Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформи-рования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.
Введение 3
1. Основные организационные структуры маркетинга 5
2. Влияние концепции маркетинга на организационную
структуру предприятия 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия (НПО «Энергомаш») 13
2.2. Маркетинговая среда предприятия и анализ производственно-
хозяйственной ситуации 18
3. Организация отдела маркетинга на предприятии 24
3.1. Выбор организационной структуры и распределение функций 24
3.2. Технология маркетинговой деятельности 27
3.3. Взаимосвязь с другими подразделениями предприятия 30
Заключение 31
Список литературы 33
Однако принятие философии и концепции маркетинга всеми сотрудника-ми предприятия не может гарантировать выполнение производственных задач - необходимо создание организационной структуры, которая претворяла бы концепцию маркетинга в жизнь.
Таблица 2
Эволюция функции маркетинга в деятельности предприятия
Роль функции
маркетинга Основная направлен-ность производствен-ной деятельности Роль
потребителя
Маркетинг – одна из равных функций в дея-тельности предприятия Производственно-
сбытовая
Отсутствует
Маркетинг – более важная функция в дея-тельности предприятия
Сбытовая
Отсутствует
Маркетинг – наиболее важная функция в дея-тельности предприятия по установлению связи с потребителями
Товарная Потребитель находится в центре внимания службы маркетинга
Маркетинг – главная функция в деятельно-сти предприятия Удовлетворение
запросов потребителей Потребитель выполня-ет дифференцирован-ную контрольную функцию
Маркетинг – интегри-рующая функция всей деятельности предпри-ятия Единая скоординиро-ванная политика по удовлетворению запро-сов потребителей Потребитель выполня-ет всеохватывающую контрольную функцию
Внедрение маркетинга и его организационных структур в организацион-ные структуры предприятий происходило эволюционно. В условиях, когда су-ществовал рынок продавца и предложение было меньше спроса, использова-лась организационная структура предприятия, ориентированная на производст-во. Сбытовая политика ограничивалась системой распределения, отсутствовали исследования рынка и планирование сбыта.
Становление рынка покупателя привело к концентрации всей деятельно-сти по сбыту продуктов в организационной структуре предприятия в одном подразделении - отделе продаж (сбыта), который стал ответственным за реа-лизацию товара. На него также возлагались функции рекламирования, исследо-вания рынка, работы с покупателями, планирования и контроля сбыта и т.д. Та-кая организационная структура предприятия была ориентирована на продажу товара с использованием инструментария сбыта. Закрепление рынка продавца, стабилизация принципа рыночной экономики - превышение предложения над спросом - послужили причиной создания отделов маркетинга в организацион-ной структуре предприятий. Маркетинг стал рассматриваться как одна из функций управления деятельностью предприятия. Товарная политика стала входить в сферу деятельности маркетинга, значительно сократились функции отдела сбыта в связи с передачей большей части их в отдел маркетинга, начался процесс координации маркетинга с другими сферами производственной дея-тельности. Дальнейшая интеграция маркетинга в организационную структуру предприятия привела к формированию (в первую очередь на крупных моно-польных предприятиях) организационной структуры предприятия, полностью ориентированной на маркетинг. Все сферы деятельности предприятия стали подчиняться требованиям маркетинга, который превратился в ведущую функ-цию предприятия.
Проектирование
Особенности производственной деятельности, отличие производственных потенциалов, различие в размерах и структуре потребляемых ресурсов, объемах производства и сбыта продукции предопределяют индивидуальный подход к разработке организационных структур маркетинга. Однако поиск какой-то уни-версальной, стандартизированной организационной структуры маркетинга представляется нецелесообразным. Как отмечает Ф.Котлер, “идеальная органи-зационная структура для отдела маркетинга еще не найдена” ( 5 ).
Основными факторами, которые отражают содержание организационной структуры маркетинга, являются:
- функции, которые выполняет маркетинг;
- продукты (товары), которые выводятся на рынок;
- рынки, на которые с
помощью маркетинга
- покупатели, которые приобретают товары, поступившие на рынок;
- регионы, в которых
размещены рынки или
Несмотря на множество
вариантов организационных
га, выбор осуществляется в основном между организационными структурами, ориентированными на функции, на продукт (товар), на рынок, на потребителей (покупателей) и на регионы.
Функциональная
Продуктовая организационная структура, как правило, подходит предпри-ятию, где широкая номенклатура продукции. Ответственность за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга возлагается на менеджера по продукту. Функции маркетинга выполняют сотрудники, находящиеся в под-чинении у этого менеджера. Продуктовая организационная структура марке-тинга целесообразна, когда объем продаж каждого вида товара (товарной груп-пы) окупает затраты на маркетинг по этому товару (группе товаров).
Рыночная организационная структура маркетинга применяется для пред-приятий, которые производят однородную продукцию. Ответственность за раз-работку и реализацию стратегий и планов маркетинговых мероприятий на каж-дом рынке возлагается на менеджеров по рынку, которые сотрудничают со сеп-циалистами функциональных подразделений, где вырабатывается стратегия маркетинга для каждого рынка. Эта структура способствует улучшению коор-динации служб при выводе товара на рынок, создает возможность комплексной разработки маркетинговых мероприятий, обеспечивает более достоверный про-гноз рынка, т.к. лучше учитывает его специфику. В то же время рыночная структура характеризуется дублированием функций, низкой степенью специа-лизации работы отделов, недостаточной гибкостью.
Организационная структура маркетинга с ориентацией на покупателя (группу покупателей) основывается на проведении маркетинговой деятельно-сти и маркетинговых мероприятий, дифференцированных по целевым группам покупателей (потребителей). Эта структура ориентируется на разработку стра-тегии маркетинга для каждой группы покупателей, поэтому для работы с ней назначают руководителя. В центре внимания этой структуры находятся покупа-тели и их запросы, которые отличаются по структуре потребителей и их при-вычкам. Благодаря постоянному контакту с покупателями, возможности об-служивания целевых групп покупателей (конечных потребителей, оптовых по-купателей), а также реальным для развития и воспроизводства спроса условиям эта структура может применяться в случае неоднородного спроса.
Региональная организационная структура маркетинга применяется для предприятий, имеющих большой ареал сбыта, когда товар распределяется в ре-гионы с различными требованиями. В рамках этой структуры специалисты по маркетингу группируются по отдельным регионам, представляющим части об-щего рынка. Ответственность за организацию маркетинга возлагается на ме-неджера по конкретному рынку. Он координирует все маркетинговые меро-приятия по всем продуктам и осуществляет контроль за всеми покупателями, которые находятся в его регионе. Региональные структуры применяются преж-де всего мультинациональными предприятиями, предприятиями, у которых имеются проблемы с реализацией продукта, а также предприятиями с неодно-родной продукцией.
При организации маркетинговой
структуры предприятия
1. Единство целей. Базовыми целями являются: объем продаж, прибыль, отношение прибыли к объему продаж, доход на одну акцию, доля предприятия на рынке, структура капитала (т.е. доля субсидированного капитала). При этом цели не должны исключать друг друга.
2. Простота маркетинговой
структуры. Простота и
3. Эффективная система связей между подразделениями, обеспечиваю-щая четкую передачу информации. Система связей должна обязательно иметь обратную связь.
4. Принцип единого подчинения (единоначалия). Сотрудник должен по-лучать приказы только от одного непосредственного начальника. Для совокуп-ности выполняемых функций, имеющих одну и ту же цель, должен быть один руководитель.
5. Малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем менее длительной оказывается передача информации снизу вверх и распоряжений дирекции сверху вниз.
Координацию ответственности должно осуществлять высшее руково-дство службы маркетинга.
Под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения произ-водства, а также других факторов изменяется характер и направление целей предприятия, способы их достижения. В силу этого маркетинговые структуры должны обладать определенной гибкостью и приспособляемостью (адаптиро-ванностью).
2. Влияние концепции маркетинга на организационную структуру
предприятия
Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реали-зации концепции маркетинга. Как уже говорилось, для организации маркетинга нет универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах; они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Однако на предприятиях, производящих специфическую продук-цию, эти отделы иногда становятся элементом технической сферы. Каждое предприятие создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудов-летворенного спроса покупателей, географическое расширение рынков, изы-скание новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.).
Вместе с тем маркетинговые
структуры в значительной степени
зависят от ресурсного потенциала предприятия,
специфики выпускаемой
Особенности применения маркетинга отечественными предприятиями очень четко изложены в работе Е.П.Голубкова ( 3 ), где подчеркивается тот мо-мент, что применение маркетинга в значительной степени зависит от формы собственности и специфики организации управления конкретным предприяти-ем. Частные, арендные, акционерные организации реагируют на требования рынка, обладают большими возможностями самостоятельного принятия реше-ний по взаимосвязанным элементам комплекса маркетинга: номенклатуре, объ-ему выпуска, цене, каналам товарораспределения, стимулированию сбыта и др., что органически необходимо для выработки и реализации политики в области маркетинга. Децентрализация принятия маркетинговых решений, практикуемая многими крупными зарубежными фирмами, также легче осуществляется в ор-ганизациях, жестко не включенных в государственную структуру управления.
В зависимости от степени вовлеченности организации в маркетинг можно выделить три уровня использования данной концепции:
- деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как
концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления;
- в организации используются
отдельные комплексы (группы
- в организации изолированно
реализуются отдельные
Представляется, что в нашей стране в настоящее время применение мар-кетинга как цельной концепции рыночного управления скорее исключение, не-жели правило. Речь идет в первую очередь об организациях, выпускающих продукцию или оказывающих услуги, предназначенные для массового потре-бителя. Организации действуют в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организации существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем эле-ментам комплекса маркетинга. К числу таких организаций относятся прежде всего частные и акционерные предприятия небольших размеров, которые быст-рее адаптируются к рыночной экономике.
Более реальным для нашей страны, по мнению Е.П.Голубкова, в сущест-вующих условиях является использование групп взаимосвязанных элементов и средств маркетинговой деятельности, а также отдельных элементов комплекса маркетинга.
Все вышесказанное в полной
мере можно отнести и к