Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических основ маркетингового исследования покупательского спроса.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы исследования покупательского спроса на товар;
Дать краткую характеристику объекта исследования;
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг) 5
1.1 Понятие товар, его потребительская ценность 5
1.2 Принципы исследования покупательского спроса 8
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе» 12
2.1 Общие сведения о предприятии 12
2.2 Маркетинговая среда предприятия 15
3 Исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе» 26
3.1 Характеристика электронасоса Водолей 26
3.2 Определение этапа жизненного цикла предприятия 29
3.3 Анализ каналов и форм сбыта 30
3.4 Оценка емкости сегмента рынка товара 32
3.5 Анализ данных маркетинговых исследований конкурентоспособности товара 35
3.6 Направления совершенствования маркетинговых исследований 41
Выводы и предложения 44
Библиографический список 46
Приложения 49
4. Материально-технические ресурсы (количественное соотношение объемов их потребления). Использование прогрессивных норм расходования материальных ресурсов. Постоянное внедрение таких норм способствует улучшению всего производственного процесса, создает условия для стабильности и качественного снабжения производства. При планировании снабжения производства необходимо максимально использовать собственные ресурсы, а так же местные источники получения сырья и материалов, добиваться снижения потерь при транспортировке и хранении материалов.
5. Производственные мощности, здания и сооружения. Провести техническое перевооружение производства в основном по трем направлениям: авиационное машиностроение, деревообрабатывающее и литейное производство. Планируется создание на базе промплощадки завода, имеющей автомобильные и железнодорожные подъездные пути, энергокоммуникации, лесоперерабатывающее производство на современном технологическом оснащении с объемом переработки до 200 м3 круглого леса. Создание этого производства обеспечит деревообрабатывающий цех необходимыми качественными материалами и реализацию пиломатериала. Затраты на создание лесного производства перевооружение цеха составляет 5 млн. рублей. Проведение технического перевооружения по другим производствам составляют 11,8 млн. рублей. Для реализации намеченного технического перевооружения необходимы капитальные затраты в сумме 27 млн. рублей.
6. Человеческие ресурсы (профессиональное обучение, программы подготовки). Повысить квалификацию специалистов на семинарах, посещение других предприятий для перенятия опыта.
Маркетинг.
1. Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка предприятия в РФ составляет примерно 7%. Более точные данные применительно к исследуемой продукции представлены ниже. Весь технологический цикл выполняется на заводе. ОАО «ЛЕПСЕ» имеет многолетний опыт экспорта продукции в Индию, страны Восточной Европы, Балтии и СНГ. Номенклатура авиационного машиностроения завода нигде в России не производится. В то же время предприятие имеет множество конкурентов по номенклатуре электрического инструмента и электрической бытовой техники.
Слабые стороны предприятия - цены на продукцию, выпускаемые ОАО «ЛЕПСЕ» оказались довольно высокими. В связи с этим у потребителей увеличиваются требования по качеству продукции и ее внешнего вида.
2. Рыночные исследования. Исходя из исследований рынка ОАО «ЛЕПСЕ» продает свою продукцию по конкурентоспособной цене. Несмотря на то, что, на мировом рынке представлен широкий выбор продукции аналогичной выпускаемой предприятием, для промышленных предприятий России не может быть удобной и выгодной покупка изделий за рубежом.
3. Сбыт. В настоящее время важным является успешное и качественное выполнение зарубежных заказов. От этого зависит мнение зарубежных партнеров об уровне российских предприятий, благосостояние коллектива, перспектива предприятия.
На основании маркетинговых исследований можно сказать, что ОАО «ЛЕПСЕ» следит за качеством и сроками выполнения работ и работает со многими крупными компаниями.
Финансы.
Анализ финансового состояния приносит пользу компании и содействует повышению эффективности процесса планирования.
Финансовый анализ представляет собой метод оценки финансового состояния предприятия на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации.
Немаловажной проблемой является кризис денежных средств. Отсутствие средств у предприятия вызвано переиспользованием чистой прибыли. Вследствие чего осуществляется нехватка денежных средств на осуществление производственного процесса.
Возможность получения кредитов практически отсутствует из-за негарантированности возврата. Часть работников находится в вынужденных отпусках, наблюдаются некоторые задержки в выплате зарплаты.
Существует ряд мер, которые можно применить, чтобы изыскать средства, но при этом необходимо идти на непопулярные решения. Чтобы выжить и быть конкурентоспособными на рынке, нужно постоянно проводить текущее снижение затрат и работать над улучшением продукции.
Основное внимание уделяется снижению расходов. При анализе можно сделать следующие выводы: большое число оборотных средств находится в дебиторской задолженности, тем самым, сковывая средства предприятия и затрудняя своевременность расчетов по обязательствам. Также значительно выше нормативно обусловленной величины размер складских запасов, что негативно влияет на оборачиваемость оборотных средств предприятия.
Таким образом, необходимо уменьшить запасы и потребовать погашения дебиторской задолженности. Одновременно со снижением расходов должны проводиться мероприятия по повышению в сжатые сроки оборота предприятия. Для этого необходимо резко увеличит объем сбыта.
Также необходимо сокращать количество структурных уровней (административно-
Так как на предприятии мощности загружены слабо, нужно брать самые лучшие станки и ставить квалификационных рабочих. Это позволит снизить затраты на покупку материалов и энергию. Немало сотрудников загружены далеко не полностью и их выводят в дополнительные отпуска. А в то же время им выплачивается заработная плата, несмотря на то, что работы для них сейчас нет и возможно, не будет в дальнейшем.
Главное внимание должно быть сосредоточено на экономии денежных средств. При таком положении единственным источником средств является рынок.
Производство.
Весьма важным для выживания компании является непрерывный анализ управления производством.
У предприятия есть возможность сотрудничать с новыми поставщиками, обеспечивая доступ к новым материалам.
ОАО «ЛЕПСЕ» по многим видам продукции авиационного машиностроения является единственным изготовителем. Это обеспечивает предприятию преимущество в данном сегменте рынка.
Процесс производства может быть улучшен за счет внедрения передовых технологий.
В соживщейся ситуации предприятие должно применить стратегию дифференциации.
Дифференциация товара выражается в качественных характеристиках, которые принесут ему успех в конкурентной борьбе.
Предприятие может по-разному дифференцировать свой товар. Например, принципы дифференцирования могут быть следующими:
- важность продукции, то есть продукция отличается привлекательностью для большого количества покупателей;
- неповторимость: данное отличие либо не используется конкурентами, либо предлагается компанией в другом виде;
- превосходство: отличие какого-либо товара превосходит другие способы получения тех же благ;
- доступность: отличие товара доступно и ощутимо для потребителей;
- преимущество первого хода: отличие не может быть скопировано конкурентами;
- приемлемость: покупатель может оплатить данное отличие товара;
- рентабельность: компании выгодно использовать данное отличие.
Обычно позиционирование продукта идет по одному основному преимуществу, например: «лучшее качество», «лучший сервис», «самые низкие цены», «наибольшая выгода», «наибольшее удобство», «передовая технология» и т.д. Реже для позиционирования используются несколько преимуществ продукции.
Предприятие позиционирует свою продукцию по такому атрибуту, как соотношение цена-качество. Кроме того, ОАО «ЛЕПСЕ» предоставляет потребителям гарнтийный и сервисные услуги, повышая одновременно с этим эргономические и качественные характеристики производимой продукции.
На фирму воздействуют следующие конкурентные силы
- со стороны прямых конкурентов.
Может выражаться в усилении конкурентной позиции местных производителей и продавцов продукции, выпускаемой предприятием и аналогичной ей, и получении ими конкурентных преимуществ (в ценовой политике, ноу-хау в технологии изготовления, более совершенные каналы сбыта продукции и т.д.);
- возможных новых конкурентов.
Связано с возможностью проникновения на рынок продукции, выпускаемой предприятием и аналогичной ей, крупных производителей и продавцов (посредников) из других регионов, имеющих преимущества в ассортименте, в ценах, предлагающих принципиально новые товары.
- Влияние потребителей особенно сильно на этом рынке, поскольку существует риск ограничения потребления продукции, выпускаемой предприятием и аналогичной ей, населением при условии скачкообразного повышения цен. С другой стороны, рост благосостояния населения в последние годы дает надежду на увеличение потребления продукции, выпускаемой предприятием и аналогичной ей, так как известно, что более 60% реальных денежных доходов население Кировской области тратит на покупку продовольственных товаров и различные услуги.
- Поставщиков.
Существует большая зависимость объема производства от поставок сырья. Поэтому при сокращении числа местных поставщиков и дефиците сырья всегда есть угроза нарушения режима поставок, повышения закупочных цен, что, соответственно, влияет на рост отпускных цен комбината и вызывает негативное отношение посредников, дилеров, клиентов и в итоге конечных потребителей продукции ОАО Лепсе.
Фирма и ее поставщики, посредники, клиентура и конкуренты функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые "неподдающиеся контролю" факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать.
ПОТРЕБИТЕЛИ. Основная часть продукции реализуется в российских регионах, лишь незначительная часть идет на экспорт.
Одной из основных составляющих продукции предприятия является производство деталей, узлов и механизмов авиационного машиностроения, которые потребляются как отечественными, так и зарубежными авиастроительными фирмами.
ОАО «Лепсе» также специализируется на производстве электроинструмента. Так предприятием производятся электрические шлифовальные машинки, а также электроножницы, электромолоток, электрическая ножовочная пила.
Для предприятий пищевой отрасли производятся промышленные приставки-мясорубки, измельчитель овощей.
Предприятие также производит также электрическое кухонное оборудование, в числе которого необходимо назвать кухонные комбайны и соковыжималки Гамма, приспособление для закатки стеклянных банок, электронасосы серии Водолей, роторные терки-шинковки.
Продукция ОАО «ЛЕПСЕ» поставляется организациям-посредникам на территории Кировской области и за ее пределами. Среди зарубежных стран потребителями являются: Иран, Греция, Индия, Польша, Словакия. В десятки стран мира экспортируются изделия практически всей номенклатуры завода.
ПОСТАВЩИКИ. Завод имеет около 200 поставщиков материалов и полуфабрикатов, основными из которых являются предприятия металлургического комплекса, а также электромашиностроительные, и фирмы-посредники.
80% поставщиков являются внутренними производственными подразделениями и 20% комплектующих поставляют независимые фирмы.
90% всех поставщиков расположены вне территории Кировской области, что способствует удорожанию закупаемого сырья в связи с транспортными расходами. Металл получают из Магнитогорского металлургического комбината, а также основными поставщиками являются: «Первоуральский трубный завод», «Северский трубный завод», Слободской фанерный комбинат. Один из путей, способствующих удешевлению поставляемых материалов и повышению их качества – это стимулирование конкуренции между поставщиками, однако большая часть поставок конкретного изделия осуществляется одним поставщиком.
Анализ влияния на фирму макросреды
1) Политическая среда. На стратегические решения фирмы сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.
2) Экономическая среда. Помимо самих людей, для рассматриваемого предприятия важна еще и их покупательная способность, общий уровень которой зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы. Ответной реакцией многих потребителей на сегодняшнюю экономическую конъюнктуру стал более осторожный подход к совершению покупок.
3)Социальная. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На принятие решений могут сказаться такие особенности социально-культурного уклада, как взгляды и ценности, возраст и пол человека, субкультура, отношение людей к самим себе, к обществу, к природе и т.д.
4) Технико-технологическая. Любая новая техника появляется на месте старой. Вместо того чтобы превращаться в новые производства, старые отрасли либо боролись против новшеств, либо игнорировали их, теряя при этом масштабы своей деятельности. Любое научно-техническое новшество чревато крупными последствиями (изменениями на рынке), которые не всегда удается предвидеть. Поэтому фирма должна внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках технического и технологического комплекса, так как на рассматриваемом рынке в последние годы часто появляются новые технологии в изготовлении продукции, позволяющие добиться не только расширения ассортимента за счет выведения на рынок новых продуктов, но и экономить на сырье, рационально его использовать, увеличивать объемы продаж за счет неоспоримого уровня качества.
Информация о работе Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)