

_________________________

         (результаты защиты)

_________________________

     (подпись руководителя)

«___» ______________ 2011 г.

 

 

Киров

2011 г 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1              Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг)

1.1              Понятие товар, его потребительская ценность

1.2              Принципы исследования покупательского спроса

2              Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе»

2.1              Общие сведения о предприятии

2.2              Маркетинговая среда предприятия

3              Исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе»

3.1              Характеристика электронасоса Водолей

3.2              Определение этапа жизненного цикла предприятия

3.3              Анализ каналов и форм сбыта

3.4              Оценка емкости сегмента рынка товара

3.5              Анализ данных маркетинговых исследований конкурентоспособности товара

3.6              Направления совершенствования маркетинговых исследований

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложения

Введение

 

Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.

В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее подходящих рынка и потребителя и способа управления ими. Признавая рынок и потребителей объектами управления, надо иметь в виду, что они в значительной мере сами управляют деятельностью предприятия. Следовательно, маркетинг правомерно рассматривать и как управляющую, и как управляемую систему.

Оценка конкурентоспособности является сложной задачей маркетинга, решение которой должно начинаться с определения наиболее значимых показателей конкурентоспособности и выявление их весомости в общем интегральном показателе конкурентоспособности предприятия. Погрешности в определении данного интегрального показателя конкурентоспособности предприятия с использованием большинства существующих методик возникают при определение коэффициента весомости того или иного показателя, то есть присвоения данному показателю численного значения, соответствующего его весомости. Многие методики основаны на том, что данные числовые значения различным показателям присваиваются экспертами. При этом величина интегрального показателя будет зависеть от того, какие эксперты делали эту оценку, от уровня их квалификации, а также большого количества факторов, например, таких как состояние их здоровья в момент осуществления оценки значимости и весомости того или иного показателя, отношениями в семье и трудовом коллективе и т.д. Ошибки, допущенные в оценке конкурентоспособности предприятия, могут привести к ошибкам в управлении конкурентоспособностью и как следствие к ухудшению рыночных позиций предприятия. Следовательно, выбор критериев оценки и определение их весомости, а также численного значения, является одним из наиболее важных моментов при определении конкурентоспособности предприятия.

Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических основ маркетингового исследования покупательского спроса.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

      Рассмотреть теоретические основы исследования покупательского спроса на товар;

      Дать краткую характеристику объекта исследования;

      Провести исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе;

      Разработать мероприятия по повышению покупательского спроса.

Исследуемый товар – электронасос «Водолей».

Объект работы – ОАО «Лепсе».

При написании использованы следующие методы: монографический, аналитический, экономико-статистический.

При написании дипломного проекта использовались такие авторы как В.А. Алексунин, Ф. Котлер, Р.Б. Ноздрева, А.П. Панкрухин, М. Портер, М. Мескон, Р.А. Фатхудинов и другие, которые явились теоретической и методологической базой при написании данной работы.

 

1          Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг)

 

 

1.1         Понятие товар, его потребительская ценность

 

Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свой­ства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им вла­деет [14].

Общепринятое определение товара — «продукт труда, произведенный для продажи» — остается, несомненно, справедливым и в маркетинге. Од­нако все руководства по маркетингу подчеркивают не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять:

«товар — это средство, с помощью которого можно удовлетворить опреде­ленную потребность» или «товар — это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необхо­димые для материального удовлетворения нужд потребителя».

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое вни­мание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упа­ковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслу­живания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). Для понимания возможностей продукта как товара производителю сле­дует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расши­ренно и обобщенно [7].

Конкретный продукт — это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом мо­дели. Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность, каче­ство конструкции и эффективность в использовании — примеры конкретных товарных характеристик.

Понятие расширенного продукта включает не только его образ, но и «шлейф» обслуживания.

Другое важное положение, связанное с товаром, с позиций маркетинга — это необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее вы­явленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить пред­приятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, — проектировать его исходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а опреде­ленной однородной группы.

Продукт должен быть доведен до степени коммерциализации. Это озна­чает полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других нормативно-технических документов, создание сети обслуживания [9].

Товар, ориентированный на российского потребителя, может и не соот­ветствовать характеру спроса иностранного покупателя. Экспортным назы­вается такой товар, который создан после серьезного анализа требований соответствующего сегмента (группы потенциальных покупателей) рынка той страны (стран), куда отечественное предприятие намерено, осуществлять экс­порт. При разработке экспортного товара следует также иметь в виду воз­можные изменения этих требований, предусматривать должное правовое, сервисное, рекламное обслуживание. Только такой товар гарантирует за­крепление экспортера на внешнем рынке. Особенно выгоден и перспективен экспорт товаров «рыночной новизны».

Обычно принято делить товары на: потребительского (личного пользова­ния) и производственного назначения. Характер потребления товаров каж­дой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами. Обычно приобретение товара личного пользования — это акт единоличной воли, максимум — воли всей семьи. Что касается покупки товара производственного назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях. Для успешного сбыта этих товаров специалист по маркетингу непременно должен учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного решения о покупке [16].

Среди товаров личного пользования можно выделить три группы:

-         изделия длительного пользования — автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д., приобретаемые сравнительно редко;

-         изделия краткосрочного пользования — продукты питания, косметика, моющие средства;

-         услуги — действие, результатом которого является либо какое-нибудь из­делие, либо тот или иной полезный эффект.

Приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг сопровожда­ется частыми контактами покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя. Если приобретение изде­лий краткосрочного пользования и услуг организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно незначительных усилий для его поддержания.

Изделие длительного пользования, а тем более производственного назна­чения, требует больших усилий, как в организации продажи, так и в фор­мировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность по­ставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежа­щего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой докумен­тацией, и что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно безусловно доверять. Товары надежного поставщика покупают не­редко по более высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами [11].

Возможны и иные способы классификации товаров, однако всегда основой такой классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит конечным итогом в характеристике потребительских свойств товара. Напри­мер, разделение продуктов на предметы повседневного спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подразумевает, что одни при­обретенные товары в глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть высокий социальный статус их владельца.

 

1.2         Принципы исследования покупательского спроса

 

Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рас­смотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп по­требителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятий. С другой стороны, — это управ­ленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегмента­ция проводится с целью максимального удовлетворения запросов потреби­телей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара [8].

Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками они со­ставляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).

Несмотря на возможность осуществления сегментации рынка по различ­ным объектам, основное внимание в маркетинге уделяется поиску однород­ных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и одинаково реагирующих на маркетинговые предложения.

Информация о работе Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)