Номенклатура и товарный ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей

Содержание

Введение……………………………………………………2


2. Номенклатура и товарный ассортимент………………… 3


2.1 Формирование товарного ассортимента

Классификация товаров …………………………………….4


2.2 Ассортиментная концепция, критерии формирования

товарного ассортимента …………………………………….8


2.3 Структура ассортимента ………………….…………….15


2.4 Прогноз и планирование ………………………………..15


2.5. Управление ассортиментом ……………………………17


2.6. Совершенствование формирования ассортимента товаров

розничного торгового предприятия ………………………..24


2.7. Изъятие неэффективных товаров ………………………26


3. Конкурентоспособность и качество товара……………..27


4. Список источников……………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

маркетинг реферат.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. 

В то же время  следует предусмотреть, что торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса. Это требование обусловлено также тем, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой и поэтому должна торговать товарами первой необходимости и социально значимыми товарами везде. 

Товарный ассортимент  – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. 

Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. 

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. [2] 

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и  роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах. 

Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности. [4] 

В процессе подбора  для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов. 

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. 

Рациональное  построение ассортимента товаров в  магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок". 

Важным принципом  формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке. 

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его  устойчивости. При реализации товаров  повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. 

Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 

И, наконец, одним  из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его  рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [10]. 
 

Так же автор  обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие  стадии: 

внедрение –  закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков; 

рост – закупка  больших партий товара различных  разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов; 

зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама; 

устаревшие –  распродажа остатков товара. 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам: 

Определяется  перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах. 

Осуществляется  распределение отдельных групп  и подгрупп товаров в разрезе  потребительских комплексов и микрокомплексов. 

Определяется  количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов. 

Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров  для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента  покупателей. 

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых  в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.  

В процессе распределения  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. [5] 

Основным фактором, определяющим количество комплексов и  их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы. 

Результаты проведенного специального исследования по этому  вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для  универмагов: 

товары для  детей; 

товары для  женщин; 

товары для  мужчин; 

товары для  дома; 

культура в быту и организация досуга; 

товары для  шитья и вязания. 

Наряду с постоянными  в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов. 

В отдельных  случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов. 

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации  магазинов  

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250 251-630 631-1000 свыше 1000

1. Универсам - до 700 700-1000 1001-1500

2. Кондитерские  товары до 300 301-500 - -

3. Товары для детей - до 1000 1001-1500 св.1500

4. Товары для  молодежи - до 800 801-1200 св.1200

5. Товары для  женщин - до 1000 1001-1500 св.1500

6. Товары для  мужчин - до 800 801-1200 св.1200

7. Одежда - до 600 601-1000 св.1000

8. Обувь до 300 301-500 501-800 св.800

9. Хозтовары до 500 501-800 801-1200 св.1200

10.Галантерея до 600 601-900 свыше 900 -

Заключение 
 

В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий  организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента - это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке. 

Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или  наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили две  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия).

Эмпирическую  базу составила практическая информация касательно Формирования ассортимента товаров.

При проведении исследования по теме «Формирование  товарного ассортимента предприятий  розничной торговли» были использованы следующие методы исследования:

1. анализ существующей  источниковой базы по рассматриваемой  проблематике (метод научного анализа).

2. обобщение  и синтез точек зрения, представленных  в источниковой базе (метод научного  синтеза и обобщения).

3. моделирование  на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Будущие исследования по формированию товарного ассортимента предприятий розничной торговли также актуальны в целях постоянного  и обоснованного решения проблемы данной работы.

Структура и  объем курсовой работы определены исходя из целей и задач изучаемой  тематики. Работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, показаны научная и практическая значимость темы.

В первой главе  рассмотрено планирование ассортимента и даны определения таким важнейшим  понятиям, как ассортиментная концепция  и ассортиментная политика, выделены цели ассортиментной политики.

В главе второй рассмотрены теоретические основы формирования ассортимента предприятий  розничной торговли. Выявлены критерии формирования ассортимента на таких  предприятиях, а также выделены принципы, стадии и этапы формирования товаров. В этой же главе рассматриваются методы совершенствования формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли. 

Информация о работе Номенклатура и товарный ассортимент