Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:46, курсовая работа
Некоммерческий маркетинг представляет собой деятельность некоммерческих образований, некоммерческих субъектов и физических лиц в конкурентной среде, основанную на принципах классического маркетинга, и направленную на достижение социальных целей, не связанных с получением прибыли.
Общественная значимость и ценность некоммерческого маркетинга определяется тем, что он способствует наиболее полному и эффективному удовлетворению таких первостепенных потребностей личности, как: потребность в самосознании и самореализации, потребность в реализации гражданских прав и свобод, потребность в безопасности, потребность в здравоохранении, образовании и социальной защищенности и др.
Введение
Глава 1. Некоммерческий маркетинг: понятие, особенности и виды
1.1. Эволюция понятия "некоммерческий маркетинг" в современных рыночных условиях
1.2. Понятие и особенности некоммерческого маркетинга
1.3. Виды некоммерческого маркетинга
Глава 2. Маркетинг в деятельности библиотек по РТ
2.1. Специфика библиотечного маркетинга
2.2. Рекламно- имиджевая деятельность библиотек по РТ
2.3.
Заключение
Список используемой литературы
- бейджи для сотрудников.
Выбирая цвет, гамму фирменного стиля своей библиотеки, нужно помнить, что "играть" на вас она будет, если есть возможность абсолютно точно воспроизводить ее во всех образцах своей рекламной компании, а, учитывая уровень библиотечной полиграфии, не стоит увлекаться сочетаниями изысканных оттенков, а остановиться на черно-белом варианте. В любом случае, подбирать цвета нужно так, чтобы они создавали оптимистический настрой, ведь цель любого бизнеса – успех. Однако, библиотека – это еще и душевная гармония, удовольствие от соприкосновения с прекрасным, а это совсем иные ассоциации. В настоящее время в библиотеках вводятся бэйджи (значок, эмблема, информационная карточка), которые крепятся к одежде и помогают установлению контактов, не обезличивают библиотекарей. К престижной рекламе библиотеки относится сувенирная продукция, которая чаще всего изготавливается к различным юбилейным датам и событиям в работе библиотеки и распространяется среди реальных и потенциальных пользователей. Среди видов такой продукции – ручка, пакет, значок, юбилейная (сувенирная) медаль, клейкая аппликация, записная книжка, ежедневник, открытка, сувенирный конверт, юбилейные и карманные календари и др. Рекламная значимость сувенирной продукции повышается, если она содержит, помимо представленного фирменного облика библиотеки (ее фирменного блока, фотографии здания и т.п.), и некоторые другие (чаще всего адресные) сведения. Например, на почтовой открытке, пластиковой сумке помещаются не только фотография здания библиотеки или части ее интерьера, но и сведения об ее адресе, режиме работы и т.д. Примеров наличия сувенирной продукции в библиотеках РТ немного. Чаще всего это календари – их выпустили Бавлинская, Аксубаевская, Высокогорская ЦБС. В Зеленорощинской сельской библиотеке Бугульминской ЦБС была предпринята попытка создания фирменного пакета.
Существует несколько средств рекламного воздействия на потребителя. Наиболее распространенным является информирование, осуществляемое следующими способами:
1. Реклама в СМИ.
2. Почтовая реклама.
3. Наружная реклама.
4. Компьютерная реклама.
5. Межличностное общение.
Библиотечная реклама, давая читателям представление об услугах, продукции, одновременно сообщает дополнительные сведения о том, где, когда и как можно найти, получить нужный документ, услугу.
Для этого применяются разнообразные средства и каналы распространения рекламы.
Средства рекламы: объявления, радио, телекиноклипы, записи, приложения, письма, собственный журнал библиотеки, плакаты, закладки для чтения, расписание работы библиотеки, наклейки, пластиковые пакеты и
сумочки, брошюры, программы, библиографические указатели и приглашения.
Каналы рекламы: газеты
Печатная реклама. Рекламные материалы, передаваемые непосредственно потребителям – предмет, наиболее близкий и знакомый работникам библиотек. К печатной рекламе относятся: листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты. Рекламную информацию могут нести и чисто библиотечные аксессуары: читательские формуляры, разделители фонда открытого доступа, открытки задолжнику, книжные закладки, дневники читательских отзывов, годовые отчеты.
Из всего многообразия печатной рекламы наиболее популярны в библиотеках листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, закладки. Оригинален опыт Зеленорощинской сельской библиотеки Бугульминской ЦБС, библиотекарь которой своими руками создает различные закладки, буклеты, которые, несмотря на ручное исполнение, выглядят очень привлекательно. В настоящее время практически все ЦБС РТ выпускают такого рода продукцию. Единственное, о чем необходимо сказать, так это о качестве исполнения. Наиболее привлекательно она выглядит у тех ЦБС, которые располагают хорошей полиграфической базой: Набережночелнинской, Нижнекамской, Бавлинской, Бугульминской и др. ЦБС неизменным атрибутом интерьера библиотек являются стенды и плакаты. Наиболее распространены среди них – объявления, афиши, календарные планы проведения массовых мероприятий, инструктивно- методические плакаты (об алгоритмах поиска в каталогах, базах данных, в сети Интернет, об использовании МБА и ВСО) др. С появлением новых полиграфических и информационных технологий, библиотечные плакаты приобрели более презентабельный вид. Несмотря на появление новых видов рекламы, библиотечные плакаты были и остаются действенным средством рекламы. Привлекательный облик библиотеки создается внутренним дизайном, интерьером, разумным размещением в ее стенах рекламных материалов (выставок, стендов, плакатов, объявлений и т.п.), а также комфортом для чтения в библиотеке. Основным направлением рекламной деятельности библиотеки является информационная реклама ее ресурсов, интеллектуальной продукции и услуг. Очевидно, что пользователей библиотеки интересует не только сам факт ее существования, но прежде всего возможности удовлетворять с ее помощью свои интересы и потребности.
Поэтому наиболее эффективными являются рекламные сообщения, содержащие информацию не только о библиотеке, но и ее возможностях, ресурсах и услугах. Реклама в стенах библиотеки направлена, прежде всего, на активное использование ее фондов и возможностей. Среди форм такой рекламы можно назвать открытый доступ к фондам, организацию выставок, проведение в ее стенах различных мероприятий и т.п. Рекламный эффект имеют также специализированные мероприятия: клубы по интересам, экскурсии по библиотеке, дни (недели) библиотек, дни открытых дверей, конкурсы, публичные отчеты, предоставление площадей под проведение мероприятий.
Наружная реклама. Как театр начинается с вешалки, так и встреча с библиотекой может состояться задолго до того, как читатель переступит порог.
В законе "О рекламе…" отмечается, что наружная реклама может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и т.д., но она не должна иметь сходство с дорожными знаками и указателями. Для ее размещения нужно решение соответствующих органов местного самоуправления, согласованное с органами управления автомобильных дорог, территориальными подразделениями ГИБДД.
В нескольких шагах от парадного подъезда можно установить такие виды уличной рекламы, как планшеты, щиты (билборд), объемные геометрические фигуры различные конструкций (баннеры) типа "театральной тумбы". Они украсят пространство перед входом и заставят прохожих "затормозить" в этом месте. Эскиз оформления необходимо придумать вместе с дизайнером. В последнее время на улицах Бугульмы появились указатели, оповещающие о том, что здесь недалеко расположена библиотека.
Реклама в СМИ Решающую роль в формировании общественного мнения о библиотеке играют местные средства массовой информации. Библиотеки Татарстана умело используют СМИ в целях формирования положительного имиджа.
Общедоступные библиотеки активно используют в рекламных целях периодическую печать. На страницах местной периодики печатаются статьи о деятельности библиотек, заметки о важнейших событиях и проведенных мероприятиях, интервью с руководителями.
Разнообразную информацию о библиотеках содержат тематические полосы, рубрики и статьи, размещаемые на страницах местной газеты Верхне- Услонского (тематическая полоса "Библиотечные вестник"), Тетюшского (рубрики "Библиотека информирует", "Советуем прочитать", "Библиотека приглашает"), Агрызского (о предстоящих мероприятиях, планы работы библиотек на время летних каникул), Нижнекамского (рубрики, посвященные библиотекам и библиотечным работникам) районов Татарстана. Также статьи о нижнекамских библиотекарях печатались в республиканских изданиях: "Ватаным Татарстан", "Казан утлары", "Татар иле". Возможно, другим ЦБС стоит присмотреться к опыту нижнекамцев и более активно использовать республиканские издания.
Реклама на экране стала
В настоящее время, когда средства на развитие библиотек сокращаются, они сами должны искать новые направления своей деятельности, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы и постоянно доказывать свою социальную необходимость. Этому способствуют библиотечный маркетинг и его важнейшая составляющая часть – реклама, ибо в основе рекламной деятельности библиотек лежит маркетинговая коммуникация, направленная на поддержание постоянных контактов с рынком в целях распространения сведений о библиотеках, их фондах, ресурсах и услугах.
Перед библиотеками сегодня
-
качеством, насыщенностью,
сообщений;
-
правильным выбором сегментов
потребительского рынка, на
рассчитана реклама;
-
выбором форм и методов
пользователей;
-
анализ результативности
Эффективность библиотечной
Библиотечная реклама должна
быть везде и именно там,
где есть ее адресаты, постарайтесь
сделать что-нибудь необычное:
шаблонное растворяется в
Современный
опыт показывает, что возможности и роль
рекламы в формировании положительного
образа библиотеки чрезвычайно велики.
Вместе с тем, многие ЦБС относятся к этой
работе крайне не серьезно: ведут ее от
случая к случаю, не имеют целостного плана,
отсутствует работник, профессионально
занимающегося вопросами рекламы. Исключение
составляет Нижнекамская ЦБС, где есть
маркетолог.
Медиатека
и видеотехнологии в библиотеке
С точки зрения современной философии образования, XXI век призван стать
веком всеобщего образования, содержать в своей основе этическую
доминанту, носить творческий инновационный характер. Преобразования
традиционной системы образования в наше время естественны и необратимы,