Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Брянский молочный комбинат» и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг..........11
1.3. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия.................12
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 15
2.1. Информация о предприятии и его бизнесе 15
2.2. Анализ потенциала предприятия 20
2.3. SWOT-анализ ОАО «БМК»…………………………………….........32
2.4. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 34
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «БМК» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....52

Работа состоит из  1 файл

КР по упр.мрк.doc

— 5.25 Мб (Скачать документ)

Анализ функций ОАО «БМК»

Содержание функции

Название функции

Отдел предприятия

Создание рынка и/или работа с рынком

Функция «маркетинг»

Отдел маркетинга

Выпуск продукции

Функция «производство»

Планово-экономический отдел

Финансирование основного и вспомогательных видов деятельности

Функция «финансы»

Бухгалтерия

Обеспечение персоналом

Функция «человеческие ресурсы»

Отдел кадров

Создание новых видов продукции

Функция «НИОКР»

Отдел маркетинга

Сбыт продукции

Функция «сбыт»

Отдел сбыта

 

Таким образом, дублирования функций на предприятии не происходит, все подразделения выполняют соответствующие им функции.

В целом, можно сделать вывод, что организационно-производственная структура ОАО «БМК» достаточно продумана. Таким образом, проводить реструктуризацию организации не следует, так как существующая структура отвечает всем требованиям организации.

Проведя управленческий анализ, можем сделать вывод, что на сегодня ОАО «БМК» является успешным, динамично развивающимся предприятием.

В табл. 9 проведен SNW-анализ внутреннего потенциала Брянского молочного комбината.

Таблица 9

SNW-анализ потенциала ОАО «БМК»

Показатель

S

N

W

Маркетинг

 

 

 

1. Репутация фирмы

2

 

 

2. Доля на рынке

2

 

 

3. Качество продуктов

2

 

 

4. Наличие маркетинговых исследований

 

1

 

Производство

 

 

 

5. Состояние основных фондов

 

1

 

6. Резервы производственных мощностей

2

 

 

7. Использование современных технологий

2

 

 

8. Гибкость производственных линий

 

 

0

Финансы

 

 

 

9. Уровень прибыльности

2

 

 

10.Финансовая стабильность

 

1

 

11.Ликвидность

 

 

0

12.Платежеспособность

 

1

 

Кадры

 

 

 

13.Уровень образования

2

 

 

14.Квалификация менеджеров

2

 

 

15.Опыт персонала

2

 

 

16.Организационная структура

2

 

 

Организация сбыта

 

 

 

17.Эффективность работы сбытовиков

 

1

 

18.Сбытовая сеть

2

 

 

19.География сбыта

2

 

 

Сумма

24

5

 

Интегральная оценка ()

1,53


 

ОАО «Брянский молочный комбинат» набрал 1,53 балла из максимально возможных двух, что свидетельствует о высоком внутреннем потенциале фирмы.

Проведенный SNW-анализ позволяет сделать следующий вывод: в последние годы ОАО «БМК» работает достаточно успешно. Но, несмотря на довольно хорошую работу в сбытовой политике, предприятие уделяет недостаточно внимания маркетинговым исследованиям, что может отрицательно сказаться на работе предприятия в будущем.

Сильными сторонами предприятия являются: хорошая репутация фирмы, эффективность продвижения, уровень прибыльности, квалификация работников, высокое качество продукции, использование современных технологий, широкая сбытовая сеть. Предприятие обладает мощным внутренним потенциалом.

 

2.3. SWOT-анализ ОАО «БМК»

Данный анализ позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT-анализа, можно установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Установленные цепочки связей между ними могут быть в дальнейшем использованы для формулирования стратегии организации.

SWOT-анализ для ОАО «Брянского молочного комбината» представлен в табл. 10.

На основании проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что Брянский молочный комбинат обладает большим производственным потенциалом, выпускает широкий ассортимент продукции, славящейся своей натуральностью и высоким качеством.

 

 

Таблица 10

Матрица качественного и количественного SWOT-анализа

Факторы

Удельный вес фактора (У)

Оценка фактора (О)

Итоговая оценка (I=У*О)

Сильные стороны:

1. Использование современных технологий и оборудования

0,2

5

1

2. Высокое качество продукции

0,1

5

0,5

3. Широкий ассортимент

0,1

5

0,5

4. Постоянное изучение рынка

0,15

5

0,75

5. Лидерство по доли рынка г. Брянска и Брянской области

0,25

5

1,25

6. Высокая компетентность персонала

0,05

3

0,15

7. Хорошая репутация у покупателей

0,1

4

0,4

8. Своевременные поставки

0,05

4

0,2

ИТОГО

1

-

4,75

Слабые стороны:

1. Короткий срок реализации продукции

0,25

4

1

2. Недостаточный контроль над изменениями во внешней среде

0,2

5

1

3. Недостаточное финансирование отдела маркетинга

0,15

4

0,6

4. Отсутствие нематериальной мотивации сотрудников

0,1

2

0,2

5. Недостаточная финансовая база для проведения НИОКР

0,2

3

0,6

6. «Старение» кадров

0,1

2

0,2

ИТОГО

1

-

3,6

Возможности:

1. Появление новых технологий

0,25

5

1,25

2. Приверженность потребителя к брэнду

0,1

5

0,5

3. Высокие входные барьеры препятствуют появлению новых конкурентов

0,2

5

1

4. Выход на новые рынки

0,15

5

0,75

5. Возможность эффективных связей с общественностью

0,1

4

0,4

6. Экономический потенциал внутреннего рынка

0,2

4

0,8

ИТОГО

1

-

4,7

Угрозы:

1. Последствия экономического кризиса

0,3

5

1,5

2. Негативная демографическая ситуация в области

0,2

3

0,6

3. Жесткая конкуренция

0,3

5

1,5

4. Инфляция, повышение цен на сырье и энергию

0,2

4

0,8

ИТОГО

1

-

4,4


 

ОАО «БМК» занял прочные позиции на рынке молочной продукции, у комбината больше  сильных сторон и возможностей (например, использование новых технологий приводит к разработке и внедрению новых продуктов).

Но не следует забывать и о существующих слабых сторонах и угрозах (например, большое влияние на цену товара оказывает инфляция, она приводит к повышению цены, что в свое время приводит к снижению спроса). Неблагоприятно на состоянии предприятия сказываются последствия экономического кризиса. Комбинату можно порекомендовать разработать более эффективную рекламную кампанию и, следовательно, увеличить бюджет маркетинговых мероприятий.

2.4. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК»

Для этого анализа воспользуемся моделью 5 конкурентных сил М. Портера.

1 сила: производители аналогичной продукции. Внутриотраслевая конкуренция довольно жесткая. Значительная конкуренция на рынке молочных продуктов обусловлена, прежде всего, спросом на продукт, а также полезностью и незаменимостью молочных продуктов.

Основными конкурентами ОАО «Брянский молочный комбинат» являются: Смоленский молочный комбинат «Роса», Дмитровский молочный комбинат, Лианозовский молочный комбинат, ЗАО «Карачевмолпром», ТнВ «Сыр Стародубский», ОАО Молочный комбинат «Воронежский» (сводный анализ конкурентов представлен в табл. 11).

Продукция БМК пользуется особым уважением. На предприятии две линии по производству молочной продукции: «Веселый луг», производящая молоко, кефир, ряженку, йогурты и творожную массу в пакетах и «Милград», производящая молочную продукцию в упаковке Tetra Pak.

Таблица 11

Сводный анализ конкурентов по производству молочной продукции

Наименование предприятия-конкурента

Ассортимент выпускаемой продукции

Целевой сегмент

Доля на рынке, %

Цены на товары

Смоленский молочный комбинат «Роса»

Узкий

Потребители ЦФО РФ со средним доходом

2

Средние

Лианозовский молочный комбинат

Средний

Потребители ЦФО РФ с доходом выше среднего

15

Высокие

ОАО Молочный комбинат «Воронежский»

Средний

Потребители ЦФО РФ с доходом выше среднего

10

Высокие

ТнВ «Сыр Стародубский»

Узкий

Потребители РФ со средним доходом

4

Средние

ЗАО «Карачевмолпром»

Средний

Потребители ЦФО РФ с доходом выше среднего

5

Высокие

Дмитровский молочный комбинат

Узкий

Потребители ЦФО РФ со средним доходом

3

Средние

 

Для определения конкурентного положения предприятие проводит исследование конкуренции на рынке г. Брянска.

Распределение рынка молочных продуктов среди конкурентов показано на рис. 3.

       Рис. 3. Распределение рынка молочных продуктов среди конкурентов

По данным диаграммы можно сказать, что ОАО «БМК» занимает большую часть на рынке молочной продукции (30%) и является главным конкурентом для любого производителя аналогичной продукции. Но также можно сказать, что конкурентная борьба на рынке молочной продукции довольно высока. Добавим, что ОАО «Брянский молочный комбинат» еще и довольно крупное предприятие и, действуя в различных сегментах рынка, занимает первые позиции и имеет довольно большой опыт работы.

Оценим конкурентоспособность продукции ОАО «Брянский молочный комбинат» (табл. 12) по основным характеристикам и основным составляющим комплекса маркетинга (товарной политике, ценовой политике, политики товародвижения). Воспользуемся методом интегральной оценки: I=B*O, где I – интегральная оценка, В – важность, О – оценка. Введём шкалу важности: 1 – неважно; 2 – важно; 3 – очень важно. Также воспользуемся следующей оценочной шкалой: 1 – очень плохо; 2 – плохо; 3 – удовлетворительно; 4 – хорошо; 5 – отлично.

Таблица 12

Интегральная оценка конкурентоспособности товаров предприятий-конкурентов

 

Показатель

В

ОАО «Брянский молочный комбинат»

ЗАО «Карачевмолпром»

ТнВ «Сыр Стародубский»

О

I=В*О

О

I=В*О

О

I=В*О

Известность торговой марки

3

5

15

4

12

3

9

Ассортимент

2

5

10

4

8

3

6

Качество продукции

3

5

15

5

15

4

12

Упаковка (дизайн, объем, информация)

2

5

10

4

8

4

8

Ценовая стратегия

2

4

8

4

8

4

8

Рекламные кампании

3

4

12

4

12

3

9

Сбытовая деятельность (клиентура)

2

5

10

4

8

5

10

ИТОГО:

-

-

80

-

71

-

62

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"