Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Брянский молочный комбинат» и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг..........11
1.3. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия.................12
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 15
2.1. Информация о предприятии и его бизнесе 15
2.2. Анализ потенциала предприятия 20
2.3. SWOT-анализ ОАО «БМК»…………………………………….........32
2.4. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 34
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «БМК» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....52
2. обеспечение его превосходства над заменителями;
3. нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
4. творческое использование полезного опыта конкурентов;
5. умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
6. интенсивное использование рекламы и прочее.
Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ:
1) Высокая обеспеченность факторами производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами), финансовыми возможностями.
2) Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау), прочными контактами с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке.
Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.
3) Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области.
Конкурентоспособные родственные отрасли за счет технологического и информационного взаимодействия, общей инфраструктуры усиливают конкурентоспособность также и экономики в целом.
4) Высокий уровень спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию предприятия и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.
5) Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию, и успешно ее реализовывать.
6) Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.
7) Высокий уровень организационной культуры, что является в XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации.
Успех в конкуренции достигается преимущественно противостоянием не столько денег, сколько людей, поэтому успех зависит от слаженных действий персонала и руководителей, что в немалой степени обеспечивается организационной культурой.
8) Благоприятная для предприятия конъюнктура, имидж (популярность, наличие известной торговой марки).
9) Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства в экономических и политических кругах (лоббирование).
10) Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки.
11) Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания. Они формируют важнейшее преимущество фирмы – благосклонное отношение к ней потребителя.
12) Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности.
Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в самом широком смысле, ведущих к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники не поняли или не приняли нового.
Ниже разработаны основные мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «БМК» (табл. 16).
Таблица 16
Основные мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «БМК»
Мероприятия | Затраты на мероприятия | Ответственность за выполнение |
1. Проведение поддерживающей рекламы для удержания спроса на продукцию; проведение рекламной кампании. | 790000 | Отдел маркетинга |
2. Провести анкетирование потребителей в августе-сентябре 2011 г. методом глубинного интервью с целью выявления степени их информированности о продукции комбината. | 19000 | Отдел маркетинга |
3. Выход на новые рынки сбыта. | 42750 | Отдел сбыта |
4.Организация спонсорства для поддержания репутации предприятия. | 380000 | Отдела маркетинга |
5. Участие в выставках, ярмарках. | 240000 | Отдел маркетинга |
6. Снижение текучести персонала. | 34779 | Отдел кадров |
7. Привлекать на предприятие молодых и перспективных специалистов. | 60000 | Отдел кадров |
8. Обучение работников предприятия. | 115000 | Отдел развития, обучения и аттестации персонала |
9. Повышение квалификации руководителей высшего и среднего звена без отрыва от производства. | 75000 | Отдел обучения и развития |
10. Разработка программ по повышению мотивации сотрудников (улучшение условий труда и отдыха работников). | 87000 | Отдел кадров |
11. Повышение з/п работникам комбината. | 570000 | Отдел труда и ЗП |
12. Увеличить загрузку оборудования. | 43000 | Производственный отдел |
13. Поиск более дешевых поставщиков с целью снижения себестоимости продукции. | 106000 | Отдел маркетинга |
Итак, рекомендации для повышения конкурентоспособности ОАО «Брянский молочный комбинат» следующие:
1. повысить квалификацию работников отделов маркетинга и сбыта (или привлечь молодых специалистов с опытом работы);
2. увеличить долю затрат на маркетинговые исследования с целью расширения рынков сбыта;
3. реструктурировать подразделения, чтобы обеспечить более эффективную работу отделов маркетинга и сбыта;
4. усовершенствовать систему управления кадрами и трудовой мотивации (снизить текучесть, привлекать молодых специалистов, увеличить зарплату);
5. внедрить в производство современное оборудование, отвечающее последним достижениям науки и техники;
6. создать более совершенную систему скидок и бонусов постоянным клиентам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной курсовой работы по повышению конкурентоспособности ОАО «БМК», приведем основные выводы и рекомендации по дальнейшей работе комбината.
ОАО Брянский молочный комбинат работает на рынке молочной продукции. Молочная отрасль является одной из важных составляющих всей пищевой промышленности. В последние годы в связи с возрастающим спросом покупателей на отечественную молочную продукцию, наблюдается увеличение объемов производства и продаж. Отечественные молочные продукты отличаются своей натуральностью и высокими вкусовыми качествами.
Комбинат имеет богатый – более 100 наименований – ассортимент продукции: от традиционных молочных продуктов до новейших разработок. Каждый продукт из ассортимента отличается нежным вкусом и по-своему полезен для организма. Сегодня комбинат является одним из крупнейших перерабатывающих предприятий в регионе. Возможности комбината позволяют перерабатывать до 500 тонн сырья в сутки.
Отличных результатов в области качества предприятие достигает как благодаря совершенствованию технологии производства, так и контролю за качеством сырья и готовой продукции. Поступающее на комбинат сырье и выпускаемые молочные продукты строго контролируются собственной химико-бактериологической лабораторией, что позволяет выпускать экологически чистую продукцию высокого качества. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы и награды, полученные на различных специализированных выставках.
По доле на брянском рынке предприятие ОАО «БМК» является лидером. Основными его конкурентами являются: Дмитровский молочный комбинат, Лианозовский молочный комбинат, Гомельский молочный комбинат, ОАО Молочный комбинат «Воронежский», ТнВ «Сыр Стародубский», ЗАО «Карачевмолпром».
Комбинат в целом является конкурентоспособным, однако следует уделить больше внимания еще большему расширению ассортимента, разработать эффективную рекламную кампанию.
Кроме этого следует учесть фактические затраты на НИОКР, чтобы совершенствовать производство, не привлекая дополнительных специалистов.
Таким образом, ОАО «БМК» не только удерживает прочные позиции на брянском рынке молочной продукции несмотря на растущую конкуренцию, может предложить наиболее выгодные условия работы с клиентами и партнерами.
Увеличение гибкости производственных линий и интенсивности использования новых технологий позволит предприятию быть более мобильным и приспосабливаться к изменениям в предпочтениях потребителей.
Предприятие пользуется известностью со времен возникновения, поддерживает свой имидж и сейчас. Но, несмотря на это, все же стоит активизировать рекламную деятельность, стимулировать сбыт. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, предприятию максимальное внимание следует уделить комплексному развитию ассортимента, повышению требований к качеству продукции, а также эффективному использованию сырья и производственных мощностей, что позволит удешевить продукцию. Сочетание традиционно высокого качества, приемлемой цены с обязательным внедрением и использованием новых технологий создадут оптимальные условия для динамического развития предприятия.
В заключении следует отметить, что в целом ОАО «Брянский молочный комбинат» имеет высокий производственный потенциал и все возможности для дальнейшего развития и процветания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 2 января 2000 года // Российская газета. – 2000. – № 5.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 2009 года // Российская газета. – 2009. – № 248.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12 июня 2008 года // Российская газета. – 2008. – № 131.
4. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года // Парламентская газета. – 2006. – № 126.
5. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики, 2005. – 528 с. ISBN 5-8297-0005-0.
6. Голубков, Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры/ Е. П. Голубков. – М.: Издательство «Дело», 2006. – 419 с.
7. Касатник, А. М. Менеджмент: основы организации: учеб. для вузов/ А. М. Касатник. – М.: ИНФРА, 2009. – 245 с.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – СПб.: Коруна, 2008. – 697 с. ISBN 0-13-262254-8.
9. Мескон, М. Х. Основы менеджмента/ М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2005. – 704 с. ISBN 5-7749-0030-4.
10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ Г. В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2008. – 704 с.
11. Администрация Брянской области. Экономика: итоги социально-экономического развития в 2010 году/ А. Б. Подъяпольский, А. В. Рябов. – Брянск: BRYANSKOBL, 2010. – Режим доступа: http//www.bryanskobl.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Устав ОАО «Брянский молочный комбинат»
Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Акционерное общество «Брянский молочный комбинат» учреждено Постановлением Администрации Брянской области Комитетом по управлению государственным имуществом от 21 декабря 1992г. №989 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г., в акционерное общество открытого типа «Брянский молочный комбинат» и с момента государственной регистрации (зарегистрировано Постановлением Администрации Бежицкого района г.Брянска от 24.декабря 1992 г. №2097) стало правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного государственного предприятия «Брянский городской молочный комбинат».
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», на основании решения общего собрания акционеров от 25 апреля 1996г., Постановления Администрации г.Брянска от 28 июня 1996г. №411 Акционерное общество открытого типа «Брянский молочный комбинат» переименовано в Открытое акционерное общество «Брянский молочный комбинат» и является правопреемником всех прав и обязанностей переименованного предприятия.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"