Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических основ маркетингового исследования покупательского спроса.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы исследования покупательского спроса на товар;
Дать краткую характеристику объекта исследования;
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг) 5
1.1 Понятие товар, его потребительская ценность 5
1.2 Принципы исследования покупательского спроса 8
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе» 12
2.1 Общие сведения о предприятии 12
2.2 Маркетинговая среда предприятия 15
3 Исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе» 26
3.1 Характеристика электронасоса Водолей 26
3.2 Определение этапа жизненного цикла предприятия 29
3.3 Анализ каналов и форм сбыта 30
3.4 Оценка емкости сегмента рынка товара 32
3.5 Анализ данных маркетинговых исследований конкурентоспособности товара 35
3.6 Направления совершенствования маркетинговых исследований 41
Выводы и предложения 44
Библиографический список 46
Приложения 49
В настоящее время электронасос «Водолей-1» реализуется, в основном, за наличный или безналичный расчет, по предоплате, под реализацию хотя еще имеет место реализация электронасоса по бартеру и взаимозачету, но на этот вид расчетов приходится незначительная доля реализации электронасоса.
Распределение сбыта электронасоса «Водолей-1» по регионам приведено в таблице 5, графически представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Региональное распределение сбыта электронасоса «Водолей-1» в 2010г.
Анализируя вышеприведенные данные, можно сделать вывод, что наибольший сбыт электронасос «Водолей-1» имеет в Волго-вятском регионе и на Урале.
Столь высокая доля потребления Волго-вятского района, говорит о том, что значительная доля сбыта электронасоса «Водолей-1» приходится на кировские коммерческие фирмы, занимающиеся перепродажей насоса в другие регионы.
Таблица 5 - Распределение сбыта электронасоса «Водолей-1» по регионам в 2010г.
Наименование региона | Реализовано, % |
Северный | 0,8 |
Северо-западный | 1,2 |
Волго-вятский | 65,90 |
Поволжье | 6,6 |
Центральный | 12,0 |
Центрально-черноземный | 2,6 |
Урал | 11,4 |
Западная Сибирь | 0,8 |
Восточная Сибирь | 1,7 |
Дальний Восток | 1,2 |
Северный Кавказ | 4,7 |
Сегмент рынка, на который ориентирован электронасос «Водолей-1» можно определить следующим образом. Исходя из назначения электронасоса, его потребителями будут, прежде всего, владельцы садовых и приусадебных участков, и в меньшей степени владельцы личных домов и коттеджей. Дело в том, что личные дома и коттеджи зачастую имеют централизованное водоснабжение, а если их владельцы используют для водоснабжения электронасосы, то они выбирают для этой цели более мощные и производительные центробежные насосы.
Таким образом, сегмент рынка, на который ориентирован электронасос «Водолей-1» это горожане, имеющие садовые участки, сельские жители, использующие их на приусадебных участках.
Поскольку технические характеристики бытовых электронасосов практически одинаковы, потребители предпочитают электронасосы с более низкой ценой и широкой сервисной сетью.
В техническом плане потребители отдают предпочтение электронасосам с защитой от перегрева, с повышенной степенью защиты от поражения электрическим током, но только в том случае, если цена на электронасос остается невысокой. Анкета для проведения исследования потребительских предпочтений представлена в Приложении Б «Анкета».
Для расчета потенциальной емкости рынка воспользуемся следующими исходными данными:
Численность городского населения по регионам (Нг) - таблица 5
Численность сельского населения по регионам (Нс) - таблица 5
Количество садовых участков в г. Кирове (данные Управления муниципальными землями г. Кирова, 2010 г.) (У) - 40 000
Население г. Кирова (Нк), чел.
Срок службы электронасоса (С), лет
Таблица 6 -** Население России по регионам.
Регион | Население, тыс. чел. | ||
Всего | Городское | Сельское | |
Северный | 5500 | 3961 | 1539 |
Северо-Западный | 7855 | 6461 | 1394 |
Волго-Вятский | 8291 | 5101 | 3190 |
Центрально-Черноземный | 7737 | 3976 | 3761 |
Поволжье | 15344 | 10369 | 4975 |
Центральный | 28304 | 21933 | 6371 |
Урал | 19287 | 13723 | 5564 |
Западная Сибирь | 12649 | 8624 | 4025 |
Восточная Сибирь | 8015 | 5491 | 2524 |
Дальний Восток | 6736 | 5100 | 1636 |
Северный Кавказ | 16010 | 8682 | 7328 |
** Источник – информационная база Geo Marketing, содержащая встроенную информацию Госкомстата РФ, 2010 г.
Для расчета потенциальной емкости рынка бытовых электронасосов рассчитаем коэффициент, отображающий, какое количество граждан приходится на один садовый участок. Расчет произведен на примере г. Кирова, в дальнейшем данный коэффициент будет применен для расчета емкости любого региона:
Количество граждан на 1 садовый участок:
Г = Нк / У
Г= 550 000 / 40 000 = 13,75
Емкость региона, шт/г:
Ер = Нг+Нс/2
Г * С
Введем коэффициент К= 1/Г*С
К=1/ 13,75*6=0,012
Емкость региона, шт/г:
Ер= К * (Нг+Нс/2)
Емкость рынка бытовых электронасосов по России, шт/г.
Е=Ер
Сельское население в расчете потенциальной емкости бытовых вибрационных насосов учитывается наполовину в виду его низкой платежеспособности.
Пример расчета потенциальной емкости рынка Центрального региона:
Емкость рынка центрального региона, шт / год:
Ер = К*(Нг+Нс/2)
Ер= 0,012*(21933 +6371 / 2) = 301422
Емкость рынка бытовых электронасосов по регионам и по России представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Емкость рынка бытовых электронасосов.*
Регион | Емкость рынка | |
Шт. | % | |
Северный | 56766 | 4,1 |
Северо-Западный | 85896 | 6,2 |
Волго-Вятский | 80352 | 5,8 |
Центрально-Черноземный | 70278 | 5,1 |
Поволжье | 154278 | 11,2 |
Центральный | 301422 | 21,9 |
Урал | 198060 | 14,4 |
Западная Сибирь | 127638 | 9,3 |
Восточная Сибирь | 81036 | 5,9 |
Дальний Восток | 71016 | 5,2 |
Северный Кавказ | 148152 | 10,8 |
Итого по России | 1374894 | 100,0 |
*-без учета благоприятности земледелия в регионах.
Таким образом, в РФ, потенциальная емкость рынка бытовых электронасосов около 1 400 000 штук в год.
В настоящее время на российском рынке присутствует большое количество бытовых электронасосов различных производителей
Список основных производителей бытовых электронасосов:
ОАО "Станкоразнобыт", Барнаул;
ОАО "ВАСО", Воронеж;
ОАО Бавленский завод "Элктродвигатель", Бавлены, Владимирской области;
ОАО "Электроагрегат", Курск;
ЗАО "Динамо-плюс", Москва;
АООТ Завод "Комета", Новгород;
ОАО "Ливенское ПО гидравлических машин", Ливны, Орловской;
ППО "Электроприбор", Пенза;
ОАО Пермское агрегатное объединение "Инкар", Пермь;
ООО ТЦ "Прогресс-электро", Пермь;
ЗАО "Пермский элетротехнический завод", Пермь;
ОАО "Псковский ЭМСЗ", Псков;
ОАО НПО "НЭВЗ", Новочеркасск, Ростовской;
ОАО "КЭМЗ", Карпинск, Свердловская;
ГП "Элетроаппарат", Уфа;
ГП Уфимское агрегатное ПО им 50-летия СССР, Уфа;
ОАО "Электровыпрямитель", Саранск
В направлениях развития до 2010 года обозначилась необходимость повышения качества всех видов промышленной продукции. Расширить и обновить ассортимент изделий в соответствии с потребностями научно-технического развития. Существенную роль в этом должно сыграть внедрение комплексных систем управления качеством продукции, улучшение стандартов и технических условий на готовую продукцию, комплектующие изделия, материалы и сырье.
Стандарты предприятия регламентируют все работы, проводимые предприятием, направленные на повышения качества продукции, определяют меру ответственности за качество изготовляемой ими продукции. Все стандарты предприятия по управлению качеством продукции делятся:
Основной стандарт «Комплексная система управления качеством продукции. Основные положения» характеризует КСУКП в целом.
Общие стандарты предприятия регламентируют общесистемные вопросы информационного обеспечения, порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов предприятия, а также внедрения государственных и отраслевых стандартов; проведение «дней качества»; работу различных комиссий (по культуре производства, постоянно действующей комиссии по качеству и других).
Специальные стандарты устанавливают качественные признаки сырья, материалов, комплектующих изделий, что повышает ответственность поставщиков. Они фиксируют технические и эксплутационные параметры изготовляемой продукции, определяют методы испытаний, правила приемки продукции. Стандарты предприятия определяют механизм управления качеством, который включает следующие этапы: сбор, обработку и анализ информации о качестве продукции, а также и анализ информации о качестве продукции, а также о ходе и состоянии технического и других процессов, влияющих на качество продукции; сравнение фактических результатов деятельности различных подразделений предприятия в области качества продукции с требованиями нормативов; подготовку и принятие решений по вопросам повышения качества; организацию планово-профилактических мероприятий.
В стандартах предприятия имеются положения по вопросам стимулирования качества продукции, рекомендации о разработке форм и методов материального и морального поощрения коллектива и отдельных работников предприятия. Показатели, заложенные в стандартах, позволяют правильно оценить вклад каждого исполнителя в решение задачи повышения качества продукции и тем самым дают основу для правильного вознаграждения работников, сдающих продукцию высокого качества.
Стандарты предприятия обязывают всех работников предприятия постоянно повышать свое мастерство, дают возможность предприятию использовать все материальные и трудовые ресурсы с наибольшей эффективностью, своевременно сосредоточить внимание рабочих, инженерно-технических работников на использовании дополнительных резервов производства. Предприятия обязаны выпускать продукцию в полном соответствии со стандартами, за выпуск продукции с отклонениями от стандартов предприятие несет ответственность.
Задачи системы:
1. Определение и уточнение требований качеству выпускаемой продукции на основе систематического изучения опыта производства и эксплуатации с одновременным повышением эффективности производства;
2. оценка и планирование уровня качества;
3. разработка оргтехмероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
4. разработка и внедрение стандартов предприятия, контроль за их соблюдением;
5. сбор и анализ информации о качестве. Внедрение статистического анализа качества;
6. контроль за внедрением мероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
7. регистрация отклонений от заданного уровня качества. Оценка эффективности мероприятий. Принятие дополнительных мер.
Информация о работе Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)