Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических основ маркетингового исследования покупательского спроса.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические основы исследования покупательского спроса на товар;
 Дать краткую характеристику объекта исследования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговых исследований спроса на рынке товаров (услуг) 5
1.1 Понятие товар, его потребительская ценность 5
1.2 Принципы исследования покупательского спроса 8
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе» 12
2.1 Общие сведения о предприятии 12
2.2 Маркетинговая среда предприятия 15
3 Исследование покупательского спроса на насос «Водолей» ОАО «Лепсе» 26
3.1 Характеристика электронасоса Водолей 26
3.2 Определение этапа жизненного цикла предприятия 29
3.3 Анализ каналов и форм сбыта 30
3.4 Оценка емкости сегмента рынка товара 32
3.5 Анализ данных маркетинговых исследований конкурентоспособности товара 35
3.6 Направления совершенствования маркетинговых исследований 41
Выводы и предложения 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

30397_okt_2011_iz_22842_16794_11345_VGGU_Kur_Ma.doc

— 912.50 Кб (Скачать документ)

Необходимым условием сегментации является неоднородность ожидания покупателей и покупательских состояний. Достаточными для успешной ре­ализации принципов сегментации являются следующие условия:

-         способность предприятия (организации) осуществлять дифференциацию структуры маркетинга (цен, способов стимулирования сбыта, места продажи, продукции);

-         выбранный сегмент должен быть достаточно устойчивым, емким и иметь перспективы роста;

-         предприятие должно располагать данными о выбранном сегменте, изме­рить его характеристики и требования;

-         выбранный сегмент должен быть доступным для предприятия, т.е. иметь соответствующие каналы сбыта и распределения продукции, систему достав­ки изделий потребителям;

-         предприятие должно иметь контакт с сегментом (например, через каналы личной и массовой коммуникации);

-         оценить защищенность выбранного сегмента от конкуренции, определить сильные и слабые стороны конкурентов и собственные преимущества в кон­курентной борьбе [18].

Только получив ответы на перечисленные вопросы, и оценив потенциал предприятия, можно принимать решение о сегментации рынка и выборе дан­ного сегмента для конкретного предприятия.

Среди недостатков сегментации следует назвать высокие затраты, свя­занные, например, с дополнительными исследованиями рынка, с составле­нием вариантов маркетинговых программ, обеспечением соответствующей упаковки, применением различных способов распределения.

Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без нее невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар мо­жет быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку.

Сегментация рынка может производиться с использованием различных критериев. Для сегментации рынка товаров народного потребления основ­ными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.

К географическим признакам относятся: величина региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятия-производителя. Этот критерий ис­пользовался на практике раньше других, что обусловливалось необходимо­стью определения пространства деятельности предприятия. Его применение особенно необходимо, когда на рынке существуют климатические различия между регионами или особенности культурных, национальных, исторических традиций.

Демографические признаки — возраст, пол потребителей, размер и жиз­ненный цикл семьи, количество детей — относятся к наиболее часто при­меняемым критериям сегментации. Это обусловлено доступностью их характеристик, а также наличием, как правило, между ними и спросом (объемом продаж) существенной корреляционной связи. Поэтому, проводя сегментацию рынка по демографическому критерию, необходимо прежде все­го ориентироваться на общность специфических запросов соответствующего сегмента к качеству, ассортименту и цене. В настоящее время по демогра­фическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети, моло­дежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи. Нередко демографические признаки применяются в комбинации друг с дру­ГОм [21].

Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в вы­делении групп потребителей на основе общности социальной и профессио­нальной принадлежности, уровням образования и доходов. Все эти переменные рекомендуется рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными других критериев, например, демографических. Заслуживает внимания объединение выделенных групп по доходу с группами по возрасту, в том числе главы семьи.

Рассмотренные выше три группы критериев представляют собой общие объективные критерии сегментации рынка. Однако зачастую однородные по общим объективным критериям сегменты оказываются значительно диффе­ренцированными с точки зрения их поведения на рынке. Так, данные о переписи населения содержат полезные сведения о группах населения, но не дают возможности объяснить причины, по которым товары находят соб­ственные ниши на рынке, привлекая к себе какую-то часть покупателей. Очевидно, что применение только объективных критериев явно недостаточно. В этих случаях используют субъективные специфические критерии, связан­ные со спецификой рассматриваемого рынка и конкретной ситуацией на нем, с субъективной оценкой покупателем того или иного продукта [18].

 

2          Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе»

 

2.1         Общие сведения о предприятии

 

 

Полное официальное наименование организации - открытое акционерное общество «Электромашиностроительный завод им. Лепсе». Сокращенное название ОАО «ЭМСЗ им. Лепсе».

ОАО «Лепсе» утверждается как открытое акционерное общество по законодательству Российской Федерации, является юридическим лицом и имеет собственный баланс.

Форма собственности акционерная.

Основным видом деятельности общества являются

      производство продукции авиационного машиностроения,

      выполнение госзаказа Минобороны,

      производство потребительских товаров,

      торгово-закупочная и посредническая деятельность на рынке товаров и ценных бумаг,

      организация общественного питания, производство строительных и проектных работ,

      проведение работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения.

В состав общества входят обособленные подразделения без права юридического лица, составляющие незаконченный баланс: управление капитального строительства, управление жилищно-коммунального хозяйства, комбинат общественного питания, подсобное хозяйство, торговый дом.

Уставный капитал в размере 30286650 руб. обществом размещены следующие акции: обыкновенные акции 2523887 штук, привилегированные акции типа А — 504778 штук. Номинальная стоимость обыкновенных акций и привилегированных акций типа А составляет 10 рублей. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций типа А составляет 16,66 % от уставного капитала Общества.

Предприятие расположено по адресу: 610006, Киров, Октябрьский пр-т, 24.

Предприятие расположено в промышленной части г Кирова, на пересечении автомобильных транспортных магистралей ул. Лепсе-Октябрьский пр-т. Имеет железнодорожную ветку интегрированную в транспортный комплекс станции Киров-Котласский.

Рассмотрим показатели деятельности предприятия в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные показатели производственно - хозяйственной деятельности ОАО «ЭМСЗ Лепсе»

Показатели

2006г

2007г

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2006 г.

Валовая продукция, тыс. руб.

375816

486267

455420

496418

766549

203,97

Товарная продукция, тыс. руб.

338573

438078

410288

447223

684419

202,15

Среднесписочная численность работников, чел.

4098

4152

4041

4135

4141

101,05

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

54800

147429

255315

436232

604711

1103,50

 

Сравнивая показатели валовой и товарной продукции в стоимостном выражении в текущих ценах отмечаем рост первого показателя за исследуемый период на 103,97%, второго на 102,15%.

Таким образом исследуемое предприятие за рассматриваемый период наращивает объемы производства.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов выросла в 9,7 раза.

Численность персонала увеличилась на 1,05%.

Таким образом, рассматриваемое предприятие является крупным предприятием машиностроения. Предприятие характеризуется стабильной работой и ростом объемов производства.

Большую роль в производстве продукции машиностроения играет величина и эффективность использования основных средств

Структура управления ОАО «ЭМСЗ «Лепсе» – линейно-функциональная (Приложение А).

Во главе предприятия находится генеральный директор, который избирается общим собранием акционеров, он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и общее управление директоратом. Генеральный директор подготавливает к утверждению плановые, отчетные, финансовые, бухгалтерские и иные документы, связанные с деятельностью предприятия.

Генеральный директор действует на основании Устава и осуществляет оперативное руководство заводом, в его подчинении находится Исполнительная дирекция, являющаяся исполнительным органом, который состоит из линейных руководителей. В Исполнительную дирекцию входят все менеджеры высшего уровня, отвечающие за конкретные направления деятельности завода и имеющие в своем распоряжении совокупность специализированных отделов во главе с соответствующим функциональным руководителем, который отвечает за деятельность отдела в целом и имеет в своем подчинении ряд лиц, отвечающих за конкретные направления деятельности.

Коммерческий директор отвечает за управление процессами снабжения и сбыта. В его подчинении находятся следующие отделы: отдел комплектации, отвечающий за комплектацию изделий покупными полуфабрикатами, транспортное управление, занимающееся  организацией и осуществлением перевозок, отдел снабжения производит поставки материалов необходимых для производства, ему подчиняются базы и склады предприятия.

Первый зам. ген. директора занимается регулированием отношений, обусловленных экономической средой. Ему подчиняются планово-экономический отдел, занимающийся текущим и перспективным планированием себестоимости изделий и определением цен на них, главный бухгалтер и подчиняющаяся ему бухгалтерия, проводящие учетную политику на предприятии, финансовый отдел, осуществляющий управление денежными потоками на предприятии.

Технический директор управляет технической политикой на предприятии, у него имеется заместитель технического директора, занимающийся вопросами разработки, внедрения новой техники.

 

2.2         Маркетинговая среда предприятия

 

Основная общая цель – четко выраженная причина существования – обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия предприятия заключается в обеспечении населения и организаций продуктами машиностроения.

Сформулированная миссия ОАО «ЛЕПСЕ»: Надежность, качество, сервис авиационного машиностроения при производстве электрических инструментов и кухонных приборов.

Немаловажной составляющей деятельности предприятия является также обеспечение населения г. Кирова и Кировской области такими товарами народного потребления как: электрический хозяйственный инструмент и кухонное оборудование, автомобильные электростеклоподъемники.

Основными целями общества являются удовлетворение социальных и экономических интересов акционеров и всех членов трудового коллектива на основе доходов, получаемых от реализации продукции и услуг.

Общие цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии и определённых ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести вклад в успех ОАО, цели должны обладать рядом характеристик. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Во-вторых, они должны иметь конкретный горизонт прогнозирования (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный). В-третьих, цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности ОАО.

Сформулируем цели ОАО «ЛЕПСЕ»:

1. Продукция. Спрос на продукцию авиационного машиностроения формируется только за счет заказов авиастроительных фирм. Спрос на электрические инструменты и кухонное оборудование формируется оптовой и розничной торговой сетью г Кирова и Кировской области, а также оптовыми покупателями из других регионов. С развитием новых технологий и присутствием аналогичных зарубежных товаров у потребителей увеличиваются требования по качеству изделий и его внешнего вида.

2. Рынки. По авиационной продукции предприятие является единственным изготовителем, как в России, так и в странах СНГ. По другим видам продукции предприятие имеет множество конкурентов как в России, так и за рубежом.

3. Финансовые ресурсы (структура капитала, движение денежной наличности, оборотный капитал, выплата дивидендов). Привлечь дополнительные инвестиции для перевооружения. Использовать также такие источники финансирования и льготы как: амортизация ОС, льготы по налогу на прибыль, налог на имущество. Привлечь краткосрочный кредит для перевооружения. Снизить до минимального уровня задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды, посредством выплат и программы по реструктуризации. Нормализовать платежно-расчетные отношения между предприятиями и конкретно с заказчиками ОАО «ЛЕПСЕ».

Информация о работе Маркетинговые исследования спроса на рынке товаров (услуг)