Номенклатура и товарный ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей

Содержание

Введение……………………………………………………2


2. Номенклатура и товарный ассортимент………………… 3


2.1 Формирование товарного ассортимента

Классификация товаров …………………………………….4


2.2 Ассортиментная концепция, критерии формирования

товарного ассортимента …………………………………….8


2.3 Структура ассортимента ………………….…………….15


2.4 Прогноз и планирование ………………………………..15


2.5. Управление ассортиментом ……………………………17


2.6. Совершенствование формирования ассортимента товаров

розничного торгового предприятия ………………………..24


2.7. Изъятие неэффективных товаров ………………………26


3. Конкурентоспособность и качество товара……………..27


4. Список источников……………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

маркетинг реферат.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Результаты проведенного специального исследования по этому  вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов:

- товары для  детей;

- товары для  женщин;

- товары для  мужчин;

- товары для  дома;

- культура в  быту и организация досуга;

- товары для  шитья и вязания.

Наряду с постоянными, в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных  случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1. 

На процесс  формирования товарного ассортимента оказывает влияние не только объем, структура, частота спроса на определенную товарную продукцию, но и характер проявления спроса. С этой точки зрения различают три формы спроса: 

1. твердо сформированный (специальный) спрос представлен  в веде прямого требования, не  допускающего замены данного  товара каким-либо другим, даже  однородным товаром; 

2. альтернативный  спрос (спрос по выбору) допускает широкую замену товаров. Окончательно формируется после предварительного ознакомления с многими товарами, как однородными, так и разнородными; 

3. импульсивный  спрос (неопределенный, скрытый)  представляет собой вид спроса, появляющийся и формирующийся под влиянием товарного предложения. Характерно, что покупка основного товара побуждает приобретение сопутствующего. Такой спрос проявляется в основном в отношении новых товаров, с которыми потребители знакомятся. 

Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов. 

Для оптимизации  ассортиментного перечня товаров  применяют данные, сгруппированные  следующим образом. 

Наименование  микрокомплекса (товарной секции) 

Наименование  товаров 

Количество разновидностей товаров 

Период торговли (месяц) 

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах  обеспечивается комплексом мероприятий  в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Ассортимент продовольственных  товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов  кулинарии.

Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены. 

Ассортимент товаров  в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв. м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. 

Из изложенного  можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы  показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент устойчивости ассортимента. 

Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров - очень важная проблема, до сих пор  нет стандартов, регламентирующих его  показатели. Специалисты и научные  работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров. 

Считается, что  в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия. 

Фактическая полнота  ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Структура ассортимента 

Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом  на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. 

2.4. Прогноз и планирование 

Прогноз тенденции  развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке. 

Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит  в планировании фактически всех видов  деятельности, направленных на отбор  продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в  соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. 

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты: 

1. Определение  текущих и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов  использования данной продукции  и особенностей покупательского  поведения на соответствующих  рынках. 

2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям. 

3. Критическая  оценка выпускаемых предприятием  изделий в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже  с позиции покупателя. 

4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить  в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля. 

5. Рассмотрение  предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров. 

6. Разработка  спецификаций новых или улучшенных  продуктов в соответствии с  требованиями покупателей. 

7. Изучение возможностей  производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности. 

8. Проведение  испытаний (тестирование) продуктов  с учетом потенциальных потребителей  в целях выяснения их приемлемости  по основным показателям. 

9. Разработка  специальных рекомендаций для производственных 

подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, 

наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами 

проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость 

характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения. 

10. Оценка и  пересмотр всего ассортимента. 

Планирование  и управление ассортиментом —  неотъемлемая часть маркетинга. 

Даже хорошо продуманные планы сбыта и  рекламы не смогут нейтрализовать последствия  ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента. 
 
 
 
 

2.5Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия 

Рост объемов  реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством  обеспечения устойчивости торгового  предприятия.

Увеличение массы  продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой  функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка. 

Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. 

Чем более качественно  подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения. 

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает  спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента. 

В розничной  торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который  объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского  хозяйства, исходя из специализации  розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д. 

Формирование  товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники розничной торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов. 

Информация о работе Номенклатура и товарный ассортимент