Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:33, дипломная работа
Во второй половине ХХ века в связи с расширением и укреплением международного рынка значительно обострилась конкуренция между компаниями, что повлекло за собой необходимость в новых методах управления бизнесом, которые позволили бы компаниям изменяться и приспосабливаться к требованиям рынка. Этим методом стала матричная система, которая признается наиболее сложной структурой управления
В начале 1970-х годов появилась аналитическая модель, совместно предложенная корпорацией General Electric и консалтинговой компанией McKinsey & Со. и получившая название "модель GE/McKinsey". К 1980 году она стала наиболее популярной многофакторной моделью анализа стратегических позиций бизнеса. Одно время в середине 80-х годов оценивалось, что примерно 36% организаций из списка Форчун 1000 и 45% организаций из списка Форчун 500 внедрили у себя эту методику анализа и планирования.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Структура модели Мак-Кинзи ……………………………………………...4
2.Сильные и слабые стороны модели Мак-Кинзи…………………..……....7
3.Вариации модели Мак-Кинзи ……………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………...15
Литература………………………………………………………………………16
Введение
|
Основное внимание в модели Мак-Кинзи сосредотачивается на балансировании инвестициями. Определяя позиции каждого отдельного вида бизнеса в пространстве стратегических позиций матрицы Мак-Кинзи, выявляется ожидаемый вклад каждого из них в экономическую эффективность организации в целом в ближайшем будущем.
Данная модель
не позволяет получить вразумительного
ответа на вопрос о том, как следует
перестроить структуру бизнес-
Общий стратегический принцип, пропагандируемый моделью Мак-Кинзи, заключается в следующем: увеличивать количество ресурсов, выделяемых для развития и поддержания бизнеса в привлекательных отраслях, если у организации при этом имеются определенные преимущества на рынке, и, наоборот, сокращать направляемые в данный вид бизнеса ресурсы, если позиции самого рынка или организации на нем оказываются слабыми. Для любого вида бизнеса, оказывающегося между двумя этими позициями, стратегия будет селективной.
Нейлор ,например,
предлагает следующие стратегии
для различных позиций матрицы
Мак-Кинзи:
Победитель 1 | Инвестировать |
Победитель 2 | Расти |
Победитель 3 | Расти |
Вопрос | Извлекать доход |
Средняя | Извлекать доход |
Производитель прибыли | Извлекать доход |
Проигравший 1 | Извлекать доход сокращаться |
Проигравший 2 | Извлекать доход сокращаться |
Проигравший 3 | Уходить из бизнеса |
Хотя предложения Нейлора и выглядят слишком широкими, но они не дают ответа на вопрос о том, как осуществлять такие стратегии. Менеджер должен быть в курсе потенциальных проблем. Например, существует опасность того, что ориентация на рост видов бизнеса, относящихся к Победителям, однажды перейдет в перенагружение этих областей инвестиционными ресурсами, которые перестанут давать ожидаемый эффект. Более того, в краткосрочной перспективе очень трудно оценить правильность инвестиций в виды бизнеса, относящиеся к Победителям, так как эффект может проявиться значительно позднее. Поэтому, если организация будет чересчур сильно ориентироваться на Победителей, то ресурсы, необходимые в краткосрочном периоде, могут полностью истощиться, что приведет к проблемам, связанным с денежной наличностью. Аналогичной критике могут быть подвергнуты и предложения Нейлора относительно диагональных позиций матрицы.
Модель Мак-Кинзи предполагает ряд методических допущений относительно осей матрицы позиционирования и составляющих их переменных. Относительные преимущества организации в определенной отрасли (ось X) определяются на основании сравнения уровня доходности соответствующего бизнеса организации по сравнению с его положением у конкурентов. Хотя считается, что конкурентная позиция будет ухудшаться с течением времени, если только не будут найдены новые источники конкурентного преимущества. Поэтому разумнее было бы позиционировать бизнес организации в соответствии также с его перспективами, а не только с настоящим статусом.
Оценка рыночной привлекательности (ось У) основывается на предположении, что она обязательно отражается в среднем потенциале получения прибыли в долгосрочной перспективе для всех участников этой отрасли.
Модель Мак-Кинзи рекомендует воспользоваться такими стратегиями, которые, мягко говоря, выглядят наивными и весьма поверхностными. Их скорее можно взять на вооружение как ориентир для дальнейшего углубленного анализа, но никак нельзя рассматривать как управленческое решение.
Разбивка осей матрицы Мак-Кинзи также весьма спорна. Во-первых, она никак не меняется при изменении набора оцениваемых факторов. Во-вторых, теряется рациональное зерно многофакторности, как только из нескольких оценок складывается одна, которая определяет координату позиций бизнеса на соответствующей оси.
Сегодня существуют разнообразные вариации модели Мак-Кинзи. В основе всех их лежат, как правило, стремления увеличить число и разнообразие учитываемых в ходе анализа факторов или предложить больше вариантов стратегических решений для той или иной позиции. Ниже приводятся вариации модели Мак-Кинзи, предложенные в свое время Дэйем и Мониесоном соответственно.
Таблица 2. Вариация модели Мак-Кинзи, предложенная Дэйем
|
Дэй предлагал выбрать из стандартного списка Мак-Кинзи только те факторы, которые являются детерминантами прибыльности отрасли или относительной прибыльности.
|
Таблица 4. Вариация модели Мак-Кинзи, предложенная Мониесоном:
|
В качестве факторов оценки привлекательности рынка и привлекательности отрасли Мониесон предлагал использовать следующие:
|
Заключение
Матрица Мак-Кинзи
– это метод оценки конкурентных позиций
компаний на рынке или портфельный анализ
стратегических бизнес-единиц, где выбор стратегических
решений для бизнес-позиций и привлекательности
отрасли зависит от доли рынка, величины
прибыли, ценового положения качества
продукции, эффективности сбыта, успеха
работы персонала, имиджа.
С помощью матрицы Мак-Кинзи обеспечивается
частичное решение проблемы установления
общей сравнительной базы для анализа
стратегических позиций видов бизнеса,
которые сильно отличаются друг от друга
по своему характеру.
Матрица применяется
при наличии в компании большого количества
отдельных стратегических бизнес-единиц
и продуктовых линеек. Так же она
является удобным инструментом определения
приоритетности инвестирования в различные
виды бизнеса и для перераспределения
ресурсов. Матрица может использоваться
на всех уровнях внутри компании. На корпоративном
уровне элементы бизнес-портфеля могут
анализироваться при помощи этой матрицы.
На уровне бизнес-единиц могут анализироваться
отдельные продукты.
Сегодня существуют
разнообразные вариации матрицы Мак-Кинзи
. В основе всех их лежит, как правило, стремление
увеличить число и разнообразие учитываемых
в ходе анализа факторов или предложить
больше вариантов стратегических решений
для той или иной позиции.