Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Брянский молочный комбинат» и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг..........11
1.3. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия.................12
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 15
2.1. Информация о предприятии и его бизнесе 15
2.2. Анализ потенциала предприятия 20
2.3. SWOT-анализ ОАО «БМК»…………………………………….........32
2.4. Анализ конкурентоспособности ОАО «БМК» 34
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «БМК» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....52
Таблица 15
Матрица оценки фирм-производителей молочной продукции
№ | Параметры | Уровни оценки фирм-конкурентов | |||
0 (неудовлетворительно) | 1 (удовлетворительно) | 2 (хорошо) | 3 (отлично) | ||
1 | Цена | Очень высокая цена | Высокая цена | Средняя цена | Низкая цена |
2 | Качество продукции | Низкое качество, компенсируемое низкой ценой | Качество ниже среднерыночного | Хорошее качество | Отличное качество (лучшее) |
3 | Опыт работы на рынке | Фирма только что создана, ее пока почти никто не знает | Достаточно новая, недавно созданная фирма, малоизвестная на рынке | Уже достаточно известная фирма (средний стаж работы более 5 лет) | «Ветеран» рынка. Стаж работы около 10 лет. Очень известная фирма |
Для рассматриваемых фирм анализ показателей конкурентоспособности показал:
общий индекс конкурентоспособности для ОАО «БМК» составляет:
Jn = (2+3+3+2)/4 = 2,5
общий индекс конкурентоспособности для ЗАО «Карачевмолпром» составляет:
общий индекс конкурентоспособности для ТнВ «Сыр Стародубский»:
Jn = (3+2+2+1)/4 = 2
В соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает исследуемое предприятие. Но, тем неменее, коэффициенты конкурентоспособности основных конкурентов комбината попадают под высокую оценку, однако общий индекс конкурентоспособности у них значительно меньше, чем у Брянского молочного комбината.
Сегментирование рынка молочной продукции
Сегментирование рынка – это процесс разбиения потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и/или поведении.
Процесс сегментации можно разделить на несколько крупных шагов, первым из которых является определение принципов, которые будут положены в основу сегментации.
Для предприятия ОАО «БМК» целесообразно выделить 4 основных критериев, по которым будет производиться процесс сегментации.
Проведем сегментирование рынка по следующим критериям:
1. По географическому принципу
Предприятие может принять решение действовать:
1.1. В данной области (этот сегмент также можно разбить на несколько составляющих):
o Центр;
o Отдаленные районы.
Данное сегментирование основывается на различиях в комплексах маркетинга по отношению к центру и отдаленным районам, т.е. расходы по доставке в отдаленные районы (транспортные расходы) могут привести и к увеличению цены.
1.2. В областях, отдаленных от данного города - это сегментирование невозможно, т. к. в данных изделиях должно быть различие в сроках хранения и транспортных расходах.
2. По демографическому принципу.
Потребности покупателей меняются с возрастом, поэтому можно выделить следующие сегменты:
o Дети;
o Подростки;
o Молодежь;
o Взрослые;
o Пенсионеры;
Дети больше взрослых нуждаются в кальции и витаминах, а пожилые люди нуждаются в диетических продуктах.
Пол.
o Женщины;
o Мужчины.
Уровень доходов.
o Низкий;
o Средний;
o Высокий.
3. По психографическому принципу:
Образ жизни:
o Традиционалист – человек, который следует сформировавшему с течением временем принципам;
o Жизнелюб – человек, который стремится попробовать все;
o Эстет – человек, который окружает себя всем прекрасным .
4. Сегментирование по поведенческому принципу.
По искомым выгодам:
Люди, которые употребляют молочные продукты, предпочитают выбирать их по своему вкусу, у них появляются свои любимые виды продуктов.
Интенсивность потребления:
o Умеренные – потребляют данную продукцию 1 раза в неделю;
o Слабые – потребляют данную продукцию 1 раз в месяц и реже;
o Активные – потребляют данный продукт 2 раза в неделю и чаще.
Лояльность к марке:
o Приобретают товары одной и той же марки (консерваторы);
o Чередуют несколько марок;
o Экспериментаторы – покупающие товар разных марок.
Статус пользователя;
Рынок молочных продуктов можно разбить на несколько сегментов:
o Не пользующихся товаром;
o Регулярных пользователей;
o Потенциальных пользователей.
Проанализировав потенциальные сегменты потребителей на основе данных критериев, выберем в качестве целевых сегментов следующие:
1. Подростки и дети, активные, регулярно покупающие молочную продукцию, финансово зависимые от родителей, экспериментаторы (каждый раз хотят попробовать продукт разных марок).
2. Взрослые люди, одинокие, молодые семьи с маленьким ребенком со средними и высокими доходами, умеренные и активные потребители молочных продуктов, искомая выгода – полезность продукта, приверженцы одной, двух торговых марок.
3. Пенсионеры с низкими и средними доходами, регулярно покупающие молочные продукты, умеренные потребители, искомая выгода – натуральность продукта, приверженцы нескольких марок.
В данных сегментах спрос достаточно большой и стабильный, что обеспечивает безубыточность предприятия, его успех среди конкурентов.
По итогам сегментирования рынка пряников ОАО «БМК» было выделено три целевых сегмента.
Таблица 16
Мониторинг цен на молочную продукцию города Брянска.
Для мониторинга использованы данные 55 розничных магазинов
Наименование продукта | Кол-во магазинов присутствия | Мин. цена | Макс. цена | Средняя цена |
Молоко Стерилизованное молоко | ||||
Домик в деревне 1л 0,5% | 14 | 36,2 | 43,5 | 40,80 |
Домик в деревне 1л 1,5% | 10 | 42,5 | 54 | 49,4 |
Веселый молочник 1 л 3,2% | 2 | 33,45 | 44 | 42,88 |
Вкуснотеево 1л 1,5% | 5 | 35 | 43,4 | 41,45 |
Вкуснотеево 1л 2,5% | 11 | 36,05 | 44,80 | 44,05 |
Линозовское 1л 3,2% | 5 |
|
| 41,15 |
Линозовское 1л 2,5% | 18 | 33,85 | 47 | 40,43 |
Летний день 1л 3,2% | 5 | 34,5 | 41,5 | 38,00 |
Молоко «Заповедный уголок» 1л 3,2%(Москва) | 12 | 31,25 | 43,7 | 37,48 |
Молоко «Заповедный уголок» 1л 2,5%(Москва) | 5 | 29,8 | 34 | 31,90 |
Пастеризованное молоко | ||||
БМК «Милград» 3,2% 1л с крышкой | 7 | 38,95 | 42,8 | 40,88 |
БМК «Веселый луг» 3,2% 1л | 4 | 25,30 | 35 | 29,2 |
БМК «Глиняная крынка» 1л 3,2% | 18 | 20,9 | 23,5 | 22,20 |
Березка (Стародуб) 1л 3,2% | 13 | 22,10 | 24 | 22,90 |
Березка (Стародуб) 1л 2,5% | 4 | 21,2 | 22 | 21,60 |
Белоруссия |
|
|
|
|
Му-у-у 1л 3,2% | 10 | 22 | 26 | 24,70 |
Мозырское молоко 1л 3,6% | 2 | 23,2 | 24 | 23,6 |
Мозырское молоко 1л 2,7% | 1 | 22,3 | 22,3 | 22,3 |
Молоко (Калуга) 1л 3,2% | 5 | 22,5 | 23 | 22,75 |
Прочие |
|
|
|
|
Молоко «Заповедный уголок» 1л 3,2%(Москва) | 2 | 32,5 | 36 | 33,75 |
Молоко «Классическое» Карачев 1л 3,2% | 3 | 21,3 | 24 | 23,6 |
Молоко «Классическое» Карачев 1л 2,5% | 5 | 20,7 | 23 | 22,80 |
Молоко (Навля) 1 л 3,2% | 2 | 21,8 | 24,2 | 23,25 |
Йогурт | ||||
БМК «Милград»2,5% 0,5 л с крышкой | 31 | 24,60 | 29,6 | 27,45 |
БМК «Веселый луг»2,5% 0,5л п/п | 19 | 25,2 | 28,4 | 26,8 |
«Лада»1,5% 0,5л п/п | 21 | 22,2 | 26,5 | 24,35 |
«Лада»2,5% 0,5л п/п | 5 | 21,3 | 25,5 | 23,40 |
«Летний день» 0,5л | 3 | 21,7 | 22 | 21,85 |
«Снежок» 0,5л | 6 | 18,4 | 25 | 23,70 |
«Вкуснотеево»0,5 | 2 | 19 | 23 | 21,00 |
Фругурт 1,5% 0,5л | 6 | 22,1 | 25,5 | 24,80 |
«Песня лета» 0,5 п/п 1,5% Воронеж | 11 | 18,5 | 35,1 | 26,80 |
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому руководству предприятия можно порекомендовать концентрировать внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда, что помогает определить условия успешного существования организации.
Сравнение ассортимента молочной продукции по основным позициям
ОАО «БМК» и его конкурентов
Таблица 17
Наименование продукции | ОАО «БМК» | ЗАО «Карачевмолпром» | ТнВ «Сыр Стародубский» |
Молоко | |||
Молоко классическое | + | + | + |
Молоко шоколадное | + | - | - |
Кисломолочная продукция | |||
Кефир | + | + | + |
Ряженка | + | + | + |
Снежок | + | - | - |
Простокваша | + | + | - |
Йогурт | + | - | + |
Бифилайф | - | + | - |
Сметана | + | + | + |
Масло | + | + | + |
Твороженные изделия | |||
Творог | + | + | + |
Масса творожная | + | + | + |
Сырок глазированный | + | - | + |
Сыры | |||
Сыры мягкие | - | - | + |
Сыры плавленые | + | - | + |
Сыры рассольные | - | - | + |
Сыры твердые | - | - | + |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО "Брянский молочный комбинат"