Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Брянский молочный комбинат» и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг..........11
1.3. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия.................12
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 15
2.1. Информация о предприятии и его бизнесе 15
2.2. Анализ потенциала предприятия 20
2.3. SWOT-анализ ОАО «БМК»…………………………………….........32
2.4. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 34
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «БМК» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....52
По интегральной оценке конкурентоспособности товара ОАО «БМК» занимает лидирующее положение. Конкуренция со стороны других производителей молочной продукции не представляет собой большой угрозы.
Проведем исследование конкурентоспособности фирмы в целом. Данный анализ выявляет сильные и слабые стороны конкурентов и позволяет найти верные направления, по которым фирма должна направлять свои «удары». С этой целью заполним и проанализируем табл. 13, используя 5-ти балльную шкалу: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «средне», 2 – «удовлетворительно», 1 – «плохо».
Таблица 13
Оценка конкурентоспособности предприятия
Показатели | ОАО «Брянский молочный комбинат» | ЗАО «Карачевмолпром» | ТнВ «Сыр Стародубский» |
Имидж фирмы на рынке | 5 | 5 | 4 |
Широта ассортимента | 5 | 4 | 3 |
Уровень НИОКР | 4 | 4 | 4 |
Стабильность финансового положения | 4 | 4 | 3 |
Бюджет маркетинговых исследований | 3 | 5 | 4 |
Эффективность сбыта | 5 | 5 | 4 |
Уровень рекламной деятельности | 4 | 4 | 3 |
Качество продукции | 5 | 5 | 4 |
Доля на рынке | 5 | 4 | 3 |
Товародвижение | 5 | 4 | 3 |
ИТОГО: | 45 | 44 | 35 |
На основе анализа полученных показателей построим многоугольник конкурентоспособности (рис. 4). Таким образом, ОАО «БМК» в целом является конкурентоспособным, однако, следует уделить больше внимания маркетинговым исследованиям, рекламной деятельности. ОАО «Брянский молочный комбинат» занимает сравнительно большую долю рынка. Позиция комбината довольно устойчивая, но все-таки следует учитывать действия конкурентов, необходимо постоянно проводить мероприятия по укреплению своих сильных и сокращению слабых сторон.
Рис. 4. Многоугольник конкурентоспособности
Предприятие постоянно поддерживает высокий уровень качества своей продукции. Маркетинговым отделом фирмы постоянно отслеживаются цены конкурентов, проводится анализ; цены на продукцию определяются не выше цен конкурентов, а в большинстве случаев и ниже. Конкурентное преимущество молочных продуктов ОАО «БМК» – минимальное использование ароматизаторов, применение только натуральных компонентов.
Таблица 14
Сравнительная оценка характеристик продукции ОАО «БМК» и его конкурентов
Характеристика / Выгода | ОАО «Брянский молочный комбинат» | ТнВ «Сыр Стародубский» | ЗАО «Карачевмол пром» |
Качество / Ожидания потребителя | Высокое | Среднее | Высокое |
Цена /Экономия денежных средств | Средняя | Выше средней | Средняя |
Ассортимент / Выбор продукции по вкусу | Широкий | Средний | Средний |
Натуральность продукции / Польза для здоровья | Отсутствие ГМО, вредных красителей и добавок | Отсутствие ГМО | Отсутствие ГМО |
Соответствие ГОСТу / Удовлетворение потребности в высококачественной продукции | Вся продукция соответствует ГОСТу | Не вся продукция соответствует ГОСТу | Не вся продукция соответствует ГОСТу |
Исходя из табл. 14, продукция комбината отличаются невысокими ценами, высоким качеством, широким ассортиментом, натуральностью и полезностью для покупателей. Это и есть преимущества предприятия.
Для укрепления сильных сторон предприятию можно порекомендовать расширять рынки сбыта продукции, удерживать свою долю рынка, больше внимания уделять рекламным кампаниям.
Для устранения слабых сторон БМК необходимо модернизировать оборудование, улучшить эффективность продвижения, повысить уровень НИОКР, увеличить бюджет маркетинговых исследований.
2 сила: конкурентная сила покупателей продукции. Комбинат имеет богатый ассортимент продукции (более 100 наименований): от традиционных молочных продуктов до новейших разработок. Каждый продукт из ассортимента отличается нежным вкусом и по-своему полезен для организма. Полный перечень предлагаемых продуктов с ценами на них представлен в прил. 5.
Анкетирование показало, что молочные продукты воспринимаются потребителями в основном как продукт для повседневного потребления. Основными потребителями молочной продукции являются дети, молодежь и люди, стремящиеся к здоровому образу жизни независимо от уровня дохода.
Молочная продукция, производимая ОАО «БМК», нацелена на удовлетворение потребностей в молочных продуктах населения г. Брянска и Брянской области.
Не всегда легко понять, по какой именно причине потребитель собирается приобрести тот или иной товар. При этом на рынке молочной продукции покупатель легко может найти альтернативный товар. Поэтому данная конкурентная сила представляет наибольшую опасность для ОАО «БМК».
Руководству комбината следует проводить мероприятия по повышению доверия у покупателей к предприятию и его продукции, улучшать имидж предприятия (например, с помощью эффективной рекламной кампании).
3 сила: сила влияния поставщика. Сильные поставщики могут негативно влиять на производителя посредством увеличения цены, которую производитель не может переложить на потребителя. Поэтому нельзя недооценивать данную категорию конкурентных сил, ведь эффективная работа любого предприятия зависит от своевременной и постоянной поставки качественного сырья. Надо помнить о том, что при финансовом спаде поставщики могут перейти к более успешному предприятию.
Поставщиками ОАО «БМК» являются СПК Брянского региона. Свежее молоко поставляется на комбинат по договорным ценам. ОАО «Брянский молочный комбинат» обеспечивает молочной продукцией население г. Брянска и Брянской области. Комбинат стремится реализовать свой товар в максимальном числе торговых точек («быть везде и вовремя»). ОАО «БМК» поставляет свою продукцию в торговые точки по мере её необходимости (для этих целей на предприятии создана служба XVA-N), то есть сотрудники комбината ежедневно принимают заказы на необходимое количество молочной продукции. У предприятия чёткая и отлаженная система работы с заказчиками.
4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции. В настоящее время угроза со стороны потенциальных конкурентов существует, но она невелика, так как на молочном рынке города Брянска и Брянской области сформировались доминирующие лидеры, имеющие на нем достаточно прочные позиции. Поэтому вход в отрасль потребует очень больших затрат на продвижение товара, большой Уставный капитал, больших инвестиций на производство качественной, конкурентоспособной продукции. Кроме того, у новых производителей нет доступа к дешевым источникам сырья, нет преимущества на финансовых рынках.
Большинство жителей города Брянска предпочитают продукцию Брянского молочного комбината – крупнейшего и старейшего производителя молочной продукции в Брянской области. Потенциальным производителям аналогичной продукции «сломать» стереотипы людей и привлечь их внимание к своей продукции будет очень тяжело. Кроме того, в отрасли существуют высокие входные барьеры, на рынке царит атмосфера жесткой конкуренции, производители или торговые компании «бьются» за выживание с более сильными конкурентами.
5 сила: сила производителей товаров-заменителей. Молочные продукты относятся к таким продуктам питания, которые незаменимы по своей необходимости и полезности.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому руководству предприятия можно порекомендовать концентрировать внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда, что помогает определить условия успешного существования организации.
Расчет индекса конкурентоспособности.
Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:
Jn = ai * ji,
где n – число анализируемых количественных параметров; аi – вес i-го параметрического индекса; ji – параметрический индекс i-го параметра.
Этапы оценки конкурентоспособности товара делятся на:
1. Формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.
2. Разбиение параметров на уровни конкурентоспособности: 4-х балльную шкалу - от «0» (плохой признак) до «4» (признак отлично выражен).
3. Построение матрицы-таблицы «Параметры/Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.
4. Расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).
5. Оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn) происходит исходя из следующих нормативов:
3,00 – 2,26 | очень высокая конкурентоспособность фирмы |
2,25 – 1,51 | высокая конкурентоспособность фирмы |
1,50 – 0,76 | средняя конкурентоспособность фирмы |
0,75 – 0,00 | низкая конкурентоспособность фирмы |
В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемых фирм можно выбрать следующие:
1. Цена;
2. Качество продукции;
3. Опыт работы на рынке;
4. Рекламная стратегия.
Данные параметры оцениваются по четырехбалльной шкале с четырьмя уровнями оценки фирм (табл. 15).
Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"