Организация торговой деятельности ИП: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Основной задачей индивидуального предпринимателя является управление бизнесом, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии индивидуального предпринимателя.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности в торговли.
2. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности.
3. Современное состояния индивидуальных предпринимателей в Беларуси.
4. Проблемы и пути их решения
5. Система государственно поддержки и регулирования ИП
6. Анализ организации торговой деятельности на примере торговой точки ИП
7. Проблемы и пути их решения
Система государственно поддержки и регулирования ИП
Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь (показатели ИП на современном этапе)
Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

кира.doc

— 842.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. N 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства" и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год, предусматривающая реализацию основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. N 1029. Целью данной Программы является дальнейшее развитие малого предпринимательства, содействие в увеличении его доли в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, количества субъектов малого предпринимательства, а также в создании новых рабочих мест. На финансирование мероприятий Программы предусмотрено из средств республиканского бюджета 206,4 млн. рублей, на деятельность Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 192, из средств местных бюджетов – 1972, других источников – 1000998 млн. рублей, из которых 1 трнл. рублей – средства банков. [4]

В результате реализации мероприятий данной Программы планируется:

● довести в 2007 году долю малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 22,8 процента;

● увеличить количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства до 34 тыс., а общее число занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 15,3 процента от общей численности экономически активного населения. [4]

Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как "Налоговый курьер предпринимателя", "Индивидуальный предприниматель", "Экономика Беларуси" и др., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении.

Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

В целях стимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.

1.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

Государственное регулирование малого предпринимательства в транзитивной экономике представляет собой систему законодательных, исполнительных, координационных мер, а также мер по контролю, проводимых соответствующими государственными учреждениями и организациями, для повышения социально-экономической эффективности предпринимательского сектора и обеспечения его развития в заданном трансформацией направлении (в Республике Беларусь это социально ориентированная рыночная экономика).

Главной целью государственного регулирования малого предпринимательства в странах с рыночной и транзитивной экономикой является стимулирование предпринимательской активности населения посредством создания благоприятной институциональной среды или поддержка малого предпринимательства. Государственное регулирование призвано решать задачи обеспечения равных условий хозяйствования и развития конкуренции, повышения ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности, устранения правовых, административных, организационных и экономических препятствий на пути развития предпринимательства и т.д.

Эффективная система государственного регулирования будет включать институты, побуждающие субъектов малого предпринимательства действовать по их собственному выбору и на основании мотивов, направляющих их поведение на то, чтобы вносить максимально возможный вклад в удовлетворение потребностей других социальных групп и общества в целом [4].

Система поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет сложную структуру, состоящую из Департамента по предпринимательству, государственных фондов финансовой поддержки, субъектов инфраструктуры поддержки и программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Основными задачами Департамента по предпринимательству Министерства экономики являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки. Им, в частности, принимаются программы по развитию предпринимательства в Республике Беларусь [5].

Основные задачи Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики:

финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе;

контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда. При этом централизованная государственная финансовая поддержка деятельности частных предприятий осуществляется прежде всего через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей был создан в 1992 году как государственная организация, содействующая проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям [6]:

содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;

участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;

поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;

содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.

В настоящее время Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей переживает значительные трудности в оказании финансовой помощи субъектам малого предпринимательства. Сегодня в фонде сложилась ситуация, при которой его кредитные ресурсы уменьшаются. В связи с этим, а также при отсутствии финансирования в дальнейшем фонд не сможет оказывать финансовую помощь субъектам малого предпринимательства.

В республике функционируют центры и инкубаторы, которые оказывают поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом.

Субъекты инфраструктуры проводят маркетинговые исследования, разработку и экспертизу бизнес-планов, проводят обучающие семинары, курсы и другие мероприятия. Однако центры поддержки предпринимательства республики из-за отсутствия финансирования не оказывают качественных информационных и аналитических услуг по проблемам развития малого бизнеса. Попытки создать сетевые инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в республике не были результативными; существуют единичные структуры, продолжающие эффективно работать после прекращения финансирования международным донором.

Ежегодные республиканские и региональные программы государственной поддержки разрабатываются и реализуются с целью совершенствования государственной поддержки и развития малого предпринимательства, включают в себя совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.

В рамках республиканской Программы государственной поддержки малого предпринимательства реализовываются мероприятия по созданию льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

Региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства осуществляются по направлениям:

совершенствование нормативной правовой базы;

ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства;

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;

информационное, учебное и методическое обеспечение предпринимательства.

К сожалению, государственные программы, призванные быть действенным механизмом развития малого предпринимательства в республике, в действительности не решают предусмотренных в них задач.

Действующее законодательство Республики Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики малого бизнеса, отличительных признаков небольших экономических организаций, которые активно влияют на становление всех хозяйственных форм как прямо, развиваясь посредством многообразия отношений собственности, так и косвенно - через развитие рыночных отношений.

Следует ввести в практику постоянный мониторинг эффективности действующих нормативно-правовых документов с последующей корректировкой тех, которые ухудшают условия хозяйствования, при этом обязательно должно учитываться мнение деловых кругов и просчитываться, как скажется действие той или иной правовой нормы в перспективе.

Учитывая стабилизирующую и стимулирующую роль малого предпринимательства в обществе и экономике, продуманная государственная политика, направленная на поддержку и развитие предпринимательства, должна являться одним из приоритетных направлений функционирования государства.

Для того чтобы малый бизнес стал жизнеспособным, выполнял в полной мере свои социально-экономические функции, необходимы определенные усилия со стороны государства: системные, осуществляемые длительное время и направленные на получение эффективных результатов, прежде всего в самом малом бизнесе. А уже затем опосредованно успехи в предпринимательском секторе смогут положительно отразиться на народном хозяйстве в целом.

 

3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе

 

Формирование нынешней структуры предпринимательства в Беларуси началось с появления первых кооперативов. В 90-е годы бизнес и предпринмательство стали новой социально-экономической реальностью.

Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности – 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве – 3,9 тыс предприятий (11,9%). [9: с. 34]

В 2005 году на долю малого предпринимательства приходилось около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдается небольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малого предпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия в Беларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило 32,4 тыс. В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общего числа), в промышленности – 7,6 тыс. (23,5%).[10]

Списочная численность работников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности – 156,4 тыс. человек, в торговле и общественном питании – 104,5 тыс. человек, в строительстве – 59,3 тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в организациях всех отраслей экономики соcтавил 11,3%.[10]

За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания – 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности – 1,6 трлн. рублей (20,1%). [10]

К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве – 16,1%, на транспорте – 7,8%. [11]

Информация о работе Организация торговой деятельности ИП: проблемы и пути их решения