Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Брянский молочный комбинат» и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг..........11
1.3. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия.................12
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 15
2.1. Информация о предприятии и его бизнесе 15
2.2. Анализ потенциала предприятия 20
2.3. SWOT-анализ ОАО «БМК»…………………………………….........32
2.4. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 34
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «БМК» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....52

Работа состоит из  1 файл

КР по упр.мрк.doc

— 5.25 Мб (Скачать документ)

Рис. 1. Структура продукции по объему производства

Таким образом, в объеме производства ОАО «БМК» самую большую долю занимают молоко цельное и кисломолочная продукция (43% и 35% соответственно), а следственно, этим же видам продукции принадлежит и самая большая доля в прибыли предприятия.

Проанализировав производственную деятельность и данные таблиц, можно выделить сильные и слабые стороны предприятия в этой сфере деятельности.

Сильные стороны производственной деятельности предприятия: использование высоких технологий и современного оборудования в производстве; применение только натуральных ингредиентов и наполнителей; увеличение рентабельности продаж; контроль качества продукции осуществляется собственной лабораторией предприятия.

Слабыми сторонами производственной деятельности комбината являются снижение показателей фондоотдачи, фондовооруженности; снижение производительности труда.

Таким образом, главным преимуществом предприятия в области производства является наличие производственной базы, которая обеспечивает высокое качество и разнообразие производимой продукции.

Маркетинг

В своей организационной структуре Брянский молочный комбинат имеет структурное подразделение – отдел маркетинга, который занимается: 1) изучением рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацией на них производимых товаров, сопоставлением требований рынка с возможностями предприятия; 2) проведением всего комплекса маркетинговых исследований, связанных с рынком, продуктом, потребителями и конкурентами; 3) оценкой емкости рынка, анализом ситуации и прогнозов развития рынка по всем направлениям деятельности комбината, оценкой занимаемой доли рынка; 4) обеспечивает руководство фирмы необходимой маркетинговой информацией в интересах стратегий и тактики развития рыночного поведения компании.

В состав отдела маркетинга комбината входит пять человек: начальник отдела, художник-оформитель, специалист по рекламе, два маркетолога. Все сотрудники отдела имеют высокую квалификацию.

Целями отдела маркетинга являются: удовлетворение запросов потребителей; обеспечение роста продаж и конкурентного превосходства.

При разработке маркетинговой стратегии предприятие проводит сегментацию рынка и определяет потенциальные сегменты, которые предъявляют различные требования к комплексу маркетинга.

ОАО «Брянский молочный комбинат» использует дифференцированный маркетинг, то есть работает на нескольких сегментах рынка с предложением им различных категорий товаров.

Смета затрат на маркетинговую деятельность представлена в табл. 5.

Таблица 5

Смета затрат ОАО «БМК» на реализацию маркетинговых мероприятий

Мероприятия

Сумма (руб.)

Прокат видео роликов на телеканалах «Первый», СТС, «Россия», НТВ (1)

300000

Презентеры, воблеры и флажки, ценники, наклейки для оформления полочного пространства ОАО «БМК» (4)

10000

Мониторы: (5)

- в торговых сетях «Ретейл»

- областной диагностический центр

- налоговая

- почтовые отделения (3)

- звуковая реклама «Свенская ярмарка»

 

10000

4500

4500

4500

2300

Окончание табл. 5

Радио прокат звуковых роликов БИТ, Русское радио (5)

30000

Изготовление презенторов (6)

7000

Модуль в газете «Жизнь» (7)

8000

Изготовление поздравительных наклеек (для продукции и сувениров) (5)

1000

Монитор ТРЦ «Тимашковых»

15000

Листовки (раздаточный материал)

Каталоги с продукцией («Калита», «Свенская ярмарка»)

500 за 1 ячейку


 

Таким образом, сильными сторонами маркетинговой деятельности ОАО «БМК» являются: хорошая репутация комбината и его продукции в глазах потребителей; достаточно большая доля рынка (30%); наличие четкой маркетинговой концепции; эффективная работа отдела сбыта; высокое качество выпускаемой продукции; участие в разнообразных конкурсах, выставках; проведение мероприятий по продвижению своей продукции, стимулированию сбыта; ориентация на различные целевые сегменты; осуществление мониторинга цен  на товары конкурентов.

Слабые стороны комбината: недостаточное финансирование отдела маркетинга; недостаточное внимание рекламе.

Кадры

Большое внимание ОАО «БМК» уделяет своему персоналу. Кадры являются одной из важнейших составляющих эффективной деятельности предприятия. От правильного выбора (подбора) кадров зависит будущее любого предприятия. Но комбинату необходимо совершенствовать процессы найма и отбора персонала, разработать и внедрить новые принципы и подходы к оплате труда и мотивации персонала, реализовать программы развития персонала. В настоящий момент на комбинате имеются «Правила внутреннего распорядка ОАО «БМК», в которых определены основные положения кадровой политики и выделены следующие поощрения за успехи в работе: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком.

Сведения о возрасте работников предприятия приведены на рис. 2.

Рис. 2. Разбивка кадров ОАО «БМК» по возрасту

В табл. 6 приведены сведения о возрасте и образовании сотрудников предприятия.

Таким образом, в основном работники имеют среднее профессиональное образование (61% работников). Большую часть рабочего персонала (54%) составляют сотрудники в возрасте от 35 до 55 лет – это хорошо подобранный рабочий коллектив, незначительно меняющий свой состав. На предприятии работают люди с большим опытом и создаются условия для того, чтобы на работе существовала дружеская обстановка. С другой стороны, доля молодых квалифицированных специалистов составляет 11%, а в современных рыночных условиях и жесткой конкуренции просто необходимы креативные люди с новыми идеями и замыслами. Особенно это остро ощущается в отделе сбыта, где гибкость и мобильность просто необходимы.

Таблица 6

Разбивка кадров ОАО «БМК» в зависимости от их возраста и образования

Критерий разбивки

Возраст сотрудников, лет

Образование сотрудников

менее 25

от 25 до 35

от 35 до 55

более 55

среднее и/или полное общее

среднее профессиональное

высшее профессиональное

Численность работников в данной группе, чел.

47

124

243

31

94

272

79

ИТОГО

445

445


 

На производстве также ощущается нехватка квалифицированных кадров, потому что, несмотря на успешную деятельность предприятия, заработные платы простых рабочих по-прежнему остаются на невысоком уровне. Поэтому наблюдается некоторая текучесть кадров. Это негативно сказывается на производстве в целом, так как целенаправленного обучения сотрудников на предприятии нет – все обучение проходит в процессе работы. Поэтому адаптация сотрудника происходит постепенно, что может повлечь за собой ошибки и недочеты в процессе.

Средняя текучесть кадров составляет 6% в год. ОАО «БМК» придерживается компенсационной системы, ориентированной на положение работника. Вознаграждение диктуется природой выполняемой работы как таковой. Работы ранжируются специфическим образом в зависимости от того, какое место они занимают в иерархии организации, что и влечет за собой соответствующую величину вознаграждения. На предприятии следует разработать положения об оплате труда и премированию по всем специальностям и структурным подразделениям, которые будут включать в себя наряду с жесткой системой тарифных сеток, гибкую систему премий, зависящих от показателей работы службы и индивидуальных результатов.

Как было уже замечено, обучение сотрудников происходит в процессе работы, никаких дополнительных тренингов, занятий не проходит; аттестации сотрудников проходят редко и нерегулярно; низкий процент молодых специалистов; сравнительно низкий уровень заработной платы рабочих – все это, несомненно, является слабой стороной предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в кадровой политике ОАО «БМК» есть много нерешенных проблем. Необходимо разработать программу развития кадров и уделить достаточно внимания этому вопросу, так как человеческие ресурсы являются одним из наиболее важных факторов успешной деятельности предприятия.

Финансы

На основе форм бухгалтерской отчетности за 2010 год (прил. 2-3) проведем финансовый анализ деятельности предприятия. Расчет основных показателей деятельности предприятия представлен в табл. 7.

Таблица 7

Основные финансовые показатели деятельности ОАО «БМК»

 

Название коэффициента

Норматив

Начало года

Конец года

Абсол. отклонение

Относит. отклон-е

Коэффициенты платежеспособности и ликвидности

Общий показатель ликвидности

> 1

1,56

1,62

0,06

3,85

Текущей ликвидности

От 1 до 2

0,82

0,63

-0,20

-23,89

Критической ликвидности

От 0,5 до 1

2,96

2,92

-0,04

-1,35

Абсолютной ликвидности

От 0,2 до 0,5

0,03

0,01

-0,02

-66,67

Коэффициенты кредитоспособности и финансовой устойчивости

Кредитоспособности (прямой)

> 1

0,33

0,31

-0,02

-5,06

Концентрации СК (автономии)

> 0,6

0,23

0,24

0,01

3,94

Финансовой зависимости

< 0,4

0,71

0,78

0,07

9,48

Текущей задолженности

 

0,69

0,75

0,06

8,69

Финансовой устойчивости (прямой)

> 1

1,85

2,18

0,33

17,80

Финансового рычага

От 0,7 до 1

2,97

3,12

0,15

5,05

Маневренности СК

> 0,1

-0,76

-1,07

-0,31

40,79

Постоянного актива

0,7

1,53

2,18

0,65

42,48

Обеспеченности ОА СОС

Не меньше 0,1

-0,22

-0,60

-0,38

172,73

Соотношения ВА и СК

0,5 – 0,8

1,85

2,18

0,33

17,84

Показатели оборачиваемости и окупаемости

Окупаемость СК

-

21,54

16,45

-5,09

-23,63

Окупаемость ЗК

-

65,88

52,99

-12,89

-19,56

Оборачиваемость КЗ, исчисленная в днях

max 90

17,68

25,13

7,46

42,18

Окупаемость ВБ

-

92,43

67,91

-24,52

-26,53

Оборачиваемость средств в расчетах, исчисленная в оборотах

≥4,9 оборотов

9,23

11,64

2,41

26,11

Оборачиваемость средств в расчетах, исчисленная в днях

≤73 дня

38,99

30,92

-8,07

-20,70

Оборачиваемость ПЗ, исчисленная в оборотах

≥3 оборота

6,26

8,22

1,96

31,34

Оборачиваемость ПЗ, исчисленная в днях

≤120 дней

55,02

41,65

-13,37

-24,30

Показатели рентабельности и доходности

Доходность СК

-

8,88

9,08

0,20

2,25

Индекс доходности

-

1,05

1,05

0,01

0,58

Доходность расходов по обычным видам деятельности

-

1,02

1,02

0

0

Эффективность использования ресурсного потенциала

-

2,10

2,46

0,36

17,14

Доходность ВА

-

4,81

4,17

-0,63

-13,20

Коэффициент затратности

-

0,96

0,95

-0,01

-0,58

Доходность акционерного капитала

-

16,93

17,39

0,47

2,75

Производственная рентабельность ВА

-

0,10

0,09

-0,01

-10,90

Окончание табл. 7

Производственная рентабельность СК

-

0,19

0,20

0,01

4,96

Производственная рентабельность акционерного капитала

-

0,36

0,38

0,02

5,47

Производственная рентабельность основной деятельности

-

0,02

0,02

0,00

3,24

Производственная рентабельность продаж

-

0,02

0,02

0,00

2,65


 

Данное предприятие является временно неплатежеспособным, так как  некоторые основные финансовые показатели ниже нормативных.

Коэффициент абсолютной ликвидности у предприятия ниже норматива, что говорит о недостаточном количестве платежных средств.

Коэффициент текущей платежеспособности ниже норматива, значит предприятие в течение года является временно неплатежеспособным. Чтобы покрыть производственные запасы, текущие активы и имущество предприятия размера собственных оборотных средств недостаточно.

Но, тем не менее, оно остается финансово устойчивым; доля сомнительных долгов сокращается. Данное предприятие еще остается сильно финансово зависимым от кредиторов и дебиторов.

Однако коэффициент общей платежеспособности выше норматива, что говорит о способности предприятия выплачивать кредиторскую задолженность за счет получаемой выручки.

Говоря о показателях оборачиваемости и окупаемости предприятия, можно отметить, что все они соответствуют норме.

На предприятии продолжительность операционного цикла составляет 94 дня на начало года и 73 дня на конец года, финансового – на начало года 76 дней, конец года – 47 дней, что говорит о хорошей производительности предприятия.

Также можно отметить снижение показателей окупаемости, что является неблагоприятной тенденцией для предприятия.

Основная масса показателей рентабельности практически остались на прежнем уровне, что говорит о несовсем эффективной работе предприятия.

Менеджмент

Высшим органом управления ОАО «БМК» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно не ранее чем через 3 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

Сотрудники управленческого звена предприятия постоянно проходят курсы повышения квалификации и обмениваются опытом и знаниями со своими коллегами.

Общественность хорошо оценивает данное предприятие. Высоко ценит качество продукции. Предприятие является надежным партнером.

Организационно-производственная структура ОАО «БМК» представлена в прил. 4. Проанализируем организационную структуру.

Взаимодействие на уровне «подразделение – подразделение»: структура ОАО «БМК» – линейно-функциональная, поскольку предприятие состоит из подразделений, каждое из которых выполняет свою функцию.

Для анализа существующей структуры определим соответствие подразделений функциям, которые выполняются на предприятии, используя табл. 8.

Таблица 8

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"