Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических основ маркетингового исследования покупательского спроса.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы исследования покупательского спроса на товар;
Дать краткую характеристику объекта исследования;
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг) 5
1.1 Понятие товар, его потребительская ценность 5
1.2 Принципы исследования покупательского спроса 8
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе» 12
2.1 Общие сведения о предприятии 12
2.2 Маркетинговая среда предприятия 15
3 Исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе» 26
3.1 Характеристика электронасоса Водолей 26
3.2 Определение этапа жизненного цикла предприятия 29
3.3 Анализ каналов и форм сбыта 30
3.4 Оценка емкости сегмента рынка товара 32
3.5 Анализ данных маркетинговых исследований конкурентоспособности товара 35
3.6 Направления совершенствования маркетинговых исследований 41
Выводы и предложения 44
Библиографический список 46
Приложения 49
Сущность экспертного метода ранжирования. Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести чёткого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования.
Проведём экспертный опрос ранжирования единичных показателей качества насосов помощи экспертной группы, состоящей из пяти человек. Таким образом, определив весомости показателей качества выпускаемых насосов. Экспертами выступили главный инженер ОАО «Лепсе», специалисты по продажам торговой сети Инструмент
Коэффициент весомости qi определяют по формуле:
qi = аi / ∑ ai ,
где аi – сумма баллов, присвоенных всеми экспертами по i-му показателю
качества;
∑ ai – сумма балов, присвоенных всеми экспертами по всем показателям.
Таблица 8 - Результаты экспертного опроса конкурентных характеристики Эл. насоса Водолей
Показатели качества | Номер эксперта | Сумма балов | qi | Интегральная оценка качества | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
ОАО «Лепсе» | ||||||||
Высота | 3 | 3 | 1 | 2 | 5 | 14 | 0,07 | 0,93 |
Ширина | 2 | 2 | 4 | 3 | 7 | 18 | 0,09 | 1,54 |
Длина | 1 | 1 | 5 | 4 | 4 | 15 | 0,07 | 1,07 |
Вес | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | 13 | 0,06 | 0,80 |
Производительность | 5 | 4 | 3 | 5 | 2 | 19 | 0,09 | 1,71 |
Потребляемая мощность | 8 | 8 | 7 | 8 | 6 | 37 | 0,18 | 6,49 |
Глубина подъема воды | 7 | 7 | 6 | 7 | 8 | 35 | 0,17 | 5,81 |
Длительность непрерывной работы | 6 | 6 | 8 | 6 | 3 | 29 | 0,14 | 3,99 |
Себестоимость | 5 | 6 | 7 | 7 | 6 | 31 | 0,15 | 4,55 |
∑ | 211 | 1,00 | 26,88 | |||||
ЗАО "Пермский элетротехнический завод", Пермь | ||||||||
Высота | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 12 | 0,06 | 0,71 |
Ширина | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 17 | 0,08 | 1,42 |
Длина | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 14 | 0,07 | 0,97 |
Вес | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 14 | 0,07 | 0,97 |
Производительность | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 20 | 0,10 | 1,97 |
Потребляемая мощность | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 35 | 0,17 | 6,03 |
Глубина подъема воды | 7 | 6 | 6 | 7 | 6 | 32 | 0,16 | 5,04 |
Длительность непрерывной работы | 7 | 7 | 8 | 6 | 3 | 31 | 0,15 | 4,73 |
Себестоимость | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 28 | 0,14 | 3,86 |
∑ | 203 | 1,00 | 25,71 | |||||
ЗАО "Динамо-плюс", Москва | ||||||||
Высота | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 16 | 0,08 | 1,24 |
Ширина | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 16 | 0,08 | 1,24 |
Длина | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 10 | 0,05 | 0,48 |
Вес | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 24 | 0,12 | 2,78 |
Производительность | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 22 | 0,11 | 2,34 |
Потребляемая мощность | 7 | 7 | 8 | 7 | 7 | 36 | 0,17 | 6,26 |
Глубина подъема воды | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 31 | 0,15 | 4,64 |
Длительность непрерывной работы | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 | 26 | 0,13 | 3,27 |
Себестоимость | 5 | 6 | 6 | 4 | 5 | 26 | 0,13 | 3,27 |
∑ | 207 | 1,00 | 25,51 |
При обследовании свойств эл.насосов основных конкурентов предприятия ОАО «Лепсе» (в Волго-Вятском регионе), ЗАО "Пермский элетротехнический завод", Пермь; ЗАО «Интеграл» г Москва суммарная оценка сложилась на следующих уровнях:
ОАО «Электрострой» = 25,71
ЗАО "Пермский элетротехнический завод", Пермь = 25,71
ЗАО "Динамо-плюс", Москва = 25,51
Таким образом, в настоящий момент и на ближайшую перспективу предприятие опережает основных конкурентов по качеству продукции.
Наглядно преимущество Эл. насосов ОАО Лепсе отображено в приложении К на графике сравнения интегральных оценок показателей анализируемых насосов по их характеристикам и в целом.
В связи с модернизацией производства, разработкой и использованием в сборочных цехах, цехе предварительной сборки и цехе окончательной сборки унифицированного оборудования, оснастки и приспособлений для производства монтажей не только сократили возможность повреждения изделий, возникающую в следствии перемещения указанного оборудования при отработке модифицированного изделия, но и существенно повысили эффективность выполнения работ с одновременным сокращением цикла отработки изделий.
Для вычисления долей рынка бытовых электронасосов использованы данные Госкомстата России. Результаты вычислений представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Объемы выпуска и доли рынка производителей отечественных бытовых электронасосов в 2009-2010 годах[1].
| 2009 год | 2010 год |
Производители | Доля рынка, | Доля рынка, |
| % | % |
ОАО з-д "Элктродвигатель", Бавлены | 23,5 | 28,9 |
ОАО "ВАСО", Воронеж | 1,6 | 3,8 |
ОАО "ЛЕПСЕ", Киров | 32,5 | 21,2 |
ОАО "Электроагрегат", Курск | 6,5 | 10,6 |
ЗАО "Динамо-плюс", Москва | 2,4 | 5,4 |
АООТ Завод "Комета", Новгород | 0,5 | 1,1 |
ОАО "Ливгидромаш", Ливны, Орловской | 8,3 | 10,4 |
ОАО "Инкар", Пермь | 6,0 | 5,6 |
ООО ТЦ "Прогресс-электро", Пермь | 9,2 | 0,0 |
ОАО "Псковский ЭМСЗ", Псков | 1,9 | 0,8 |
ОАО НПО "НЭВЗ", Новочеркасск, | 0,2 | 0,0 |
ЗАО "НЭВЗ-ТНП", Новочеркасск, | 0,2 | 0,9 |
ОАО "КЭМЗ", Карпинск, Свердловская | 5,9 | 10,1 |
ГП "Элетроаппарат", Уфа | 1,2 | 1,2 |
ОАО "Релеро", Омск | 0,0 | 0,2 |
Анализируя данные таблицы 9, можно сделать вывод о том, как меняется позиция ОАО «Лепсе» на рынке бытовых электронасосов. В 2009 г. ОАО «Лепсе» занимал первое место на рынке бытовых электронасосов по объему выпуска, а в т 2010 году
Политика продвижения товаров на рынок строится отдельно по каждому товару в зависимости от стадии жизненного цикла товаров.
Для организации товародвижения на предприятии организован многоуровневый канал, основными элементами которого являются:
ОАО «Лепсе»
Фирменная сбытовая сеть ОАО «Лепсе»
Оптовые продавцы, партнеры ОАО «Лепсе»,
Розничные продавцы
Потребители
Рассмотрим продвижение продукции на примере электронасоса Водолей.
У предприятия имеются устойчивые каналы сбыта электронасоса «Водолей-1» . Это прежде всего оптовики торгующие бытовой техникой и хозяйственными товарами, крупные коммерческие фирмы, занимающиеся перепродажей , сети магазинов, торговые дома, крупные магазины (ЦУМы и т.п.) и т.д. На их число приходится большая доля сбыта, связи имеют долговременный характер. Дилерской сетью по продаже своих товаров ОАО «Лепсе» в настоящее время, не располагает.
В настоящее время электронасос «Водолей-1» реализуется, в основном, за наличный или безналичный расчет, по предоплате, под реализацию хотя еще имеет место реализация кухонного комбайна по бартеру и взаимозачету, но на этот вид расчетов приходится незначительная доля реализации электронасоса.
Основным направлением практики маркетинговых исследований для ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе» является освоение методов бенчмаркетинга.
Рассмотрим российский опыт применения бенчмаркинга. Концерн «Калина» анализирует не только действия конкурентов, но и новшества, внедряемые компаниями из других отраслей, например в области формирования корпоративной культуры или управления человеческими ресурсами. Компания «Нижфарм» также занимается поиском передового опыта за пределами своей отрасли. В частности, для совершенствования выкладки своих товаров она обратилась к практике компании «Вимм-Билль-Данн», чьи соки всегда стоят в магазинах на лучших местах. В результате в «Нижфарм» были изменены подходы к мерчандайзингу: товары стали ставить справа от окошка кассы, где их могут увидеть больше покупателей.
Есть в российской практике и удачные примеры внутреннего бенчмаркинга. Компания «Первомайская заря», изучая систему закупок тканей своего дочернего предприятия 000 «Курт Келлерманн СПб», обратила внимание на более выгодные цены закупок стоков — невыкупленных остатков коллекций тканей. В результате руководство «Первомайской зари» приняло ряд аналогичных мер по работе со стоками.
Однако чаще всего российские компании используют конкурентный или внешний бенчмаркинг — сравнение своей продукции и бизнес-процессов с аналогичными позициями прямых конкурентов или предприятий, обслуживающих другой географический или ценовой сегмент. Например, на чувашском Заводе электроники и механики (ЗЭиМ) стремятся к институционализации конкурентного бенчмаркинга. Каждый отдел собирает информацию своего профиля, используя отраслевую прессу, Интернет, открытые отчеты западных и российских компаний, сведения, полученные во время профильных выставок или посещений других фирм. Вся собранная информация систематизируется в едином аналитическом отчете, предоставляемом совету директоров. В отчете показатели завода сравнивают со среднеотраслевыми. Затем разрабатывается тактика улучшения показателей. В частности, на заводе работали над повышением производительности труда. Используя опыт Volvo.
Активно перенимая чужой опыт, ЗЭиМ при этом делится и своим, ежегодно публикуя подробные отчеты о своей деятельности в принимая у себя конкурентов.
В настоящее время ни один предприниматель, выходя на рынок, не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые исследования, которые проводят коммерческие организации. Даже некоммерческие организации проводят маркетинговые исследования.
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.
Маркетинговые исследования имеют пять основных этапов, которые включают в себя выявление проблем и формулирование целей исследования; отбор источников информации; непосредственно сам сбор информации; анализ собранной информации; представление полученных результатов.
В настоящей работе произведено маркетинговое исследование положения электронасоса «Водолей-1» на рынке бытовых электронасосов. Дана характеристика электронасоса «Водолей-1», исследован рынок бытовых электронасосов и его фирменная структура.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Электронасос «Водолей-1» имеет высокие технические характеристики и сервис должного уровня;
Электронасос «Водолей-1» занимает прочную позицию на рынке;
Электронасос «Водолей-1» с точки зрения его жизненного цикла находится на стадии насыщения;
Электронасос «Водолей-1» занимает вторую долю на рынке бытовых электронасосов, которая составляет более 20 %.4
Емкость рынка бытовых электронасосов составляет около 1,4 млн электронасосов в год;
На рынке бытовых электронасосов присутствуют около 20 производителей.
Для обеспечения более выгодного положения электронасоса «Водолей-1» на рынке бытовых электронасосов даны следующие рекомендации:
Внедрение, с целью продления жизненного цикла, новых модификаций электронасоса «Водолей-1», с улучшенными, отвечающими современным требованиям техническим характеристикам и потребительскими качествами.
Внедрение новой упаковки, с высококачественной полиграфией;
Оптимизировать каналы товародвижения;
Организация дилерской сети в регионах;
Расширение сервисной сети.
1. Академия рынка: маркетинг: Пер. с франц. /А. Дайн и др./ - М: Экономика, 2009
2. Котлер Ф. «Основы маркетинга» [Текст]: пер. с англ. – М.: «Бизнес книга», «ИМА-Кросс. Плюс», ноябрь 2010.- 702с.
3. Маркетинг[Текст]: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 560с.: ил.
4. Маркетинг [Текст]/ под ред. Уткина Э.А. Юнити, 2010. – 204с..
5. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) [Текст]/ под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 496с.: ил.
6. Моисеева Н. А. Международный маркетинг: Учебное пособие [Текст]. – М. Центр экономики и маркетинга, 2009г.
7. Ноздрева Р. Б. Циличенко Л.И. Маркетинг. Как побеждать на рынке [Текст] – М., 2008 г.
8. Завьялов П.С., Формула успеха [Текст]: Маркетинг М.:Международные отношения, 005г.
9. Эванс Дж.Р.,Берман Б., Маркетинг [Текст]. М.:Экономика,2009
10. Дихтль Е., Хершген Х., Практический маркетинг [Текст], М.:ИНФРА М,2011
11. Швальбе Х. Практика маркетинга [Текст], М. : Республика, 2009
12. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран [Текст]: Пер. с англ. - М., 2009
13. Правила рынка [Текст] / Под ред. проф. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения. 2010 - 352 с.
14. Речмен Д. Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Д. В. Современный бизнес [Текст]: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. - М.: Республика. 2011. Т. 1. - 431 с.: ил. Т. 2. - 478 с.: ил.
15. Маркетинг [Текст] (учебник). Под ред. акад. А.Н. Романова, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010
16. Лебедев О.Т., Филимонов Т.Ю. Основы маркетинга [Текст]/ уч. пос. – СПб.: ИД «Ми», 2010
17. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 2008. - 367 с.
18. Сахаров, В.В., Фурин, А.И. Качество мебели [Текст] / В.В. Сахаров, А.И. Фурин. – М.: Лесная промышленность , 2011. – 152 с.
19. Сыцко, В.Е., Миклушов, М.Н., Моисеева, Т.М. Управление ассортиментом. Комплексная оценка качества и конкурентоспособности товаров с применением ЭВМ: Учеб.пособие [Текст] / В.Е. Сыцко, М.Н. Миклушов, Т.М. Моисеева. - Гомель: ГКИ, 2011. – 427 с.
Информация о работе Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)