Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание

Целью исследования является - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед туристским предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Понятие внешней и внутренней среды туристского предприятия……………………………………………………………………...5
1.1. Внутренняя среда предприятия…………………………………………7
1.2. Внешняя среда туристского предприятия……………………………10
1.3. Непосредственное окружение туристского предприятия…………..17
Глава II. Конкуренция. Конкурентоспособность. Конкурентное преимущество…………………………………………………………………...21
2.1. Понятие конкуренции. Виды…………………………………………….21
2.2. Конкурентоспособность предприятия…………………………………..28
2.3. Конкурентное преимущество…………………………………………….33
Глава III. Матрица SWOT - анализа…………………….……………35
3.1.Теоретический аспект SWOT - анализа…………………..……………..35
3.2. SWOT-анализ гостиницы «МЕЧТА»……………….…………………..41
Заключение……………………………………………………………….51
Список литературы…………………..…………………………………52

Работа состоит из  1 файл

Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность туристского предприятия.docx

— 87.58 Кб (Скачать документ)

Контактная аудитория – это группа лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность предприятия. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к предприятию, так и в проявлении определенного отношения к ней. Различают семь видов контактных аудиторий: внутренние, местные, государственные учреждения, финансовые, СМИ, гражданских групп, широких публик.

Внутренняя  контактная аудитория – это трудовой коллектив, профсоюз, акционеры, совет  директоров. Важно, чтобы персонал предприятия  был благожелателен по отношению  к своей фирме, так как это  влияет на качество работы и распространяется на другие контактные аудитории.

Местные контактные аудитории – это окрестные  жители, совет ветеранов, совет самоуправления и пр. От их благожелательного отношения  во многом зависит имидж предприятия.

Контактная  аудитория государственного учреждения – это работники администрации, налоговых, лицензионных, статистических, санитарно-эпидемиологических учреждений, внебюджетных фондов, пожарной инстанции. Данная контактная аудитория чрезвычайно  важна для любых предприятий  ввиду особого положения чиновников, их широких полномочий и разрешительного  характера бизнеса в России.

Финансовые  контактные аудитории – служащие банков, аудиторских фирм, консультанты, кредиторы, должники и др. Эта группа лиц связана с экономикой предприятия и может обладать доскональной информацией о нем, включая и коммерческую тайну. От их действия, качества обслуживания зависит и текущая, и перспективная деятельность фирмы, осуществление инвестиционных проектов, операции с ценными бумагами и т.д.

Контактная  аудитория СМИ – корреспонденты, сотрудники газет, журналов, электронных  СМИ. СМИ являются мощным каналом  распространения новостей, информации, комментариев, рекламы, пропагандистских мероприятий, с помощью которых  можно выйти на другие контактные аудитории.

Контактная  аудитория гражданских групп  действия – это активисты экологических  движений, борцы за здоровый образ  жизни, объединения национальных и  сексуальных меньшинств, общества потребителей, которые способны повлиять на деятельность любой организации.

Контактная  аудитория публики – это люди, к мнению которых прислушивается широкая общественность (популярные артисты, телевизионные журналисты, эксперты, политики, спортсмены, художники и др.). Эта группа людей способна влиять на имидж любой фирмы.

 

Глава II. Конкуренция. Конкурентоспособность. Конкурентное преимущество.

2.1. Понятие конкуренции. Виды.

 

Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Самым важным фактором внешней среды, влияющий на деятельность туристского предприятия  является конкуренция - экономический процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу реализации туристского продукта.

Под конкуренцией понимается конфликт между хозяйствующими субъектами по поводу достижения пересекающихся целей.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне  конкурентной среды индивидуум удовлетворяет  свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает  соперничество по обеспечению своих  интересов. Как экономический закон  конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов  хозяйствования к соперничеству  и результатами в развитии экономики.

При наличии  конкуренции на рынке производители  постоянно стремятся снизить  свои производственные затраты, чтобы  увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Виды конкуренции.

 

1.По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

    • Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
    • Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

На смену  практически полностью доминировавшим ценовым формам и методам конкуренции в последние годы все чаще стали приходить комбинации ценовых и неценовых методов борьбы на товарных рынках или даже чисто неценовые методы такой борьбы.

Классификация форм неценовой конкуренции:

    • Конкуренция качеством продукции и услуг представляет собой борьбу производителей (или фирм, оказывающие какие-либо услуги) за потребителя с помощью улучшения одного или нескольких параметров качества при одинаковой или примерно одинаковой цене товара (услуги);
    • Конкуренция с помощью использования потребительских предпочтений, представляет собой борьбу производителей за потребителя с помощью выявления менталитета, привычек, пристрастий, традиций, обычаев, тенденций изменений моды по группам населения, покупающих товары и услуги на рынке благ;
    • Конкуренция с помощью оказания дополнительных сервисных услуг представляет собой другую грань конкурентной борьбы за потребителя, часто желающего по своему усмотрению изменить цвет продукции, подогнать ее к нужным габаритам, осуществить ее доставку к месту потребления, произвести ее ремонт и техническое обслуживание. Дополнительными услугами могут быть также оформление предварительных заказов, информация о наличии и поступлении товаров, создание комфортных условий при покупке-продаже, предоставление кредита и рассрочки постоянным, надежным клиентам, обмен устаревших моделей на новые;
    • Конкуренция с использованием личных связей, так называемых «откатов», и тому подобных средств конкурентной борьбы представляет собой в определенной мере мотивационный способ воздействия на потребителя, создания у него дополнительной аргументации в пользу решения о покупке им продукции и услуг у определенного поставщика;
    • Нецивилизованная и криминальная конкуренция, которая по своему физическому и экономическому содержанию наиболее далека от ценовой (недобросовестная реклама, прямой и косвенный обман покупателей, незаконное использование чужих торговых марок, брендов, хищение, порча и уничтожение имущества конкурирующих фирм и организаций). На международном уровне приемы ведения такой неценовой конкуренции часто заканчиваются торговыми войнами, которое приходится затем останавливать с помощью сильнодействующих политических средств.

 

2.По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

    • Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
    • Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

3.Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

    • Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
    • Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Можно выделить следующие основные направления  конкурентной деятельности фирмы:

1) Конкуренция  в области рынков сырья за  завоевание позиций на ресурсных  рынках с целью обеспечения  производства необходимыми материальными  ресурсами, перспективными материалами,  высококвалифицированными специалистами,  современной техникой и технологией  с целью обеспечения более  высокой, чем у конкурентов, производительности труда; 
2) Конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;

3) Конкуренция  между покупателями на сбытовых  рынках.

В условиях насыщенного рынка конкуренция  покупателей уступает место конкуренции  продавцов. В связи с этим среди  трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки  зрения маркетинга, представляет собой  конкуренция продавцов в области  сбыта товара и/или услуги на рынке.

 

2.2. Конкурентоспособность предприятия.

 

Конечная  цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.

Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики.

Конкурентоспособность предприятия в самом широком  смысле можно определить как способность  к достижению собственных целей  в условиях противодействия конкурентов. Отсюда мерилом конкурентоспособности  предприятия является «соотношение сил» между конкурентным предприятием и его основными конкурентами на рынке. К основным конкурентам  относят предприятия, близкие по характеристикам и стратегическому  поведению. Эти предприятия образуют так называемую «стратегическую  группу». Конкурентоспособность предприятия  определяется его способностью вести  успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в  условиях конкуренции в течение  определенного времени.

Информация о работе Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность туристского предприятия