Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:23, курсовая работа
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей
Введение……………………………………………………2
2. Номенклатура и товарный ассортимент………………… 3
2.1 Формирование товарного ассортимента
Классификация товаров …………………………………….4
2.2 Ассортиментная концепция, критерии формирования
товарного ассортимента …………………………………….8
2.3 Структура ассортимента ………………….…………….15
2.4 Прогноз и планирование ………………………………..15
2.5. Управление ассортиментом ……………………………17
2.6. Совершенствование формирования ассортимента товаров
розничного торгового предприятия ………………………..24
2.7. Изъятие неэффективных товаров ………………………26
3. Конкурентоспособность и качество товара……………..27
4. Список источников……………………………………….32
6) разработка
спецификаций новых или
7) анализ ресурсов
и возможностей освоения
8) проведение
испытаний продуктов, входящих
в разрабатываемый товарный
9) Проведение тестирования рынка по каждому из новых (или усовершенствованных) товаров, входящих в предлагаемый товарный ассортимент;
10) разработка
рекомендаций для
11) анализ товарного
ассортимента, его оценка и возможная
корректировка.
Как следует
из содержания описанных процедур формирования
товарного ассортимента и их порядка,
служба маркетинга при его разработке
должна обеспечить координацию и взаимодействие
научно-технических и опытно-конструкторских
служб, производственных, сбытовых, сервисных,
рекламных и иных подразделений с тем,
чтобы добиться наибольшего соответствия
выпускаемых изделий нуждам и потребностям
покупателей. Если такое взаимодействие
не обеспечено, то в ассортимент товара
могут быть включены те, которые не найдут
спроса на рынке, что приведет к невозвратным
финансовым потерям. Следовательно, основная
задача службы маркетинга при формировании
товарного ассортимента заключается в
подготовке соответствующей требованиям
рынка спецификации на изделие (новое
и изменяемое), передаче ее проектному
(конструкторскому) отделу, отслеживании
результатов испытаний опытных образцов
с внесением необходимых корректив, обеспечивающих
доведение потребительных свойств товара
до требований рынка.
2.2
Ассортиментная концепция
Формированию
ассортимента предшествует разработка
предприятием ассортиментной концепции.
Она представляет собой направленное
построение оптимальной ассортиментной
структуры, товарного предложения, при
этом за основу принимаются, с одной стороны,
потребительские требования определенных
групп (сегментов рынка), а с другой, —
необходимость обеспечить наиболее эффективное
использование предприятием сырьевых,
технологических, финансовых и иных ресурсов
с тем, чтобы производить изделия с низкими
издержками.
Ассортиментная
концепция выражается в виде системы
показателей, характеризующих возможности
оптимального развития производственного
ассортимента данного вида товаров. К
таким показателям относятся: разнообразие
видов и разновидностей товаров (с учетом
типологии потребителей); уровень и частота
обновления ассортимента; уровень и соотношения
цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных
концепций — сориентировать предприятие
на выпуск товаров, наиболее соответствующих
структуре и разнообразию спроса конкретных
покупателей.
Подкрепленная
мерами организационного и иного характера
по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных
структуре и наборе ассортиментная концепция
может рассматриваться как своего рода
программа по управлению развитием производства
и реализацией соответствующих товаров.
Целевая ее часть включает требования
к оптимальной структуре ассортимента,
а программная — систему мер по ее достижению
за определенный период. Этой программе
придает комплексный характер включение
в нее вопросов, связанных с оптимизацией
ассортимента. В качестве критериев оптимальности
выступают требования потребителей к
ассортименту и качеству товаров, ресурсные
возможности, социальные установки.
Критерии формирования товарного ассортимента предприятий
Ассортимент товаров -- совокупность их видов, раз-новидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными призна-ками товаров являются сырьевой, производственный и потреби-тельский. Различают производственный и торговый ассортимент това-ров.
Производственным ассортиментом называют номенклату-ру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйствен-ными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую тех-нологию производства, совершенствовать ассортимент выпуска-емых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом тре-бований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широ-кий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание про-дукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуще-ствляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ас-сортимента. Некоторая часть продовольственных и непродоволь-ственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предпри-ятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продоволь-ственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят то-вары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
В магазинах относительно узкий производственный ассорти-мент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производ-ственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовле-творение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепен-ное внимание в магазинах должно быть обращено на форми-рование товарного ассортимента, как развивающегося во вре-мени процесса установления такой номенклатуры товаров, ко-торая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населе-ния.
Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Формирование ассортимента товаров в розничных торго-вых предприятиях -- сложный процесс, осуществляемый с уче-том действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подраз-делить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).
К общим факторам, влияющим на формирование ассортимен-та товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и про-изводство товаров.
К специфическим факторам, оказывающим влияние на по-строение ассортимента товаров в каждом конкретном магази-не относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащен-ность, условия товароснабжения (в первую очередь -- наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым по-крытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. [2]
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности. [4]
В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов:
- обеспечение
соответствия ассортимента
- рациональное
построение ассортимента
- обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
- обеспечение
устойчивости ассортимента
- одним из
принципов правильного
Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделим следующие стадии:
- внедрение -
закупаются сравнительно
- рост - закупка
больших партий товара
- зрелость - снижение
закупочных цен, отказ от
- устаревшие - распродажа остатков товара.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Определяется
количество видов и
4. Разрабатывается
конкретный ассортиментный
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. [5]
Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.