Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформи-рования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.
Введение 3
1. Основные организационные структуры маркетинга 5
2. Влияние концепции маркетинга на организационную
структуру предприятия 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия (НПО «Энергомаш») 13
2.2. Маркетинговая среда предприятия и анализ производственно-
хозяйственной ситуации 18
3. Организация отдела маркетинга на предприятии 24
3.1. Выбор организационной структуры и распределение функций 24
3.2. Технология маркетинговой деятельности 27
3.3. Взаимосвязь с другими подразделениями предприятия 30
Заключение 31
Список литературы 33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет переподготовки специалистов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Маркетинг”
Тема: “Организация маркетинга на предприятии”
Выполнила: студентка группы 999 ЭКУ у-41-442 Окишева Е.В.
Проверил: ст. преподаватель Васильев Л.И.
Киров 2000
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение 3
1. Основные организационные структуры маркетинга 5
2. Влияние концепции маркетинга на организационную
структуру предприятия 12
2.1. Краткая организационно-
предприятия (НПО «Энергомаш») 13
2.2. Маркетинговая среда
предприятия и анализ
хозяйственной ситуации 18
3. Организация отдела маркетинга на предприятии 24
3.1. Выбор организационной
структуры и распределение
3.2. Технология маркетинговой деятельности 27
3.3. Взаимосвязь с другими подразделениями предприятия 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1
Введение
Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарами рынка - “рынка покупателя”, когда предложение превышает спрос по большинству товарных групп, причем как по продукции производственного назначения, так и по товарам широкого потребления. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управ-ленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкуренто-способности предприятия. Обеспечение оптимального сбыта произведенной продукции и услуг требует от предпринимателей ориентации на запросы и предпочтения целевых групп потребителей, а также формирования соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам.
Именно соотношение запросов
рынка и возможностей предприятий
должно быть положено в основу разработки
магистральных направлений, целей
и стратегий
Нужно сказать, что развитие предпринимательства в России все еще носит скачкообразный характер и сопровождается определенными трудностями. В то же время нельзя не отметить и позитивные изменения, которые имеют место в сфере предпринимательства: рост числа предприятий в негосударственном сек-торе, повышение эффективности малого и среднего предпринимательства. Рас-тет инновационная активность предприятий, формируется рыночный ментали-тет производителей и потребителей товаров и услуг.
Положения новой управленческой
парадигмы (т.е. системы взглядов) должны
выражать объективные потребности
реформируемой экономики и об-
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформи-рования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.
Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государст-венного сектора. В переходный период государственный сектор экономики бу-дет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение круп-ных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Управ-ление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, но-сящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятия в экономической системе страны.
Но каждое предприятие, функционирующее в рыночной среде, должно самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расши-рение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, на-лаживание коммуникаций - далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции предприятий, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация предприятия означает, что наряду с эко-номической функцией она выполняет и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребности общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных про-блем трудовых коллективов и среды обитания предприятия.
В настоящей работе исследована маркетинговая деятельность и ее организационная система в рамках одного из государственных предприятий г. Химок, Московской области – НПО «Энергомаш», раскрыты различные аспекты организации маркетинга и методы работы службы маркетинга предприятия.
1. Основные организационные структуры маркетинга
Достижение целей любого предприятия зависит в основном от трех фак-торов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким об-разом эта структура функционирует.
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осу-ществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимаю-щиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реали-зации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не существует уни-версальной схемы, т.к. она охватывает широкий спектр работ и функций, имеющих место при внедрении и использовании рыночной философии органи-зации предпринимательства, главным принципом которой является ориентация на потребителя - на изучение и удовлетворение его потребностей и желаний.
Для осуществления всего
комплекса работ и функций
в сфере маркетинга, для их организации
и координации в
Организационная структура определяет сложившийся (или проектируе-мый) в организации (службе) численный состав подразделений, связи и отно-шения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое. Она уста-навливает степень обособленности, департаментизации (организационного обо-собления) входящих в нее подразделений (групп, отделов), уровень их право-вой самостоятельности в получении необходимой информации и принятии ре-шений. Структура как бы закрепляет внутреннюю композицию организации (службы), фиксирует количественный и качественный состав входящих в нее образований, их иерархическую субординацию, распределение власти и само-стоятельности между ними.
Выбор организационной структуры
подразделения предприятия
В зависимости от характера и уровня взаимодействия различают несколь-ко типов организационных структур предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Основные типы организационных структур
Тип организацион-ной структуры Характеристика взаимодействия Уровень
Взаимодействия
Механистическая
Органическая Взаимодействие с внешней средой “Организация – внешняя среда”
Традиционная (линейнофункциональная)
Дивизиональная, или отделенческая
Матричная Взаимодействие
подразделений “Подразделение –подразделение”
Корпоративная
Индивидуалистская Взаимодействие с человеком “Индивид – организация”
Вероятность изменения стратегии
должна учитываться как при формиро-
При разработке организационной структуры необходимо учитывать уро-вень разделения труда на предприятии и в его подразделениях. Это связано с тем, что возможно изменение специализации работ как по функциям, так и по конкретному применению их и решению отдельных задач. Возможности при-менения технологической (горизонтальной) и управленческой (вертикальной) специализаций должны быть учтены при совершенствовании организационной структуры.
Особое внимание при разработке структуры предприятия должно быть обращено на рост специализации отдельных работ и возможность (необходи-мость) их департаментизации. В зависимости от ее направления - ориентации или на ресурсы, или на результаты - осуществляется департаментизация того или иного типа, например, по функциям, продукту, технологиям, численности, времени, территории, потребителю, рынку и т.д.
Возможность координации предопределяется как самой структурой пред-приятия, так и совокупностью отдельных частей ее и существующих устойчи-вых связей, отношений. Нарушение отношений может приводить к перерывам или полному прекращению взаимодействия, что снижает эффективность и ус-тойчивость организационной структуры. Поэтому разработка структуры долж-на сопровождаться анализом вертикальных и горизонтальных, линейных и функциональных связей предприятия.
Организационная структура охватывает определенное количество под-разделений, работ и персонала. При росте численности подчиненных увеличи-вается число межличностных коммуникаций, например, между руководителем и подчиненным. Чрезмерное увеличение количества подчиненных и числа под-разделений создает неблагоприятные условия для управляемости организаци-онной структурой. Во избежание неуправляемости организационной структуры проводят оптимизацию масштаба управляемости и контроля организации. Пу-тем достижения оптимального сочетания количества подчиненных и уровней иерархии формируют наиболее рациональную организационную структуру.
Рассмотренные выше методические положения по формированию орга-низационных структур предприятия являются основой разработки и обоснова-ния организационных структур маркетинга, т.е. подразделений, которые отве-чают за организацию, планирование, координацию и проведение маркетинго-вой политики на предприятии. Существенными факторами, влияющими на вы-бор организационной структуры маркетинга и на принятие решения о целесо-образности ее применения, являются осознание роли и значимости философии маркетинга для предприятия, отношение к маркетингу как современной кон-цепции управления со стороны руководства и всех работников предприятия. При этом следует учитывать, что маркетинг - это функция и философия пред-принимательства, организации всей деятельности предприятия в условиях рын-ка. В качестве философии предпринимательства маркетинг требует ориентации стратегии и тактики бизнеса на потребителя. Он обязывает участвовать в про-цессе удовлетворения этих потребностей все подразделения, всех сотрудников предприятия, т.к. в условиях рынка и демократии отношений между субъекта-ми маркетинговой системы успех приходит к предприятию, когда оно ставит перед собой цель изучить потребности покупателей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей. Поэтому все сотруд-ники предприятия должны понимать философию маркетинга и стремиться к достижению обусловленной этой философией общей цели.
Маркетинг выступает как ведущая функция предприятия, которая увязы-вает решения финансовых, кадровых и других производственных задач. Значе-ние функции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функциональные области (см. табл. 2). Маркетинг является движу-щей силой, индуцирующей в каждом функциональном подразделении предпри-ятия необходимость его участия в формировании и проведении политики предприятия, одобренной потребителями. Выступая ведущей функцией, марке-тинг определяет техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специали-сты по маркетингу должны довести до каждого инженера-конструктора и про-изводственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.