Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:43, курсовая работа
По данным исследований проводимых в западных странах – 80% товаров в
магазинах покупается под воздействием различных импульсов. К ним может
относиться сам товар, внешний вид которого привлекает к себе внимание и
деньги покупателя, привлекательная цена, дополнительная реклама в месте
продажи товара.
Еще раз, 80% товаров приобретается в магазинах не потому что лучше, а потому
что они в конкретный момент времени производят наибольшее благоприятное
впечатление на покупателя. Ну, скажете вы, это на Западе, у нас все по
другому.
Введение....................3
Понятие мерчендайзинга......4
История развития мерчендайзинга..........4
Инструменты мерчендайзинга...........5
Самые основные правила мерчендайзинга......6
Мерчендайзер................7
Использование пространства в торговом зале....9
Выкладка...................18
организация размещения выкладки...19
некоторые принципы выкладки......19
некоторые правила выкладки.......21
виды выкладки.............23
контроль над выкладками.......28
Факторы, влияющие на совершение покупки......28
Звуки и музыка..............28
Освещение...................32
Запахи....................33
Ценники....................35
Чистота.....................35
Обслуживающий персонал......36
Всему есть предел...........36
POS-материалы...............37
Cловарь POS-рекламы.........39
Заключение.................40
Список литературы..........41
товаров импульсного спроса
товаров с высоким оборотом
Рекомендуется соблюдать определенные правила построения дополнительных мест
продажи:
Выгодное расположение в торговом зале (рис.7):
Расположение по отношению к основным местам продажи.
Дополнительные места продажи необходимо располагать отдельно от основных и
друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением
основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции.
Следовательно, у покупателя остается только один шанс выбрать и купить
продукцию данной группы.
Ассортимент.
На дополнительных местах продажи необходимо располагать самые продаваемые
позиции товарной группы. В этом случае вероятность импульсных покупок
значительно повышается.
Всегда существует соблазн расположить на дополнительных местах продажи менее
продаваемые позиции, чтобы избавиться от затаренности. К сожалению, это не
позволит продать много дополнительных единиц, что, в свою очередь, является
неэффективным использованием места в торговом зале.
Простой пример. Одна марка продается в количестве 100 единиц в день, а
другая в количестве 30. Устанавливается дополнительное место продажи, которое
может привести к 10% повышению продаж. Это приведет к продаже 10 дополнительных
единиц первой марки, и лишь к продаже 3-х дополнительных единиц второй. При
одинаковой наценке на обе марки всегда более выгодно прилагать усилия к
повышению внимания покупателей к первой марке.
Не выносите продукцию с основного места продажи на дополнительное!
На дополнительном
месте продажи продукцию
выносить ее с основного места. В противном случае покупатель, который
запланировал покупку данной продукции, не найдет ее на основном месте
продажи. Как уже было отмечено, в этом случае он либо купит продукт другой
марки (конкурента), либо продолжит поиски в другой торговой точке.
Внимание! Не выносите весь свой корпоративный блок на фирменное место
продажи! Постоянные покупатели могут потерять вашу продукцию.
Иногда можно отойти от данного правила. Например, вы продаете пиво и у вас
есть только один холодильник с прозрачной дверцей для данного магазина. В
летнее время его лучше расположить около основной точки продажи и вынести в
него все ваше пиво. Холодное пиво в жаркую погоду всегда будет иметь
преимущество перед теплым.
Замедление движения покупателя
Слишком широкие
проходы и тенденция к
строгом геометрическом порядке ведет к "обесчеловечиванию" магазина.
Покупатель не успевает заметить и захотеть купить какой-либо товар, когда
переходит от секции к секции, поэтому необходимо замедлить скорость движения
покупателя в магазине. При этом нужно не уменьшать проход, а сузить его в
середине или на пересечениях с другими проходами. Часто для сужения прохода
используются:
дисплей
декоративная колонна
стойка с плакатом
Менее очевидный, но не менее эффективный способ замедления движения
покупателя в магазине - это использование музыки. Медленная спокойная музыка
создает более
расслабляющую атмосферу в
спешить и оставаться в магазине. Быстрая музыка обладает противоположным
эффектом - прогулочный шаг превращается в более быстрый, что в основном
используется в часы - пик для ускорения движения покупателей.
Наиболее важная задача мерчендайзера - это нахождение места для лучшего
расположения основных и дополнительных точек продажи своего товара.
Выкладка
Правильная выкладка товара- является одним из самых важных факторов в
мерчендайзинге.
Сейчас было бы логично предоставить некоторую информацию о полках, на
которых, собственно говоря, и осуществляется выкладка.
Одним из главных условий продажи товаров является его заметность.
Исследования показывают, что полки, расположенные на уровне глаз покупателей,
обладают самыми высокими показателями продаж. В среднем по универсамам
справедлива следующая закономерность показателей продаж товаров по полкам
(Рис.8):
Если принять показатель продаж (товарооборот) по средним полкам за 100%, то
продажи по верхним полкам составляют 62% от объема реализации товара, в
случае его размещения на средних полках. Объем реализации с нижних полок
составит 48%.
Слабые товары располагаются в середине полки, а сильные начинают и
заканчивают ряд. Этот эффект называется заимствованием популярности. То есть,
находясь в окружении сильных товаров, слабые товары заимствуют у них
дополнительное внимание покупателей.
Помимо этого необходимо учитывать, что существует разные типы выкладки:
Организация размещения и выкладки товаров
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами
стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия
давно уже осознали необходимость
уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно
формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные
покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и
быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников
магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования
кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с
расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом
оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в
порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в
магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
Некоторые принципы выкладки товаров
Принцип - недорогое вперед.
Недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное
впечатление об уровне цен магазина. Если их разместить в начале торгового зала,
то покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет продукты уже
автоматически, обращая на цены меньше внимания.
Принцип чересполосицы.
Известен принцип чересполосицы, при котором товары с низкими ценами и товары,
приносящие магазину наибольшую прибыль, чередуются по ходу движения покупателя
в торговом зале. Дорогой товар, обеспечивающий наибольшую маржу, не должен быть
загнан в конец маршрута, так как покупатель может, дойдя до него, уже заполнить
свою корзину.
Смешение стилей — дурной тон на фоне выгоды
Другая часто встречающаяся ошибка — злоупотребление приведенным принципом
выше «чересполосицы». Достаточно часто дорогие товары известных брэндов
представлены вперемешку с дешевыми позициями (так обстоит дело, например, с
конфетами и сырами). Это создает неблагоприятное впечатление у целевой
аудитории брэндов.
С другой стороны, ничего ниоткуда не берется — «смешение стилей» удобно
продавцам, от скорости работы которых зависит уровень обслуживания
покупателей. Здесь опять все зависит от ситуации.
По этой же причине основные
марки следует размещать в начале каждой ассортиментной группы. В еще не
заполненную корзину человек возьмет больше товара. Это довольно простая
психология, но ее необходимо принимать во внимание.
Известно, что с одних полок
товар продается лучше, с других хуже. Полки, которые находятся на уровне глаз
покупателя и до третьей пуговицы на рубашке, считаются наиболее
привлекательными. Перемещая товар с этих полок вниз, вы теряете от 40 до 70
процентов продаж.
ü Решая, какой товар ставить на полки, находящиеся на уровне глаз,
следует руководствоваться все тем же принципом: в наиболее выгодном положении
должен находиться товар, приносящий наибольшую прибыль. Это может быть и товар,
которому посвящены проводимые в магазине мероприятия по стимулированию сбыта
(рекламная акция, дегустация, сопутствующие рекламные материалы, плакаты и
т.д.).
ü На самых нижних полках должны быть размещены продукты, которые
покупают не импульсивно, а осознанно. Например, 5-литровые бочонки пива. За
неделю в магазине может уходить 3-4 бочонка, но покупатель, зная, где искать
этот специфический товар, не поленится за ним наклониться.
На полке, на переднем плане
должны быть выставлены как минимум 3-5 упаковок (бутылок, пачек, банок) каждого
вида продукции.
Ближе всего к покупателю,
естественно, должен располагаться товар, у которого срок реализации близок